Конкурс. Метаморфозы жанра в марте 2024

 Друзья!

  1 марта  - День кошек. И не случайно это домашнее животное в центре внимания - весна на дворе. А у неё есть свои хорошо известные признаки. И наши авторы так или иначе пишут о животных, птицах... Иногда сложно сориентироваться и отнести стихи к какому либо жанру. Для детей это написано или для взрослых, или просто с иронией.  Недаром наш проект называется Метаморфозы жанра, всё очень рядом. Но есть жанры, которые определяет форма, а есть по признаку, по теме. Вот и возьмём мы на этот раз признак - ФАУНА, животный мир, который нас окружает, а иногда он  ещё и плод нашей фантазии. Давайте разбираться...

         Итак, МАРТ - 2024 объявляется месяцем поэтического жанра:

                АНИМАЛИСТИКА

    Анималистический жанр или АНИМАЛИСТИКА, а иногда также анимализм (от лат. animal – животное) – изображение животных в живописи, скульптуре и литературе, и в поэзии в частности.

    В мировой анималистической литературе можно встретить многочисленные образы прирученных человеком и разделяющих его быт и труд домашних животных, описания диких животных, мотивы преклонения перед зверем, идеи братства человека и животного, представления о животных как наблюдателях и судьях человеческой жизни (А. Пушкин, Дж. Лондон). В фольклоре и художественной литературе образы животных присутствовали всегда, но особое многообразие мотивов, сюжетов, типов стало характерным для анималистической литературы в XX веке, когда анималистика стала своего рода ареной философских раздумий и рассуждений о мире природы, человека и животного в нем.

   Анималистический жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала и отражает наблюдательность и любовь к природе, к животным. В самом общем виде анимализм рассматривается как направление в искусстве, связанное с описанием животного мира. Термин анимализм по отношению к искусству впервые был употреблен в 1831 году, когда трое молодых французских скульпторов – , К. Фратен и А. Жуйонне – выставили в Парижском художественном салоне небольшие фигурки животных.

   Термин «анимализм» следует отличать от термина «стиль дикой природы» (от английского wildnature arts), который подразумевает реалистичное, но лишь скульптурное или живописное изображение животных. В научной литературе также встречается термин «фурри-искусство» (от английского furry art), то есть художественные работы, темой которых являются человекообразные существа с чертами животных.

   Применительно к художественной литературе можно говорить о нескольких манифестациях анимализма:

а) классический натурализм. В задачу классического натуралиста не входит упоминание о людях, животный мир у него выступает как совершенная и самодостаточная категория (Э. Сеттон-Томпсон);

б) эмпатический натурализм. Эмпатический натурализм – это попытка примерить на себя восприятие объекта;

в) сравнительная антропология. При очеловечивании качеств различных животных пафос произведения направлен на то, чтобы показать, что животные настолько похожи на людей, что людям есть чему у них поучиться (М. Горький);

г) сентиментальная анималистика. Фактически, это – беспредметный поиск элементов чего-то знакомого и родного: воспоминания детства о любимой собаке во дворе, и кличка-то которой уже давно забыта, но воспоминание о которой является составляющей того прошлого, которое приятно воссоздать и увековечить ещё раз в литературном произведении (О. Перовская, Э. Успенский);

д) басни ;

е) литературная анималистская сказка (Р. Киплинг).

   Перечисленные проявления анимализма переплетены и почти всегда бытуют вместе, в границах одного произведения.

      История развития поэтической АНИМАЛИСТИКИ

    История культуры с самых ранних времен была наполнена образами животного мира, через которых люди выражали определенные смыслы. Особую роль здесь играет доисторическая эпоха, где некоторые образы животных обожествлялись, а вокруг их создавался некий культ, направленный на восхваление и связь со сверхъестественным миром. Это служит первоначальной основой для дальнейшего развития мотивов образов животных в культуре. Со временем человек начинал понимать всю важность
анималистической темы, которая становится отдельной структурой, отличающаяся особой важностью во взаимоотношении человека и животного мира.
  Все эти понятия находят свое воплощение в поэтическом творчестве, где взаимоотношения человека и животного раскрываются с новых сторон в текстах. Одним из самых важных способов, направленных на установление соотношения подобной связи, является басенно-аллегорический способ, который характеризуется описанием образов животных. Он зародился в Европе конца 17 - начала 18 века, положивший
начало развитию отечественного анимализма.

