Романсы, венок сонетов

РОМАНС

«Глядя на луч пурпурного заката,
Стояли мы на берегу Невы…»
Павел Козлов

Любуясь на лучи вечернего заката,
Стояла с Вами я на берегу реки.
Была свиданью я тому безмерно рада,
Запомнив  Вашей навсегда тепло руки.
Была свиданью я тому безмерно рада,
Запомнив  Вашей навсегда тепло руки.

Вы мне твердили о любви своей, о вечной,
Не раз Вы мне клялись любить меня всегда.
О, как бывает глупой молодость, беспечной!
Была такой и  я тогда в  свои года.
О, как бывает глупой молодость, беспечной!
Была такой и  я тогда в  свои года.


Промчались молодые годы без возврата,
Стою я снова здесь, на берегу Невы.
Как жестока обманутой любви отплата!
Я Вам поверила – меня забыли Вы.
Как жестока обманутой любви отплата!
Я Вам поверила – меня забыли Вы.

Как много было у меня с тех пор свиданий,
Но часто, всем годам ушедшим вопреки,
Я вспоминаю набережную, мрамор зданий,
И Вашей ощущаю вновь тепло руки.
Я вспоминаю набережную, мрамор зданий,
И Вашей ощущаю вновь тепло руки.


И скучно, и грустно ….

И скучно, и грустно, и вновь одиноко,
Великое благо общенье.
Тебя я не вижу, в разлуке нет прока,
За что от судьбы мне отмщенье?

И скучно, и грустно, в душе моей муки
С тобою не встречусь я скоро.
Вновь снятся лебяжьи с браслетами руки,
Хочу целовать их, не скрою.

И скучно, и грустно, и в жизни невзгода,
Не светит мне пламя надежды.
Слезами небесными плачет природа,
Весной не в весенней одежде.

И скучно, и грустно в полете мечтаний,
От них убежать невозможно.
А в память приходят минуты свиданий,
Как мало их было ничтожно!



Вспомни дни давние…


Вспомни дни давние, дни улетевшие,
словно листы в старой роще берёзовой.
Глядя на веточки заиндевевшие,
вспомни далекое в отблеске розовом.

Вспомни мечты и стремленья прекрасные,
те, что украсили жизнь нам прошедшую.
Вспомни признания жаркие, страстные,
ласки ночные, любовь сумасшедшую.

Вспомни, что было нам жизненной силою
в дни улетевшие, в дни уже дальние.
Вспомни ты всё над моею могилою,
глядя на ветви деревьев печальные.



Прощальный звон

Ты звени, ты звени, колокольчик прощальный,
Прочь гони, прочь гони слова песни печальной,
Чтобы песня моя о любви рассказала,
А весна чтоб твоя песне слов подыскала,

Чтоб их спеть, чтоб их спеть, чтоб их спеть...

Чтобы песню допеть о любви, о последней,
Чтоб успеть, чтоб успеть, мой цветочек ты летний,
В ожиданьи зимы, по-осеннему дремля,
Победить силы тьмы, твоему звону внемля,

И звенеть, и звенеть, и звенеть...

А зима холодна и мертва, как могила,
Смерть-погибель видна, велика её сила,
Не уйти от зимы, как бы мне ни стараться,
В ожидании тьмы не пристало бояться

Умереть, умереть, умереть...



Романс о романсе

«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног...»
Афанасий Фет. «Опять»

Играла Берс*. Звучал романс. Сияла
Сквозь занавес гардин волшебница луна.
Ему такой игры казалось слишком мало,
И был готов всю ночь стоять он у окна,

Чтоб слушать голос тот, божественный и чудный,
Чтоб в сердце он его остался навсегда.
Он помощи просил для объяснений трудных
У слов романса, ему вторившим тогда.
Прекрасен был, тот музыкальный вечер,
Фет, вдохновившись, создал превосходный стих.
Ложился лунный свет на матовые плечи,
Хотелось, чтоб навечно запомнился тот миг.

А пианистки пение под звук рояля
Раскрыло их сердца, любовью озарив.
И за окном луна, свой свет на них роняя,
От чувства покраснела цветом от зари.

Влюбленных ожидала в будущем разлука,
Чтоб испытать любовь внезапную свою.
Но жизнь ведь зачастую тягостная мука,
И лишь романс «Опять» — мгновения в раю.
______________________________________________
* Татьяна Берс, чувства Фета к которой легли в основу
стихотворения «Опять».




