Средневековый Дивертисмент Посмотреть казнь

Казнь и пытки служили не только наказанию осужденных. Судилища развлекали чёрный люд наравне с городскими ярмарками, театральными представлениями и красочными карнавалами.В восемнадцатом веке в Англии дни важных казней специально объявляли выходными – для увеличения явки граждан.

Приговорённого везли из тюрьмы к месту казни на телеге, сажали спиной к лошади. Процессию всегда сопровождал священнослужитель, за телегой следовал палач. На шею ещё перед началом этапирования накидывали три верёвки – две так называемые «тортузы» (со скользящей петлёй) и «жет», за который палач сдёргивал преступника с подставки или лестницы.

Если процессия проходила мимо монастыря, монашенки угощали преступника вином и хлебом – этот момент был отдельным праздником и у монастырей традиционно собирались толпы народа. Особенно распространённым этот обычай был во Франции. Прикоснуться к приговорённому было чем-то вроде хорошей приметы.


Около виселицы приговорённого ждали монахи или грешники. Они пели «Радуйся, Царица Небесная» (Salve, Regina). Палач первым поднимался на эшафот – задом наперёд, держа преступника за верёвки. Приведя жертву на место, палач быстро крепил тортузы к перекладине виселицы и дёргал за жет. Нередко третьей верёвкой палачи пренебрегали, просто спихивая приговорённого коленом. Это называлось пафосным «отправить в вечность».

После казни палач вставал на труп повешенного и несколько раз дёргал петлю вверх – для верности. Так он убеждался в том, что смерть наступила.

Даже после самых жестоких и массовых повешений люди просто молча расходились по домам, во время казней пили и водили хороводы, плясали и горланили песни, а владельцы самых удобных балконов сшибали деньгу, сдавая их в аренду обеспеченным зевакам.


Когда все переделаны дела .
Ходили посмотреть на казнь
Сегодня по утру , глашатый зазывал
Схожу  !
Палач, слыхала , нынче новый…
 А старый где  ?
 Наверно ,жив ещё ?
 Уже ,представился …
 Он вешал хорошо
 В округе славился.
 А эшафот , у нас , сейчас  дубовый ,
 Столб висельный ,отныне ,одиночный ?
 Да  ,перекладина  мала …
 У нас   ,то «многоместных» не было  то ,  никогда…
 Планируют когда , его казнить ?
 В обед…
 Убил кого ?
Прирезал , Себостьяна , самого…
 За что ?
Барыш не поделили…
 Сперва ,задрались, их не растащили…
 Куда его пырнул ?
В грудину ?
Да , нет
Два раза в спину.
 Сегодня рынок
Зеваки соберутся…
 Насмотрятся , потом  напьются ….

Прохладно …
 Дней десять повесит…
 А похоронят  где  его ?
 Решит родня…
 Покойник прошлый  ,провисел  три дня…
Бог милостив !
 Настали холода…
 Вдове отдали….
Сложили  в саван…
Закопали….
 А где  ?
 В лесу.
В одной земле с благочестивыми христианами преступникам лежать было нельзя.


«Никто не должен дважды нести наказание за одно преступление» (Non bis in idem) – принцип прав человека, придуманный и прописанный еще в Древнем Риме

Часто виселицы устанавливали на каменных фундаментах, поэтому в народе такие места  называли "Вороньими камнями" - "Rabenstein". Однако, согласно некоторым источникам, этот термин использовался преимущественно для эшафотов, где рубили головы, а не для виселиц.

Самыми тяжкими преступлениями в те времена считались убийство, оскорбление государя и убийство новорожденного.

В исторических источниках сохранился рассказ Саломены Беднаржовой о своей дочери, которой удалось скрыть беременность до самых родов.
 Роды произошли, когда девушка с подругой пошли за водой, от ребенка она избавилась.
 Девушке Анне отрубили голову мечом, а ее тело еще и проткнули колом, в то время как отец ребенка, Бартоломей, был приговорен лишь к шести неделям принудительных работ в кабалах.