   Изображение образов животных в иносказательном аспекте, где показывается жизнь общества, относится к русской классицистической басне, создателями которой являются А. Сумароков и В. Майков. Основная черта заключается в отсутствии самостоятельности и воплощении в определенных животных образов людей, отличающихся отступлением от моральных норм. Она служит для некого разоблачения человеческих нравов в процессе повествования через призму сатиры и аллегории.

   Россия во второй половине XVIII – начала XIX века характеризуется определенными приемами изображения образов животных, что выражается в дидактической поэзии. Что касается лирического направления, то ее образная составляющая животного мира крайне скудна. Например, в произведении «На возвращение графа Зубова из Персии» Г. Державина лишь в некоторых сценах мы можем заметить упоминание образов животных, а в «Водопаде» идет повествование о различных видах животных, которые собираются около водопада, чтобы утолить жажду. Во всех произведениях того времени с образами животных есть основной мотив, объединяющих их все. Животный мир представляется как воплощение силы и божественного начала, что является особенным, т.к. это является ознаменованием первого пробного употребления животного в подобном отношении по причине того, что раньше было активное использование образа животного, наделенного человеческими
чертами, т. е. человекоподобие.

   Описание образов животных и попытки изобразить животный мир в поэзии является крайне сложным в сравнении с традиционными природными мотивами по причине того, что любое животное обладает индивидуальным характером, манерой поведения, несмотря на инстинкты. Поэтому соотношение с метафорами, отражающими «одухотворённость» представляется невозможным.

   Резюмируя все вышесказанное, мы можем сказать, что главная функция образов животных в поэзии в историческом аспекте заключается в том, что на протяжении десятилетий происходит сближение с образом человека на основе определенных художественных приемов, которые сближают эти два понятия. Невозможно полноценно отнести животное к природному миру или же человеческому, потому что образ животного выражает некий баланс между этими полюсами. Как мы отметили ранее, нельзя наделить образ животного полностью человеческими качествами и особенностями точно так же, как и полностью связать животный мир с природой по причине того, что они уже являются ее составляющей. На основе этих положений образуется отдельное направление в поэтическом мире, связанное с мотивами животных, где они выражают определенные функции, связанные со смысловым изображением действительности на основе социальных взглядов, характерных для
определенного временного отрезка.

       Функции образов животных в поэзии ХХ в.

    Начиная с XIX–XX веков во многих сферах культуры, в том числе литературы и поэзии проходит глобальное переосмысление многих аспектов существования человека в социуме, его отношения к природе и живым существам, которые населяют всю поверхность земного шара. Запускается процесс пересмотра всех устоявшихся ранее взглядов на огромное количество традиционных сюжетов лирических и поэтических произведений, меняется их структура, добавляются новые мотивы, сюжеты, связанные с анималистической концепцией. Выдвижение на передний план образов животного мира является некой точкой старта для многих сфер творческой деятельности: художники
пишут картины, создавая новые сюжеты, поэты и писатели закладывают в анималистические образы новые, непривычные смысловые особенности, философы рассматривают представителей фауны в качестве бескрайнего источника для размышлений, а также источник для многих философских открытий. Образ животных становится центральным в творческой деятельности. Рассматривая литературу многих стран, мы можем выделить определенные мотивы, которые использовались авторами чаще всего.
    Например, анализируя художественные произведения стран Европы, мы
акцентируем наше внимание на сюжетах, где животное используется не только
в качестве домашнего скота или выступает в роли помощника по хозяйству, но
и как особое изображение крепких, неразрывных связей между человеком и
животным. Помимо этого, существуют случаи, в которых образ
представителя фауны является неким смотрителем за человеческой жизнью,
наблюдая за его действиями и судьбой.

