Баба Катя. История жизни

За окном монотонно  стучал дождь, стекая вниз  по карнизам. казалось, что так было всегда: серое небо. однообразные звуки стекающих капель. Когда-то баба Катя ,так ее теперь называли, радовалась такому дождичку, тихому, убаюкивающему. Под него хорошо спалось и отдыхалось.
Но теперь ей совсем не спалось, а дождь казался надоедливым, бесконечным и нудным.
"Да, видно, выспалась за свою долгую жизнь. Надоело  лежать и вставать не хочется. Да и зачем? Только и осталось, что думки гонять,"-разговаривала сама с собой баба Катя. В последнее время она только и делала, что вела с собой бесконечную беседу. Сама задавала вопросы и сама на них искала ответы. И вспоминала, вспоминала, вспоминала. Такая  долгая жизнь, а проскочила, как миг.
Родилась в большом селе, раскинувшемся под горой. Ее улицу окаймлял лес, дубовый, крепкий, стоявший стеной. И название у него было необычное "Заводский". По преданию, Петр 1 строил здесь завод корабельный. Эти сведения остались в памяти старожилов и передавались из поколения  в поколение. Улица, на которой жила тогда Катя, Катенька, Катюша. была очень красивой и неповторимой в любое время года.
Летом яблони и груши в садах клонились под тяжестью фруктов. Не зря улица называлась Садовой. С горы  тянуло запахом полыни, зверобоя, душицы. С луга доносился гул: это пчелы собирали мед с трав и цветов. и такое умиротворение чувствовалось во всем, что хотелось петь и радоваться жизни.
Осенью сады и лес одевались в яркие цвета, от бордового на осинах, до ярко -золотистого на березах. Деревья как будто торопились показать свои наряды. И было столько нежности и грусти в шелесте листьев, в их беззвучном падении на землю, устланную ими словно ковром. Грусть слышалась и в криках улетающих птиц, а оставшиеся на зимовку, редко подавали голоса, словно боялись нарушить тишину и покой осенней природы.
Но в этой грусти была своя прелесть: воздух необыкновенной свежести, пахнущий грибами и листьями, манил в лес. От всего этого величия и одновременно простоты кружилась голова, казалось, Божья благодать спустилась на землю.
А зимой? Ах, да, зимой улица была необыкновенно хороша: кустарники, лес, небольшие деревца- все укутано снегом. Дети всех возрастов, одетые не Бог весть как, лишь бы не холодно  было, катались с высокой горы на санках, ледянках.
Дети радовались тому, что занятия отменили из-за холодной морозной погоды -25.Ура! В школу можно не ходить, а вот кататься на санках, лыжах, самодельных коньках можно! И ведь катались же! Родители не могли загнать их домой даже вечером.
А какие подземные переходы  и крепости строили! Одна улица проходила в садах, то есть  с обеих ее сторон росли вековы деревья, а за ними сады. Снега сюда наметало столько, что торчали из него только верхушки деревьев. И школьники, возвращаясь из школы, делали проходы  в утоптанном снегу. И получалось, что по верху ходили люди, ездили на санях, а внизу были проходы, тайные выходы, тайные закоулки, где дети прятались, играли в "войнушку".
Весной все вокруг цвело: яблони, груши, сливы, вишни- все покрывалось белыми и розовыми  пахучими цветами. Запах необыкновенный! А из кустов раздавались трели соловья. Катерина помнила, как они , еще подростки, любили следить за взрослыми девушками и парнями, которые назначали свидания в укромных уголках, чтобы встретиться. Но подростки выслеживали их, часто пугая, пели:
Жених и невеста, жених и невеста,
Съели много теста,
Долго целовались-
Чуть не обоср----лись.
Ох, и доставалось тому, кто не смог убежать! Получал крапивой по полной!
В селе так: чуть подросли дети- на подмогу родителям: пасли скот, по хозяйству работали и в поле выходили с малых лет. и это не считалось чем-то особенным. К труду приучали  рано. Вспомнила Катерина, как заготавливали сено корове-кормилице на зиму. Лето, жара, мухи, хочется пить, но бабушка Матрена, которая командовала  внуками, не разрешала лишний раз бегать к роднику  за водой." Вот дойдем полоску, тогда отдохнем и попьем",- говорила она. А полоске  той конца не видно. Руки все в царапинах, колени тоже ободраны, а траву рвать надо. Внуки удивлялись, как она, старенькая, сухонькая, заготавливала больше, чем они. До 96 лет дожила бабушка Матрена Васильевна и всю жизнь трудилась не покладая рук. Восемь внуков вынянчила, всегда была отзывчивой и очень доброй.
Никогда не забудет Катерина Ивановна, как подростком  работали   на току ,куда свозили зерно с полей, и там "лопатили", сушили, очищали от сорняков пшеницу, просо, рожь. Ночью ложились отдыхать на кучи зерна и слушали старших. Сколько страшилок было выслушано, сколько снов было пересказано, сколько легенд! Никто из подростков не засыпал, хотя спать очень хотелось. Слушали до мурашек, верили всему безоговорочно, запоминали самые невероятные истории о домовых, ведьмах, белых баб, которые могут встретиться в любую минуту и лишить человека разума и воли. Пожилые крестились и говорили:" Боже, спаси и помилуй! "А подростки жались теснее друг к другу и тоже крестились . От страха.
Воспоминания  старушки метались от одного события  в жизни к другому. Что- то переживала как счастливые моменты, и слезы радости  текли по морщинистым щекам, а улыбка не сходила с лица
Студенческие годы были лучшими в ее жизни. Новая жизнь, самостоятельность, много подруг, знакомств. Умные преподаватели, любящие свой предмет, сразу покорили  сердца студентов. А сколько было начинающих поэтов среди них! И всем хотелось  выплеснуть радость бытия таким же, как они, считающих себя поэтами.
Счастливое время пролетает быстро. Окончен вуз. Волновалась, что ждет впереди. Теперь надо самой принимать решение, теперь все зависит от самой себя. Катя, Катерина Ивановна волновалась, какие будут первые ученики, как примут ее, молоденькую и еще неопытную учительницу. Их, своих первых, она помнит так, как будто  вчера рассталась с ними. Смешливые,, недоверчивые и очень любопытные, они смотрели на новую молоденькую "училку" и оценивали ее: что сказала, как сказала, как провела урок, как отнеслась к проказам самого отъявленного нарушителя дисциплины, пожаловалась ли на него директору школы . А он, словно испытывая нервы и выдержку "училки", придумывал новые пакости. И ,что греха таить, плакала иногда Катерина Ивановна втихаря, чтобы никто не видел, от бессилия и неуверенности в себе, но жаловаться к директору не ходила, на вопрос, как дела, отвечала, что все хорошо. Так продолжалось очень долго. Борьба была на выживание: кто первый капитулирует, сдаст свои позиции. Но он все - так сдался первым. Так думала Катерина Ивановна. А было все по-другому: лишь через много лет она узнала, что не сдался он, а был наказан одноклассниками: они серьезно "поговорили" с ним, чтобы не досаждал  любимой учительнице. А Катерина Ивановна удивлялась: как же Коля изменился!

