Списки Высоцкого и Тагора

Высоцкий пел: "поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души...", а начиналось это с определения кто такой истинный поэт: "кто кончил жизнь трагически - тот истинный поэт, а если в точный срок, так в полной мере". Речь шла о том, что как-то слишком часто наиболее популярные наши поэты жили очень короткую, хоть и насыщенную жизнь. Прям по некогда популярному девизу рокеров "Живи быстро, умри молодым" (Live fast, die young). Ну давайте посмотрим, кто из поэтов последовал этому правилу. У Высоцкого перечислены:
Михаил Лермонтов (15.10.1814 - 27.07.1841) - 26 лет,
Сергей Есенин (3.10.1895 - 28.12.1925) - 30 лет,
Александр Пушкин (06.06.1899 - 10.02.1837) - 37 лет,
Владимир Маяковский (19.07.1893 - 14.04.1930) - 36 лет,
Лорд Байрон (22.01.1788 - 19.04.1824) - 36 лет,
Артюр Рембо (20.10.1854 - 10.11.1891) - 37 лет.
Согласитесь, как то не очень долго они жили.

Посмотрим, кого еще можно добавить к списку Высоцкого:
Николай Гумилев (03.04.1886 - 26.08.1921) - 35 лет,
Семен Надсон (26.12.1862 - 31.01.1887) - 24 года.
Николай Рубцов (03.01.1936 - 19.01.1971) - 35 лет,
Виктор Цой (21.06.1962 - 15.08.1990) - 28 лет.
Александр Башлачёв (27.05.1960 - 17.02.1988) - 27 лет.
Борис Рыжий (8.09.1974 - 7.05.2001) - 26 лет.
Прибавим сюда и самого Владимира Высоцкого (42 года), еще Игоря Талькова (34 года), из иностранцев - Перси Шелли (29 лет), Джон Китс (25 лет), Джим Моррисон (27 лет, The Doors), Курт Кобейн (27 лет, Nirvana), Эмми Уайнхаус (27 лет). Много их, входящих в клуб 27-ми...

И составим другой список, который назовем списком Рабиндраната Тагора, список наиболее выдающихся индийских поэтов.
Рабиндранат Тагор (80 лет),
Сурдас (105 лет),
Видьяпати Тхакур (96 лет),
Кришнадаса Кавирадж (99 лет),
Вриндавана даса (82 года),
Тулсидас (91 год),
Кабир (78 лет),
Джаядева (75 лет).
Конечно, не все индийские поэты жили так долго, не всех и получается так сразу перечислить. Но производит впечатление, что эти личности, жившие, в основном, в средневековье, когда, как считалось, продолжительность жизни была существенно меньше, чем сейчас, смогли прожить 70-100 лет.

А у многих из поэтов и поэтесс тех времен обстоятельства смерти не ясны, и рядом с предполагаемой датой смерти стоит знак вопроса. Например, Лал-дэд (Бабушка Лал, 1320—1392?) или Мира Баи (1499 - 1546?). Есть три версии ухода Миры... по одной, ее убили раждпуты, по другой она инсценировала свою смерть, сменила имя и исчезла из поля зрения зрителей, по третьей - "как настоящую бхакту Кришна забрал ее в земном теле в Свою обитель. Задокументированным остается только факт - видели, как она входила в храм, но никто не видел как она выходила из него. А на статуе Кришны осталось висеть наискось наброшенное сари."

Если вы думаете, что жизнь поэтов тех времен была тиха и безоблачна, лишена страстей, что они сидели себе под деревом в позе лотоса, медитировали и сочиняли стихи, потому и прожили так долго, то это далеко не так. Времена были непростые, даже по современным меркам. Так, Мира Баи была по происхождению раджпутской принцессой, и судьба сделала Миру персонажем трагедии в шекспировском духе. О ее жизни есть просто гениальное эссе Константина Ткаченко. Ее жизнь оказалась настолько яркой и полной драматических эпизодов, что знакомые нам истории уходов из жизни наших поэтов-классиков на этом фоне кажутся чем-то незначительным и глупым.

Можно придумывать разные гипотезы, почему в Индии поэты жили так долго и почему в России и сопредельных странах они имели тенденцию умирать молодыми. Например, согласно одной из них есть мнение, что человек уходит из этого мира на пике своего духовного развития. Похожую тему обсуждает Дарья Донцова в одном из интервью. Поэзия - один из духовных путей, если верить Бердяеву, который сравнивал Серафима Саровского и Пушкина. Но поэзия, как мы ее знаем - часто путь экстремальный, когда познание духовных материй достигается через вдохновение, через творчество, в котором эти материи проявляются неосознанно. Поэт может явно и не стремиться к духовности. В какой-то момент своей жизни он просто исчерпывает потенциал своего духовного пути, и если не находит другой - то это, как раз, подходящий момент для ухода из мира, чтобы следующая жизнь начиналась с наивысшей точки предыдущей. Если же изначально жизнь поэта плотно интегрирована с явной духовной практикой, как это было у индийских поэтов, то высшая точка духовного развития достигается лишь в очень зрелые годы, когда уже тело становится слишком старым и немощным. Тут не исключена аналогия между духовными путями правой и левой руки, агхори и бхактами (Роберт Свобода), и поэтами из списков Высоцкого и Тагора. Такая гипотеза.


Рецензии
Здравствуй, Сергей! Очень интересно! Спасибо. Потом ещё раз перечитаю, вдумчивей. Будь здоров, дорогой!

Лина Ивановна   03.04.2024 15:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Лина! Я лишь обозначил тему, которая может, при желании, превратиться в целую толстую книжку. Вспоминаются разные цитаты из Махабхараты и еще откуда то.

Сергей Козицкий   05.04.2024 12:14   Заявить о нарушении