    В американской и британской поэзии и литературе образы животных рассматриваются с философской точки зрения, которая по итогу была тесно связана с исследовательскими работами, так как они все опирались на определенные исторические события, происходящие в странах на момент XIX– XX веков. Бертран Рассел, британский философ, в своем эссе «Portraits from Memory and Other Essays» писал: «Животные, включая людей, смотрят на мир из центра, состоящего из здесь и сейчас. Наши чувства, как свеча в ночи, распространяются постепенно уменьшают свое освещение на объекты по мере их удаления». Слова Рассела отражают несколько представлений о животных, которыми он поделился с современными учеными и писателями. Во-первых, люди качественно не отличаются от других видов - «включая людей» подчиняет категорию «человек как существо» к более всеобъемлющей и важной категории образов животных. Во-вторых, у всех животных есть перспективы, уникальные и постоянно меняющиеся точки зрения, с которых они воспринимают окружающий мир. И в-третьих, чувства являются средством получения опыта и знаний для всех видов фауны. Аналогия со свечой, освещающей мир вокруг субъекта, не может не напомнить троп знания как просветления; таким образом, Рассел указывает, что люди и другие виды испытывают и учатся через призму чувственного восприятия, веры, которая помещает его в эмпирическую традицию. Помимо этого, другие мыслители Блумсбери, группа английских писателей и философов, являющиеся выпускниками Кембриджа, такие как Вульф и Холдейн, разделяли эти взгляды на чувства и разум животных, в конечном счете пересмотрев концепцию человеческой субъективности, переделав ее по образу животного.

   Рассматривая образы животных в отечественной поэзии и литературе, мы можем отметить, что многие исследователи поставили перед собой задачу структурировать все анималистические мотивы в одну систему по смысловым и образным аспектам. А. Блок в своей работе под названием «Кризис гуманизма» погружается в исследование образов фауны, выдвигая на передний план и расставляя акценты на первородные начала, не входящие в пределы целевой определенности человека . Анализируя анималистические черты в литературе, он выделяет новую, ранее не рассматриваемую черту – на место животных, которые позиционируются в качестве домашнего скота или же основной единицей для помощи в сельскохозяйственных работ, приходят абсолютно новые виды и образы, характерные для дикой природы и отличающиеся своей экзотикой для многих людей. Например, в стихотворении В. Брюсова «Предчувствие» (1894) имеется первое упоминание экзотических животных в виде удавов и ящеров:

Моя любовь — палящий полдень Явы,
Как сон разлит смертельный аромат,
Там ящеры, зрачки прикрыв, лежат,
Здесь по стволам свиваются удавы.

   Помимо этого, годом позднее, в стихотворении «Опять сон» (1895) появляются новые виды, характерные для фауны Африки:

Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Желтый лев крадется к зебре
Через травы и камыш.

   Анализируя поэтические особенности, характерные для этого времени, мы можем выделить такую центральную тему, как «метаморфозы», которая базируется на трансформацию человека в животное, где душа остается нетронутой, а лишь приобретает анималистические черты.

   Кроме этого, рассматривая творчество новокрестьянских поэтов, среди которых можно выделить таких представителей, как С. Есенин, П. Орешин, Н. Клюев и др, мы можем проследить особенности отображения мотивов образов животных. Оставляя неизменными свои объективные черты, образы животных переходят в категорию лирического объекта. Представители новокрестьянских поэтов оперировали образами фауны для отображения языка не только природы, но и современного мира с его особенностями и взглядами.

    Рассматривая начало XX столетия в аспекте анималистической поэзии, необходимо отметить, что основной ее особенностью является тот факт, что животные действуют опираясь на собственные инстинкты, без каких-либо мыслей об осуждении со стороны общества, в котором они обитают, а также особую роль играет их бытийная стихийность.  Из этого следует соответствующий вывод, что конкретно человек и поэзия в целом воспринимает образ животного в совершенно другом аспекте, отличным от общепринятых ранее положений, которые базировались на подчинении и сельскохозяйственной тематики. Животное описывается через призму высшей формы его доверия к человеку, наделения определенными качествами, не свойственными образам в ранней поэзии.