В рыцарских судах существовали серьезные наказания за оскорбление словом или действием, за прелюбодеяние с женой своего сеньора, за нападение без предварительного объявления войны, за бегство с поля боя или за занятия, недостойные рыцаря (торговлю, например).
 Крестьянина могли наказать (хотя и не везде – в Испании таких наказаний не было) за ношение оружия, священника – за сожительство с женщиной или за недостойное поведение на людях, еврея – за то, что вышел в город в пятницу или не надел особой одежды, по которой его всегда можно было отличить от христианина.
 Одно из самых неприятных наказаний назначалось, например, за умышленный поджог чужого дома – если совершившего это ловили на месте, его полагалось связать и бросить в огонь, зажженный им же.
Существовал спектр наказаний за «сексуальные» преступления: за прелюбодеяние, за умыкание из монастыря монахини, за гомосексуальные связи среди мужчин.
Еще один круг наказаний охватывал религиозную сферу: сурово карались богохульство, порча или кража церковного имущества, особенно строго наказывалась ересь. Существовали, наконец, наказания за содержание игорных притонов без санкции короля, за неуплату податей в срок, за охоту в королевских или сеньориальных лесах и т.д.

Позорные знаки: камень, колпак, доска

Выставить правонарушителя на осмеяние толпы — таким было одно из самых унизительных средневековых наказаний. В ход шли разные средства: например, имя, адрес и описание преступления заносили на позорную доску, а виновника происшествия заставляли надевать огромный нелепый колпак. В Германии неверные супруги, богохульники и мошенники должны были носить на шее увесистый позорный камень.

Другим популярным в средневековой Европе наказанием был позорный столб — к нему чаще всего приговаривали за нарушения общественного порядка: пьянство, драки, ожесточенные споры. Столб устанавливали в центре поселения, а голову и руки осужденного закрепляли с помощью двух досок, оставляя его на потеху толпе на несколько часов, а то и дней. Каждый мог оскорбить несчастного, плюнуть в него, забросать гнилыми овощами или забить камнями до смерти.

В Великобритании позорный столб упразднили только при королеве Виктории,в 1837 г.
Если бедняков и закоренелых преступников ждало повешение, а ведьм — сожжение, то аристократов гуманно обезглавливали с помощью меча или топора.
Такая смерть считалась легкой, потому что была быстрой, практически мгновенной, а за качественную работу сам приговоренный или его родственники платили палачу золотом.
И только изобретение гильотины уравняло в правах простолюдинов и королей.

Согласно этимологическому словарю Фасмера, русское слово «палач» происходит от турецкого pala — «меч, нож».


Палачи на Руси назывались также «заплечных дел мастерами» и «катами». Они осуществляли как смертную казнь, так и истязание, пытки, отсечение конечностей и телесные наказания.

 В Германии палач был муниципальным служащим с высокой зарплатой.
 Так зарплата нюрнбергского палача Франца Шмидта (1578 — 1617) составляла 50   флоринов в год, что превышало зарплату пастора или школьного учителя.
 Почетное место палача часто передавалось по наследству: от отца к сыну.
 Поэтому возникали целые династии потомственных палачей.

Палач жил за чертой города, позднее — вблизи тюрьмы.
 В Испании дом палача красили в красный цвет.
 Палач обычно сам распоряжался всем процессом экзекуции, начиная от, собственно, её проведения и заканчивая погребением тела.

Желавшие поступить в палачи подвергались испытанию и учились мастерству у прежде поступивших.
 Учение производилось на деревянной кобыле, на которую клали изображение человеческой спины и плеч, сделанное из берёзовой коры; удары клали крест-накрест, наблюдая, чтобы конец плети не касался тех мест, где должны быть голова и бока.
 Орудием наказаний были палки, розги, кнут, плеть, кошки, линьки, батоги и клейма.
 До 1801 года палачи производили и пытки подозреваемых.
Профессия палача, естественно, не являлась сколь-либо престижной, и потому имел место кадровый голод.

 В подвале для пыток  было предусмотрено место для врача, который должен был следить за тем, чтобы обвиняемые ни в коем случае не умерли во время пыток. Смерть в случае признания вины, полученной в результате истязаний или под угрозой причинения боли, должна была наступить прилюдно - на виселице, колесе, эшафоте или костре, в зависимости от приговора.

Людей хоронили в общих могилах, подолгу хранили разлагающиеся трупы в ожидании хорошей погоды для погребения.

