Пятый Круг Ада - Гнев и его последствия

  Плачь, сетуй в топи невылазной,
  Проклятый дух, пей вечную волну!
  Ты мне - знаком, такой вот даже грязный.
               -  Данте


Для гневных Круг тот и унылых,
И для ленивых место есть.
В болотной жиже вечно живы
Дерутся вечно - это месть.    (1)

Там, кто несдержан в своих чувствах -
Погорячился - отошёл…
Но согрешил... в душе их пусто,
Когда бездумный гнев прошёл.

Там стражем Флегий - сын Ареса.
Папаша был сам бог войны.
Разрушил Дельфы сын-повеса,
За что и изгнан в царство тьмы.  (2)

Он наблюдает за страданием
Всех тех, кто в гневе жизнь прожил,
Унынием отравлял желания
Кто мёртвым и при жизни был...


(1) Пятый круг представляет мрачное и угрюмое место, охраняемое сыном бога войны Ареса — Флегием. Чтобы попасть на пятый круг ада, нужно быть очень гневным, ленивым или унылым. Тогда наказанием будет вечная драка на болоте Стикс

(2) Флегий — персонаж древнегреческой мифологии, сын Ареса.
По одной из версий мифа, его племя решило ограбить священный для всех греков город Дельфы, за что и было уничтожено богами.
По другой версии Аполлон Флегий сжёг посвящённый богу храм и был застрелен Аполлоном из лука. В подземном царстве Флегий был обречён на вечные муки.




IRA FUROR BREVIS EST

Ira furor brevis est.
Гнев — кратковременное безумие.
          - Гораций

... самый страшный гнев, гнев бессилия.
         - Михаил Булгаков


Неконтролируемое чувство,
Не как эмоция, - инстинкт!
Когда и разум и искусство,
Бессильны повлиять на миг. 

Гнев на поступок или слово,
Гнев на бездействие иль ложь,
Гнев на родных или знакомых,
Когда предательства не ждёшь.

Гнев переходит в ярость часто,
Гнев - это чувство для толпы.
Безумство временное - ясно.
Но, как последствия сильны!





МЕГЕРА, ФУРИНА

Гнев, о, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!
Гнев неуёмный его много бедствий ахеянам сделал…
      - Гомер, «Илиада», песнь 1-я


На каждый случай нашей жизни
У древних бог был иль богиня -
Мегера - имя ей в Афинах,
Фурина в Риме было имя. 

Богиня мести и реванша,
Страшней других богинь, богов.
Ей нужно видеть слабость вашу,
Чтоб превратить друзей в врагов.

Она служила древним грекам
И римлянам служила верно,
Её орудие вендетта.
Её влияние безмерно.

Придаст значение другое
Намёку, взгляду, жесту быстро
И удивление немое
Наполнит полным яда смыслом. 

Напомнит старые обиды,
Уколы, что забыть бы можно...
И то, что раньше было стыдно,
Теперь покажется возможно.

Она не знает слов прощения,
Ей милосердие незнакомо.
Ей справедливость - есть отмщение.
И разум чувством там ведомый.

На гладиаторской арене
Стояли статуи богине.
Она присутствует в измене
В любой вендетте есть и ныне.

Любой раздор, любая драка,
Скандал, война иль разногласие -
Она инстинкт ведёт в атаку
У ней во всём свои понятия.

Зовут так женщин иногда
С которыми никак не сладить.
С которыми всегда вражда...
Богиню всё ж нельзя ославить. 





ДЕМОН ЛЖИ И ГНЕВА - САТАНА

Бойся гнева терпеливого человека.
        - Филип Дормер Стенхоп Честерфилд


Известный демон - САТАНА,
Противник Бога самый главный.
Он есть олицетворение Зла
И искуситель очень страстный.

Когда порой творим мы зло -
Он нашу руку направляет,
Вставлял он в руку нам перо…
Теперь e-mail он отправляет.

Он проверяет вашу веру
По многу, многу раз подряд.
На выборах он есть, к примеру -
Он ей помощник, говорят.

Он - Прокурор в понятии Бога,
Он - выбор меж Добром и Злом…
Он подстрекает нас в дорогу,
Но забирает ум при том.

Он Хаос, проявление Тьмы,
Он враг Добра, Любви и Мира -
Он отравляет нам умы
Всей пропагандой из эфира.

Его число - шестёрки три 
Его сигил - есть пентаграмма.
На шабаше он правит пир
Где ведьмы на метле, как манны.

А для поклонников его
(А их немало и повсюду)
Морали ложной естество
Им Сатана даёт оттуда.