Не принимай в стихах признаний…

Не принимай в стихах признаний
В любви моей (2 раза).
Я весь в плену своих страданий
Уж много дней (2 раза).

Вниманье ты на взор мой страстный
Не обращай (2 раза).
Ко мне останься безучастной,
Всё отвергай (2 раза).

В душе моей огонь горящий
Ты погаси (2 раза).
Любви великой, настоящей
Ты попроси (2 раза).

Всевышний станет благосклонным,
Ты только жди (2 раза).
А мне с признанием невольным
Скажи: — «Уйди» (2 раза).



Жизни безрадостной дни…

Жизни безрадостной дни суетливые,
Ночи бессонные, сны не весёлые.
В прошлом остались мгновенья счастливые,
В прошлом дары от судьбы, так весомые.

Время рекою течет невозвратною,
Будущность видится мрачной, тревожною,
Будто бы недруг рукой беспощадною
Взял и повел всех дорогою ложною.

Словно незрячие, словно усталые,
Трудной идем мы стезёй неизвестною.
Жертвы приносим в движенье не малые,
Без остановки пред самою бездною.

Глас обращаем свой к воли Всевышнего
С просьбой, чтоб стала мечта нами познанной,
Чтоб результата достичь наивысшего,
К цели идя, до конца не осознанной.




ВВЕНОК  СОНЕТОВ

«Стихотворение, его форма и содержание рождаются одно-
временно. Их нельзя отделить друг от друга, как нельзя от-
делить молнию от её зигзага, от её рисунка на темном небе.
А тут получалось, что нужно сначала прочертить, нарисовать
на небе зигзаг молнии, а потом добиться, чтобы живая
молния уложилась в этот заранее приготовленный зигзаг…
Я мечтал написать венок сонетов и написал его… Закон-
чив эту работу, я почувствовал себя как мюнхаузенский бегун,
снявший гири с ног. Легкость-то какая! Рифмуй как хочешь...
Строки чередуй как хочешь!»
Владимир Солоухин


1.
Решил осуществить свою мечту —
Прийти к единству содержанья с формой.
Не часто был венок сонетов нормой
Ловившим рифмы прямо на лету.

Здесь сложность, но постиг я простоту:
Мой труд подобен разработке горной,
Но, как итог работы тяжкой, чёрной,
Вскрывал он редко мыслей широту.

Словесную ворочая руду,
Без устали отдался я труду,
Не сожалея ни чуть-чуть об этом.

Иначе поступить никак не мог:
Была мечта средь творческих дорог
О написании венка сонетов.

2.
О написании венка сонетов
Известно с незапамятных времен.
Случалось, был читатель удручён
Сплетением катренов и терцетов.

Вопросов не бывает без ответов
И, даже пишущий, весьма умён,
Своей бывает Музой огорчён —
Тогда он ждет от классиков советов.

Ведь их авторитета выше нет,
Петрарки или Данта ведь сонет
Не смоются рекой забвенья Летой.

В их творчестве всегда найдёшь ответ,
Они — маяк, дающий яркий свет,
Чтоб взять вершину творчества поэтов.


3.
Чтоб взять вершину творчества поэтов,
Отнюдь не малый нужен будет труд.
После чего — отдать себя на суд
Всех, как-то разбирающихся в этом.

Пятнадцатый сонет как бы скелетом
Является, содержится в нем суть.
Зовется «магистрал», не как-нибудь,
Путеводитель он в венке сонетов.

Когда к тебе приходит «магистрал»,
В запаснике ты рифмам бей аврал,
Чтоб смысл блюли, чтоб гнали пустоту, —

Тогда все рифмы выстроятся в ряд.
Души веленью став безмерно рад,
Простёр я мысли к белому листу.


4.
Простёр я мысли к белому листу —
Светло и свято на душе вдруг стало.
Как будто рыцарь с поднятым забралом,
Пошёл я в бой за слога чистоту.

Чтоб рифму эту применить иль ту,
Желание ничуть не уставало,
Стремление моё подъем познало,
И стих прозрачен был — как на свету.

Переплетать сонеты нелегко,
До завершенья было далеко,
Хоть и казалось, будто вязь плету.

Хотелось, чтоб достойной вышла вязь,
Чтоб я в плетенье этом не увяз.
Давно в сонетах вижу красоту.


5.
Давно в сонетах вижу красоту.
В четырнадцати строчках ясность, краткость
Особую несут собою радость,
Даря душе озябшей теплоту.