Потом замужество и переезд в другой город. Много чего было в первые годы замужней жизни! Но самое памятное событие-рождение первенца. Трудные роды, Трое суток мучилась от сильных болей. Родила сама, крепкого, здорового, красивого сына. Все внимание ему. А муж... Баба Катя старалась не вспоминать эту страницу жизни. Все перетерпела, пережила, перегоревала. Семью сохранила и... простила.
Потом рождение второго сына, новая работа. В семье постепенно все наладилось. Дети радовали, развивались, были послушными, не капризными.
В девяностые годы приходилось трудно: зарплату не платили месяцами. Детей надо было одеть, обуть, накормить. Муж работал где мог, лишь бы копейку получить. И грузчиком, и ночным сторожем, и приемщиком хлеба в магазине. Баба Катя репетировала. Эта работа пользовалась спросом   .Она верила: когда - нибудь черная полоса закончится. И действительно, постепенно все налаживалось: репетиторство, новая работа в институте и дача, ее помогли получить родители детей, которых учила. Дача, конечно, выручала: овощи не покупали, а это огромное подспорье.
Постепенно выползали из нищеты и безденежья. Дети закончили вуз, пошли работать. обзавелись семьями, родили детей.
Катерина Ивановна вспоминает последние годы жизни с мужем. 51 год  не расставались ни на один день. Дома вдвоем, на даче вместе. Старались обходиться без помощи детей. "Пока сами справляемся, что их беспокоить?"-часто разговаривали между собой. Им же помогали деньгами, экономя пенсии.
И вот мужа не стало: неожиданно, в один миг все оборвалось. Горько, обидно и очень тяжело перенести смерть близкого человека. И сразу пришла одинокая старость. Тишина в квартире такая, что звоном отдается в ушах. Она давит и не дает дышать. Никто не звонит, не приходит. У всех своя жизнь свои проблемы и заботы. Дети зарабатывают деньги, внуки учатся, им некогда. А эта оглушительная тишина давит, как стотонный груз. Если у кого-то внизу или вверху хлопнет дверь, сердце у старушки екает, опускается вниз: "А вдруг это к ней?" Подходит к двери, и снова вязкая тишина охватывает квартиру. "Все можно пережить, но одиночество страшнее всего,- думает Катерина Ивановна.-Кругом люди, а ты одинок. Кругом толпа, а ты один. "Иногда звонят знакомые, соседи по даче. Все одинаково успокаивают: "Такова жизнь. Все там будем, кто раньше, кто позже. Ничего не поделаешь. Плачешь- это себя жалеешь. Перестань жалеть."
Баба Катя снова заплакала, тихо, беззвучно. "А почему  должно быть стыдно жалеть себя? Всю жизнь старалась быть сильной, никогда не сдавалась, никому не жаловалась, себя, здоровье свое не щадила. Никогда не показывала, как тяжело переносить боль, обиды, несправедливость?
И никто не жалел. Почему же теперь она не может пожалеть себя? Она устала быть сильной!"- так думала баба Катя, а слезы ручьями текли по морщинистым щекам.
Старушка опять вернулась мыслями к детям. Не зря говорят: сильнее всего ранят дети и внуки: "Не то сказала, не так посмотрела, не умеет радоваться. И много чего не так."
Катерина Ивановна вытирает слезы, которые никак не заканчиваются, и думает горько:" А про самое главное забыли: как помогали, как старались, чтобы все у них было не хуже, чем у других, как последнее отрывали от себя, чтобы им помочь."
Старушка вытирает слезы и просит: "Господи, прости моих детей, от неразумения так говорят и поступают! "Длинными бессонными ночами она пытается определить себя в будущем и не может, но отягощать детей своими болезнями и старческими  причудами не будет.
Она помолилась и легла. Вот еще один день прошел... И слава Богу... Такая она, старость. Она вспомнила чье-то высказывание: "Жизнь Бог дает всем, а старость избранным. "Вот и она оказалась в числе избранных. Надо жить...


Рецензии