Сатанинская символика и эстетика сформировались в Средние века как искусственный образ врага, применяемый католиками к своим врагам: иудеям-каббалистам, еретикам

Звериное Число 666 взято из Откровения Иоанна Богослова

Шабаш — это искажённое название еврейского праздника субботы (Шаббата)






КОРЕНЬ ЗЛА

Слова «не надо нервничать» хорошо помогают привести человека в нормальное состояние бешенства.
     - Стас Янковский


Во всём мы ищем ”корень зла”.
Искоренить его желаем,
Но, если Библия права,
Он в каждом есть! Что часто знаем. 

Ростки даёт он в тот момент,
Когда нас душит ярость, гнев.
Когда бываем “не в себе”,
Когда с толпой поём припев.

Когда мы оттолкнём друзей,
Обидим близких словом в кровь.
Потом плоды мы из корней
Все пожинаем вновь и вновь.

Не знание питает корень -
Так, как эпиграф говорит.
Отравит душу нам на горе -
Он яд из чувств весь сотворит.

Он любит лозунги и марши,
Он любит марш и любит строй.
В толпе тот корень станет маршал!
Когда один - он не герой.

Он также любит беззащитных
Где безнаказанность царит.
Где чёрной сотни кличи, гимны;
Где разум сдавлен иль убит.

Итак, он в нас!  Но “по подобию”
Творение каждого из нас,
Откуда же берётся “фобия”?
Похоже с яблока был сглаз.


В Ветхом Завете, в Книге Иова (гл. 19, ст. 28), рассказывается о благочестивом Иове, которого Бог подверг тяжким испытаниям. Недоумевая по поводу невесть за что свалившихся на него бедствий, Иов говорит преследующим его людям: «Вам надлежало бы сказать: «зачем мы преследуем его?» Как будто корень зла найден во мне».




ЯРОСТЬ ТОЛПЫ


Толпа не будет сыта хлебом,
Ей много зрелищ подавай.
И зрелищ, чтоб эмоции пеной
Лились, заполнив через край.

В толпе всегда бурлят идеи
С низов вздымая черноту,
Политики и их лакеи
Все ставят ставку на толпу. 

Толпу не успокоишь флейтой -
Ей нужны кровь и барабан,
И цель желательно чтоб местной
Чтоб кто-то на заклание дан.

Удобно, чтобы беззащитней
И чтоб отличный от других -
Религией, а может пищей
И чтоб свалить грехи своих.

Сойдут пришельцы, коренные
Толпе лишь направление дай...
Пусть гугеноты, иудеи,
Виновны. Бей их в кровь. Давай.

Не просто зрелище. С участием.
Для тела да и для души.   
Толпой свершённое несчастье...
Отдушина всегда в крови. 

Эмоции живут не долго -
Любовь и ярость.  Всё равно.
Адреналин разбавлен кровью
И затухает чувств вино.

Что на порыве, на инстинкте
Обходит мозг наш стороной
И управляет с страшной силой
Всегда успешнее толпой.

Один быть может отрезвиться,
За ум возьмётся. Не толпа.
Нет в коллективе общей мысли
И в этом не его вина.

Работает не усреднение,
Инстинкт на уровне толпы.
И от него её суждение,
Её поступки и черты.

В толпе эмоции, порывы
Едины бурею страстей
К любому действию стремимы,
Но ум не властвует над ней.

Не урезонить, успокоить.
Ей факты, цифры не нужны.
Как смерч пройдёт она по полю,
По полю жизни, тишины.

В толпе твоё сознание тухнет
В толпе девиз - "все, как один".
Толпа охотно дружно ухнет,
Разрушит, не восстановит.

Толпа руководит сознанием.
Идёт там массовый гипноз,
Там чувства, а не понимание,
Инстинкт там делает прогноз.

В толпе никто не виноватый,
И наказать толпу нельзя.
И голос лидера невнятный
Усилит, понесёт толпа. 

Толпа, как смерч, несёт разруху -
След битых стёкол и золы.
И все попавшие под руку
Растерзаны, в крови, мертвы.

Ну разве только пирамиды
Толпе разрушить не дано,
Всё остальное стёрто с виду...
Вождям известно то давно





ЭПИЛОГ

Что началось гневом, оканчивается стыдом.
       - Бенджамин Франклин


Все наши чувства - роль инстинкта,
Что жил в нас миллионы лет,
Он шлифовался и слоился,
И в генах он оставил след.

Наш разум - молодая поросль
Лишь на поверхности его.
Ни обьяснить, ни успокоить
Инстинкта, чувства торжество.

Глубины моря - вот инстинкты
А разум - волны, рябь, прибой...
Шторм - где эмоции все вскрыты
Вздымают вал крутой волной.

Бессилен разум коль глубины
Бушуют бешено в крови...
И ураганы чувств сравнимы
С безумной яростью толпы.

Перевороты, революции,
Все войны, ненависть и кровь -
Остатки древней эволюции,
Работа чувств, а разум - ноль.

Потом, когда утихнет буря
И разум взглянет на разгром
Он объяснит и успокоит
И совесть усыпит. Потом.


Рецензии