Тела преступников палачи нередко отдавали в анатомические театры, где их публично вскрывали врачи в парадных одеяниях.
 Публика приходила на такие представления целыми семьями — медик, как цирковой фокусник, извлекал внутренние органы и раскладывал их перед зачарованными зрителями.
 Трупы преступивших закон превращались в наглядные пособия для студентов и художников, но кроме того — были весьма востребованы ведьмами и колдунами, которые варили из них снадобья и изготовляли талисманы.
 Кости арестантов шли на производство «лечебных» порошков и мазей.
Из волос делались парики, а из человеческого жира — парфюмерные композиции.

Французский химик и фармацевт XVII века Николя Лефевр рекомендовал своим ученикам использовать для приготовления лекарств мясо молодых казненных арестантов. В европейских городах существовали целые рынки по продаже и перепродаже трупов казненных.

Какие были наказания в Средневековье?
Обвиненных в измене лишали жизни максимально беспощадным и мучительным способом — четвертовали, сжигали на костре на городской площади или заживо сдирали с них кожу. Для всеобщего устрашения казни проводили публично, и особам благородного происхождения было важно сохранить лицо.

Наказанием за воровство в Средние века, могло стать как бичевание или принудительные работы, так и смертная казнь.

Как наказывали предателей в Средневековье?

Наказание Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, и умирал от шока и обезвоживания, часто довольно долго.



Повешение – самый распространённый способ казни, применявшийся большинством цивилизаций.
На сегодняшний момент преступников всё ещё вешают более, чем в восьмидесяти государствах планеты.
Первое письменное упоминание «Виселицы» (под её английским название Hangman) относится к 1894 году.

 Как по другому называют виселицу?
«Глаголь» значит «говори». В старину в России глаголем также называли виселицу за ее сходство с буквой Г: «Кругом пустыня, дичь и голь… / А в стороне торчит глаголь, / И на глаголе том два тела / Висят…», — писал Пушкин.

Кто придумал виселицу?

Если верить Ветхому Завету, а именно Книге Есфири, то первую виселицу изобрел Аман, главный советник персидского царя Агасвера (Артаксеркса I, правившего в 465–424 годах до нашей эры).
 Амана якобы оскорбила дерзость израильтянина Мардохея, также служившего в царском дворце, и он задумал истребить всех евреев в Персии.
 С этой целью он построил виселицу, чтобы повесить Мардохея, а затем донес на него царю.
 Однако царица Есфирь, еврейская жена Артаксеркса, помешала заговору, и в итоге именно Аман и десять его сыновей были казнены на этой виселице.
 Несмотря на то что виселица не принесла своему изобретателю ничего хорошего, она пришлась ко двору, и смертная казнь через повешение сохраняется в некоторых странах по настоящее время.

Рост населения приводил к пропорциональному росту преступности, требовавшей адекватного ответа.
 Так, например, в средневековой Англии в какой-то момент насчитывалось 222 вида правонарушения, за которые полагалась смертная казнь.
 Желая оптимизировать процесс экзекуции, власти изобрели групповые виселицы, позволявшие одновременно вешать по несколько человек.
 Одним из символов эпохи стала английская треугольная виселица, построенная на поле в местечке Тайберн, — она позволяла одновременно казнить до 24 человек.
 В более гуманные времена, когда казни в тюрьмах проводились более конфиденциально, виселицы устанавливались на эшафоте, снабженном люком. Жертва падала в люк и гибла скорее от перелома шеи, чем от удушения.



Плюсы повешения очевидны – это очень просто и дёшево, а ещё достаточно зрелищно. Кстати, простота метода и доступность материалов делают повешение и самым распространённым способом самоубийства. Такой способ сведения счётов с жизнью, по статистике, выбирают свыше половины самоубийц.



Принцип повешения прост. Скользящая петля затягивается на шее приговорённого под действием его собственного веса. Силы, с которой это происходит, вполне достаточно для того, чтобы прекратили работать сразу несколько жизненно важных органов.

Верёвка сдавливает сонные артерии, из-за чего прекращается кровообращение. Вследствие этого гибнет головной мозг. Иногда при повешении повреждаются спинной мозг и ломаются шейные позвонки.


