Праздник Балтай, Мордовская Кармалка

Уникальный праздник проводится в селе Мордовская Кармалка Лениногорского района РТ - называется он Балтай. Проводят его в начале лета представители эрзянского народа (эрзя - большая этнографическая группа в составе мордвы). Уникальность этого праздника в том, что в других местах расселения племени эрзя - такое празднование больше нигде не встречается.
Обрядовую основу праздника Балтай составляет языческое моление древнему духу - "хозяину" леса, у мордвы он воплощён в образе медведя. В нынешнее время, поскольку лесов и медведей в окрестностях села нет, в качестве "объекта поклонения" выбирают трех молодых парней, которых наряжают в "медвежье семейство". Самый рослый парень - это хозяин-медведь, второй - медведица, а третий парень - медвежонок. На них надевают кленовые и липовые ветви со свежими листьями, а "шапку" делают из связки папоротника.  Медведицу и медвежонка также украшают луговыми и лесными цветами. Балтай обычно проводится в июне - в следующие выходные после празднования Троицы, когда обычно в деревне заканчивались весенние сельскохозяйственные работы.
Корни праздника Балтай уходят в общие финно-угорские религиозные представления и верования, где считалось, что в медведя вселяется "дух леса", и всё, что происходит в лесу - не может случиться без его воли.
Несколько веков назад мордва в поисках незанятых земель переселялась с правого берега Волги на восток, а потом расселилась в междуречье Шешмы и Большого Черемшана. В стародавние времена эти территории покрывали смешанные и широколиственные леса, непроходимые густые чащи, дремучие лесные дебри, полные диких зверей. Поэтому, когда народ эрзя обосновался тут, то  его языческие верования обратились к лесным духам. Старожилы рассказывали, что нередки были случаи нападения медведей на людей и скот, и чтобы избежать этих бедствий местные жители стали проводить моления в честь "лесного хозяина", чтобы он не обижал их.
По преданию название моления произошло от имени жившего здесь отшельника-колдуна (жреца) по имени Балтай, его лесное жилище находилось в удобном месте, где бил чистый источник "Балтай латко". Мордва стала селиться в этом краю, а жрец Балтай, по просьбе людей, стал проводить моления лесному духу, чтобы он не обижал людей. По местным легендам он первым стал наряжаться в "шубу" из кленовых ветвей, а потом ходил по дворам и огородам, заглядывая в каждый закуток и закоулок, отгоняя нечистую силу, шепча молитвы и заклинания. Медведь издревле почитался эрзянами как символ здоровья, достатка и силы, поэтому новый праздник прижился в селе под названием Балтай. В этот день эрзя почитает "хозяина леса" - медведя (Овто), хозяйку природы - Виряву (мать леса), а также всех своих сородичей и предков, кто впервые поселился в этих местах.
Образ медведя, как тотемного животного, глубоко вошел не только в религиозное сознание эрзянского народа, но также сохранился в мордовских сказках, легендах, пословицах и приметах.
После смерти Балтая в медведи стали "наряжать" неженатых парней, которых с молением водили по всему селу, чтобы напугать злых духов, отогнать несчастья и болезни, защитить хозяйства от мора, засухи и пожара. Местная мордва за деньги даже нанимала специальных медвежатников (поводырей), которые с прирученными медведями ходили по деревням и селам, совершая тем самым языческие традиции.


Местный краевед и писатель М.Е. Евсевьев в своих трудах указывал: «По понятиям мордвы нечистая сила, а равно и колдуны, которые имели с ней связь, боятся медведя, поэтому мордва, чтобы злые духи не могли проникнуть в конюшни и хлева и вредить скотине, в старину держали в них медвежьи черепа. А те, у кого такого черепа не было, вводили во двор и на конюшни живых медведей, когда в село приезжали поводыри медведей, за что владельцам последних платили большие деньги» (Мокшина Е.Н.).
У мордвы считалось счастливым знаком, если медведь (или его ряженый образ) будет присутствовать на свадьбе, якобы именно медведь может благословить молодых: жениха и невесту на чадородие, благополучие и достаток в семье.
 