    Для анималистической поэзии 20-х годов особенно характерен образ «злого» животного, отличающийся наличием особого драматизма, душевных переживаний, боли и страданий. Помимо этого, данный образ во многом идентичен с образом человека преследователя, который также характеризуется особой жестокостью и изворотливостью.

    М. Эпштейн писал: «анималистические мотивы не занимают значительного места в поэзии 30 – 50-х годов и целиком включены в систему социальнотрудовых мотивов. Животное – прежде всего помощник человеку в его деятельности, носитель определенных общественных функций и качеств.

    Высоко ставится верность животного человеку – это основа основ новой
«анималистической» этики».

    Рассматривая особенности анималистической поэзии в диапазоне 60-70-х годов, мы можем проследить тенденцию, которая тянется на протяжении всего временного отрезка. Данный этап является собирательным, в буквальном смысле впитывающим в себя многочисленные экологические волнения, которые нашли свое выражение в научной сфере лишь через несколько лет спустя. Они воплощаются в образе животного, что носит в себе характер жертвы, идущий в тесной связи с самоидентификацией человека в отношении нравственных аспектов. Но, кроме довольно мрачной характеристики данного периода, одновременно с этим он выступает как точка отсчета в плане наиболее активного развития репрезентации образов животных в поэзии, которая характеризуется в аспекте некого ностальгического мотива, выражающийся «как прекрасная и причудливая греза об исчезающем мире».

    Рассматривая образы животных в поэзии, мы выделим образ коня. А. Афанасьев в своем творчестве, опираясь на славянскую мифологию, изображает образ коня, наделяя его неразрывной связью с природной стихией, а именно облаками, необузданными ветрами. На Древней Руси считали, что если всаднику удается укротить коня, найти с ним общий язык, то он приручает природу. Но главное значение коня в поэзии – «возможность господства над ними посредством коня лирическому герою. Конь – стремительная, необузданная стихия, во главе которой человек. Это образное выявление сущности героя, господствующего над миром. И это - необходимая  составляющая поэзии».

    В поэзии существует множество ассоциаций с образом коня. Например, в стихотворении «Степь» Бенедиктова основной мотив заключается в страстном, любовном порыве главного героя, всадника, который желает как можно скорее увидеть свою возлюбленную. Образ коня в данном контексте имеет прямую ассоциацию с необузданной силой любви:

Из груди у него вырвался клик, —
Но и эхо не может ответить.
‘Ты несёшься ль, мой конь, иль на месте стоишь?‘
Конь молчит — и летит в бесконечность!

   М. Лермонтов в своем произведении «Узник» предается мечтаниям о черногривом коне и черноглазой девице, на основе чего можно сделать вывод, что для главного героя эти два образа одинаково важны. Образ коня ассоциируется с чувством безграничной свободы души и тела:

<...> На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу <...>

    Ощущение свободы, вольности в полной мере отображается в неудержимом беге коня по просторам. Отсюда мы можем сделать вывод, что всаднику крайне важно суметь найти подход, чтобы усмирить его неудержимый напор. На основании этого мы можем привести пример таких произведений, как «Песнь о хладнокровье» П. Васильева, «Кобылица молодая» А. Пушкина и др.
    Подводя итог, мы отмечаем наличие тенденции переосмысления и изменения взглядов по отношению к образам животных в поэтическом мире начала XX в. Выдвижение на передний план образа животного, а также множество моральных тем, связанных с взаимоотношением человека и животного заставляет многих представителей поэтической сферы пересмотреть устоявшиеся нормы и двигаться в новом направлении, рассматривая каждый образ через призму собственных ощущений моральных качеств. Если раньше образы животных использовались в сельскохозяйственной тематике в качестве помощника, то впоследствии животный мир приобретает свою индивидуальность, особый для каждого образа характер и манеру поведения.
    Человек воспринимает животное как компаньона, старается найти к нему определенный подход, выражает эмпатию по отношению к нему.

