Некролог

Помните ли вы сейчас о выборах мэра Москвы 2013 года? Наверняка уже достаточно смутно. А ведь эти выборы при грамотных действиях со стороны демократической оппозиции и оппозиционно настроенных людей могли бы если и не стать переломным моментом, который привёл бы к постепенной трансформации российского режима, то хотя бы притормозил, или бы даже остановил его от скатывание в глубокий авторитаризм, который мы имеем сейчас.
Для начала, наверное, стоило бы вспомнить, а чем таким эти выборы вообще отличались от остальных. Да очень просто – это были первые и единственные относительно крупные выборы, до которых был допущен Алексей Навальный. Да, были ещё выборы в Мосгордуму в 2005 году, но эти выборы и сами по себе были смехотворны по своей значимости, да и Навальный тогда не был так известен, как в 2013 году, когда он уже был, я думаю, безоговорочным лидером российской оппозиции: он занял первое место на выборах в Координационный совет оппозиции, попал в Time100 – список самых влиятельных людей года по версии журнала Time.
Так вот, на тех выборах Алексей Навальный занял второе место, набрав 27.24% голосов избирателей, и почти выбив во второй тур кандидата власти Сергея Собянина, получившего 51,37% голосов. По одним данным (данные команды Навального) – выборы были сфальсифицированы, и второй тур должен был быть. По другим (данные Максима Каца) – результаты выборов были честными. Но независимо от этого можно с уверенностью утверждать – Алексей Навальный мог выбить Сергея Собянина во второй тур. Для этого, вероятно, штабу Навального, было необходимо чуть получше провести избирательную кампанию (хотя нельзя не признавать, что та мэрская кампания всё равно была одной из лучших избирательных кампаний в российской истории), но и самим гражданам нужно было поверить в свои силы и прийти в тот день на избирательные участки. Мне кажется, на тот момент вполне существовали основания считать, что власть, ещё не до конца отошедшая от массовых протестов 2011-12 годов, и не дошедшая до того состояния, что готова сажать всех не угодных (собственно, до этого она пока не дошла и сейчас), в какой-то мере бы отступила и дала бы провести второй тур.
Во втором туре Навальный мог бы мобилизовать оппозиционные силы и опрокинуть Собянина. Да, власть могла бы попытаться сфальсифицировать выборы, но, если бы она знала, что столкнётся с сопротивлением избирателей, также могла бы и отступить, как она сделала после протестов 11-12 годов, пойдя на некоторые уступки оппозиции.
А теперь просто представьте, что мэром столицы становится лидер оппозиции, главный оппонент Владимира Путина.
Предупреждаю, мы разбираем достаточно оптимистичный, я бы даже сказал утопичный сценарий развития событий. Что власти бы никого не отправили в отставку, не арестовали и не убили. Пессимизма нам в жизни, знаете, и так хватает.
Во-первых, оппозиция легитимирует себя в глазах россиян как реальная политическая сила. Да, поддержка оппозиции в столице всегда выше, чем в регионах, но уже нельзя было бы сказать, что это какие-то маргиналы с 3% поддержки, всё-таки они выиграли выборы главы столичного региона, а это что-нибудь да значит.
Дальше не нужно забывать, что все главы субъектов РФ автоматически попадают в Госсовет, председателем которого является Президент. То есть Навальный получил бы возможность заседать в одном заде с Владимиром Путиным, со своим главным политическим оппонентом. Да и к тому же в Совет Федерации назначается представитель от исполнительного органа власти субъекта, которого выбирает лично глава региона. Эти единичные голоса в полностью лояльных режиму органах ничего бы, конечно, не изменили, но уже сам факт их наличия был бы значим для оппозиции, так как она получила бы своё представительство в высших эшелонах власти. Из того, кто был бы назначен в Совет Федерации мог бы получится эдакий Михаил Саакашвили, который, будучи министром, обвинял Шеварнадзе и его правительство в коррупции. Ничего изменить возможности бы не было, но благодаря такому голосу в высших органах, можно было бы заручиться поддержкой избирателей, показав злоупотребления властей, находясь в качестве официальных лиц, а не «блогеров в Интернете», что могло бы повысить уровень доверия к их словам среди граждан.
Дальше у оппозиции появляется шанс на удачное выступление на Едином дне голосования в 2014 году. Поскольку они зарекомендовали себя как реальную политическую силу, у них было бы больше ресурсов для ведения избирательной кампании, они бы встретили меньше противодействия со стороны властей, а в течение года с сентября 2013 по сентябрь 2014 могли бы повысить свой рейтинг среди граждан (я напоминаю, мы рассматриваем оптимистичный сценарий), они могли бы рассчитывать на удачное выступление. Вполне можно было бы взять губернаторский пост в Санкт-Петербурге и большинство в Мосгордуме (а это плюс два места в Совете Федерации). Всё это позволило бы несистемной оппозиции ещё лучше улучшить свои позиции и зарекомендовать себя как реальную политическую силу в глазах граждан, что могло бы помешать Кремлю устраивать репрессии в отношении них и остановить, ну или хотя бы замедлить происходящую авторитарную консолидацию российского режима и его окончательное превращение в диктатуру страха. Да, в 2014 случился Крым, и произошла так называемая «консолидация вокруг флага», но оппозиция при удачной работе могла бы сохранить и улучшить свои позиции, играя на внутриполитической повестке и не затрагивая внешнеполитическую.
В 2016, легитимировав себя как политическую силу в глазах избирателей, у оппозиции был бы шанс хорошо выступить на выборах в Государственную Думу. А в 2018 выдвинуть кандидата на президентские выборы. И даже если бы на них не удалось победить, в силу ли фальсификаций на выборах, или реально проиграв, то это помогло бы избежать принятия многих ужасных, репрессивных и антинародных законов. Возможно, испугавшись общественного мнения, Кремль не начал бы полномасштабное вторжение в Украину. Общество было бы не таким запуганным и отстаивало бы свои права. Всё это могло бы привести если уж и не к демократизации, то хотя бы в какой-то мере уберегло бы от скатывания в тот авторитаризм, который мы имеем сейчас. Но этого не произошло…
Мы находимся там, где находимся. Война с Украиной идёт уже 10 лет, а полномасштабное вторжение началось более двух лет назад. Оппозиция или выдавлена из страны, или находится в тюрьмах. За инакомыслие и антивоенную позицию преследуют. Борис Немцов был убит у стен Кремля, Алексей Навальный, о котором я писал в самом начале, некогда чуть не ставший мэром Москвы, был сначала отравлен «Новичком», затем, по возвращении на родину, посажен в тюрьму, где в течение 3 лет содержался в пыточных условиях, и в итоге, 16.02.2024 года был убит. Будем считать, что это мой ему некролог.
25.02-20.03.2024г


Рецензии