Долгое время виселицы были невысокими, позже их высоту увеличили – как раз для большего позора. В приговорах судов иногда указывали, высоко следует повесить преступника или низко. Повешение на низкой виселице считалось снисхождением. Самую высокую виселицу звали «иудейской».

Особым шиком было сделать казнь максимально красивой. Известно, что после взятия католиками Анже в 1562 году, протестанты были повешены идеально симметрично. Организаторы казни очень этим гордились. Другие палачи часто «развешивали» жертв по росту или весу, чередовали больших и маленьких – в общем, упражнялись в эстетике, как могли.
Повторные казни

Висящие на виселице трупы оставляли до полного разложения или уничтожения зверями и птицами. Зловонные останки внушали ужас населению европейских городов. Тот же подход практиковал и Пётр Великий.
К запахам и виду раскачивающихся преступников тоже довольно быстро все привыкли. Пытаясь напугать людей, их сделали безразличными к повешению. Верёвки с казней стали талисманами, резались на куски, которые потом довольно дорого продавались, становясь прибавкой к жалованию палача.


В 1942 году в Британии решили, что констатировать смерть повешенного можно лишь через час после казни. Согласно специальной директиве, всё это время тело должно провисеть в петле. В Австрии и вовсе оставляли труп висеть на три часа – так продолжалось вплоть до отмены в этой стране смертной казни (1968 год).

«Бандитские виселицы» ввёл в обиход Филипп Красивый. Они отличаются от обычных тем, что на них оставляли висеть не только тех, кто был повешен, но и преступников («бандитов»), казнённых другими способами (или, например, убитых при задержании). На одной балке могли висеть более полусотни человек.

Что такое Монфокон
В основном, «Бандитские виселицы» устанавливали на севере Парижа, в местности, которая называлась «Холм Монфокона». Это название довольно быстро закрепилось за самой виселицей.


Останки снимали с виселиц тогда, когда уже особенно нечего было снимать. Приговорённых к смертной казни не хоронили, кости сбрасывали в специальный колодец. В Европе он назывался словом «оссуарий», в России – словом «костница».


Виселица в Берфельдене возведена из красного песчаника. Рассчитанная на осуществление шести казней одновременно.Последняя казнь в этом месте состоялась в жаркий день 13 июля 1804 года, когда здесь была повешена женщина - цыганка за кражу курицы и двух буханок хлеба. Обстоятельства дела и суровость приговора за столь незначительное преступление вызывают вопросы. Посмотреть на казнь, как следует из записей очевидцев, отправилось очень много людей - дорога на вершину холма, откуда открывается прекрасный вид на ландшафты Оденвальда, оказалась полностью забита, из-за чего осужденную долго не могли доставить до места.



В каких странах вешают до сих пор-Албания;
    Ангила;
    Антигуа и Барбуда;
    Багамские острова;
    Бангладеш;
    Барбадос;
    Бермудские острова;
    Бирма;
    Ботсвана;
    Бруней;
    Бурунди;
    Великобритания;
    Венгрия;
    Виргинские острова;
    Гамбия;
    Гранада;
    Гайана;
    Гонконг;
    Доменика;
    Египет;
    Заир;
    Зимбабве;
    Индия;
    Ирак;
    Иран;
    Ирландия;
    Израиль;
    Иордания;
    Каймановы острова;
    Камерун;
    Катар;
    Кения;
    Кувейт;
    Лесото;
    Либерия;
    Ливан;
    Ливия;
    Маврикий;
    Малави;
    Малайзия;
    Монсеррат;
    Намибия;
    Непал;
    Нигерия;
    Новая Гвинея;
    Новая Зеландия;
    Пакистан;
    Польша;
    Сен Китс и Невис;
    Сен-Винсент и Гренадины;
    Сент-Люсия;
    СНГ;
    Самоа;
    Сингапур;
    Сирия;
    Словакия;
    Судан;
    Свазиленд;
    США;
    Сьерра-Леоне;
    Танзания;
    Тонга;
    Тринидад и Тобаго;
    Тунис;
    Турция;
    Уганда;
    Фиджи;
    Центрально-Африканская Республика;
    Чехия;
    Шри-Ланка;
    Эфиопия;
    Экваториальная Гвинея;
    ЮАР;
    Южная Корея;
    Ямайка;
    Япония.


Рецензии