ИТАК, ПОДЫТОЖИМ, некоторые выявленные особенности ЖАНРА АНИМАЛИСТИКИ:

•  Ближний план восприятия мира, без особой философии и домыслов. Животные воспринимают мир здесь и сейчас
•  Тема связанная с животными может быть по разному преподнесена в зависимости от фабулы стихотворения, приобретая описательный характер поведения животного и отношения к нему автора, сентиментальные нотки и другое, или же заимствование образа животного для выражения человеческих чувств и настроений, а также социальных явлений, происходящих в обществе в данный период
•  Достаточно скудное использование метафор, потому что сам заимствованный образ и есть метафора. В описательных стихах помним, что животные всё таки в отличие от человека движимы инстинктами, включая привязанность к человеку.
•  В зависимости от характера произведения (юмор, любовная тема, бытовая сценка, сатиристическая наклонность) выбираем подходящую форму, включая длину строки, размер. Решаем склоняться ли к лаконизму или более подробному описательному поэтическому тексту
• Воздействие на читателя через подробное описание излишних щекотливых моментов из трудной жизни животных не всегда уместны, читатель может расценить это как специальную эмоциональную меру воздействия (слёзовыжималку) и потому потерять доверие. Приобретаем читателя, держась золотой середины, не вдаваясь в крайности
•  Помним, что жанр басни - отдельный и самостоятельный, у него есть свои каноны и особенности
• Детские стихи уместны, но для них свои требования. Не следует писать для взрослых в такой же манере, как для детей. Это легко переходит в бурлеск, что может показаться странным и оттолкнуть читателя
• Аллегории, иносказание - достойная тема в данном жанре!
• Выбирая животное (дикое или домашнее) хорошо бы знать хорошо его повадки. И если не иметь опыта общения с ним, то следует хотя бы потратить достаточно времени на изучение материала из справочных источников
• Отождествление животного с человеком чаще применяется в сатирических жанрах.
• В любовной теме использование образов животных требует осторожности. Надо быть уверенным, что вас правильно поймут.
• Как бы мы не любили наших собственных питомцев, стихи требуют чего-то большего, чем дорогих автору воспоминаний. Должны рождаться разные ассоциации, затрагиваться важные человеческие принципы
• Лозунг "Мы в ответе за тех, кого приручили" может служить целым разделом данного жанра анималистики. Неисчерпаемая тема.
• Вымышленные животные могут иметь место, но это уже переход к другим жанрам. В анимализме натурализм играет главенствующую роль.

Удачи и вдохновения!

   По объёму, форме и системе стихосложения поэтическое произведение может быть любым! Никаких ограничений!
               
******************************************************

   Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в МАРТЕ 2024-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к ЛЮБОМУ РАЗДЕЛУ, на усмотрение автора.
 Объём произведения - без ограничений!

   Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения, написанного в ЖАНРЕ АНИМАЛИСТИКА, ОПУБЛИКОВАННОГО В МАРТЕ, и  не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.

  Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре опубликованное в МАРТЕ 2024 года. Будем внимательны! Принимаются даже стихи МАРТА, написанные до начала открытия статьи конкурса, если автор уверен в соответствии требуемому жанру.

Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.

 Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Стихи призывающие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, а также откровенной злобной критики политического содержания будут отклонены. Соблюдайте тактичность в рамках жанра!  Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!

Порядок заявки:
      
Имя  автора - название стихотворения - ссылка.

Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.

Приём стихов будет осуществляться до конца МАРТА. Затем 1 АПРЕЛЯ 2024 года будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от  участия в голосовании,  к следующему конкурсу не будут допущены.

Премиальный фонд конкурса:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)

Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!

БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.

  **
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!

Иллюстрация: художник Ильяс Айдаров

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   01.04.2024 19:38     Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.