Мордовский праздник Балтай совершается следующим образом: выбираются выходные после Троицы, в этот день селяне идут в густую рощу или дремучий лес. Заранее выбирают тех юношей, кто будет исполнять роль "хозяина леса" - их приводят на просторную поляну, и там проводят мордовскую игру под названием – «Кикерькат». Суть этого состязания в том, чтобы с завязанными глазами собрать в корзинку разбросанные по земле и траве лыковые шарики. Победители в этой игре становятся "медвежьей семьёй". Девушки и женщины в национальных нарядах наряжают их кленовыми ветками, украшают цветами, делают головные уборы из папоротника. Этот обряд сопровождается эрзянскими песнями и хороводом. Все селяне просят у "хозяев леса" доброго урожая, хорошей погоды и благополучия в семье.
После этого "медвежью семью" с песнями ведут в родное село, где оставшиеся местные жители на каждой улице ставят столы с приготовленным угощением. Медведей встречают с поклонами и с просьбою - отведать приготовленные яства. У эрзя дорогих гостей обычно угощают квасом, свежими пирогами, хлебом с солью, мёдом, а также ритуальным блюдом - Кулагой. Кулага готовится из сока калины, куда добавляют сахар, ржаную муку, изюм; далее эта смесь настаивается в теплом месте на кусках ржаного хлеба. Кулага в специальных чашах обязательно присутствует на празднике Балтай, чтобы медведь её попробовал.
Обходя все улицы, "хозяева леса" желают всем добра и достатка, пробуют угощение, благословляют всех местных жителей, а потом собираются на специальном месте, где поют веселые песни, водят хороводы и проводят народные игры.
В конце праздника Балтай все местные жители окружают "медвежью семью", а потом начинают снимать с них древесные ветви. При этом все ветки окунают в родниковую воду и сбрызгивают друг на друга, восклицая по-мордовски: «Шумбрачи!» (древнее пожелание крепкого здоровья и дождя, необходимого для земледелия). В ответ другие селяне отвечают: «Сюкпрятенк пар овалонк кис» - в переводе с эрзянского: «Спасибо за ваши поздравления».
Далее праздник оканчивается общей трапезой, где съедаются приготовленные национальные блюда. На праздник обязательно готовят "овтоньлапот" – с мордовского: медвежья лапа. Это блюдо возникло в глубокой древности: по преданию юноша считался взрослым и мог завести семью, если лично добудет медведя и принесет его лапы. Поскольку медведи сейчас в их краях не водятся, то это блюдо готовят из свиного и говяжьего фарша, который перемешан с печенью. При его приготовлении в фарш добавляются перемолотые ржаные сухари. Популярны на празднике Балтай сладкие блины из манной крупы с добавлением меда или варенья.
На столах обязательно стоит мордовский напиток - поза - её делают из свеклы, используя солод и хмель. По вкусу и рецептуре очень напоминает свекольный квас. Очень популярен у эрзя медовый кисель, его подают на всех национальных праздниках и свадьбах. Кроме мёда в напиток обязательно добавляют брусничный или клюквенный сок, чтобы была кислинка.
На праздник Балтай приглашают фольклорные группы и коллективы, как из республики Татарстан, так и из соседних регионов (из республики Мордовия, из Самарской, Оренбургской и Ульяновской областей).
Празднование проводится под руководством актива села и Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа (секретарь Олег Дулкин).
   
********* *********** ************ ************ ******** ******* ******* *********
Источники материалов:
Мокшина Е.Н. "Образ медведя в религиозных и мифологических представлениях мордвы и других финно-угорских народов" // Социально-политические науки. – 2012. – №3. – С. 16-19.


Рецензии
Спасибо, Сергей!
Интересно как!!!!!
ШАЛТАЙ - Балтай с детства знакомо!
Из перевода англ. песенки. МАРШАКОМ!
Видимо, МАРШАК разбирался в финно - угорских
народах! В их языке!!!?
Спасибо большое!!!!!

Иветта Дубович Ветка Кофе   01.04.2024 18:59     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.