Нам открывают мыслей широту
Величие Поэзии и святость.
В сужденьях этих — вовсе не предвзятость,
Я с каждой строчкой — будто бы расту.

Капризна Муза и неблагосклонна,
Я ей молюсь, она — моя Мадонна,
Мне подпоёт во всем, мной недопетом.

И сладостно, и жутковато мне,
Когда её я вижу в вышине,
Таинственным блистающую светом.


6.
Таинственным блистающую светом
Мечту свою я видел — Карадаг.
Чтоб в этих побродить потом горах,
Стремился пренебречь любым запретом.

Воспетое Волошиным-поэтом
(Он проживал в тех сказочных краях)
Сравнимо с чем и наяву, и в снах,
В какой ещё возможно части света?

Приснится Карадаг в который раз —
И вновь тебе захочется тотчас
Рвануть, дела забросив, за билетом,

Скорее побывать у Сюрю-Кая,
Светилась чтоб вблизи гора Святая,
Как радуга на небе, разным цветом.


7.
Как радуга на небе, разным цветом,
Бывает, озарится небосклон.
Закатом солнечным расцвечен он,
Неповторимый в многоцветье этом.

Неповторимый, пестро разодетый,
Вовсю пылает и осенний клён,
Собратьями своими окружён,
Лучами их участия согретый.

Такой закат я видел в Коктебеле,
Когда подолгу краски не тускнели,
Отодвигая темень на версту.

Небесное Величество-Светило
Скрываться за горами не спешило, —
Невольно взор стремится в высоту.


8.
Невольно взор стремится в высоту,
Когда к Творцу направлены моленья,
Когда, молясь усердно, в исступленье,
Хотим, чтоб Он осуществил мечту.

Творец, услышав просьбы суету,
Своим никак не может повеленьем
Всех одарить, Он смотрит с удивленьем
На грешных тех, кто, вопреки Христу,

В душе своей поддался искушенью,
Не ведает о грехоискупленье,
Не хочет в нужды ближнего вникать.

Творец уму нас учит, разуменью,
О том, что лучше высшие стремленья,
Чем что-то мелкое внизу искать.


9.
Чем что-то мелкое внизу искать,
Важней величие всей жизни видеть,
Уметь любить, прощать, не ненавидеть
Заблудших, им стремиться помогать.

Стремиться больше отдавать, чем брать,
И никого стараться не обидеть.
А чтоб любовь нашла свою обитель
В душе — стараться к Господу взывать.

Господь мольбу услышит человечью,
И снизойдет на землю благодать.
О, если бы от жадности извечно

Не шли желанья — всё бы смог Он дать.
Зачем мельчать душою бесконечно,
Не лучше ли высоты постигать?


10.
Не лучше ли высоты постигать,
Они лишь до поры непостижимы.
Когда ясны желанья, цели зримы,
Для достижений надо всё отдать,

Но не пытаться всё и сразу взять.
Ведь все те жадностью своей губимы,
Кто достигал цель средствами любыми —
Ведь средством цель отнюдь не оправдать.

Оружием одна пусть честность станет,
И твой желанный звёздный час настанет,
Зовущий ввысь, где зори засияют.

Идти по тропам надо каменистым,
Высоты только честно брать и чисто,
Как альпинисты горы покоряют.


11.
Как альпинисты горы покоряют,
Так труден в творчестве, науке путь.
От временных избавиться чтоб пут,
Душа пусть вдохновенью доверяет,

Свои оконца настежь отворяет,
Чтоб улетучилась любая муть,
Очистилась душа от всяких смут —
И взлёт она немедленно познает.

Увидятся невиданные дали,
Те, что мечты, иллюзии видали,
И лица звёзд, ясны, как у невест.

Поэзия есть высшее из творчеств,
Она — Высочество из всех Высочеств,
Венок сонетов — словно Эверест.


12.
Венок сонетов — словно Эверест,
Стремленья к покорению извечны.
Нелёгок путь, труды не скоротечны,
Не одолеть их за один присест.

А восхожденье — настоящий тест.
Но чтоб успешно восходить, беспечно,
Накапливай уменье бесконечно,
Прокладывая тропы с разных мест.

Коль смалодушничать в пути к вершине,
Погрязнуть можно в страхе и рутине,
Поставив на своих стремленьях крест.

Узнав, что непреступные есть горы,
Стремиться к ним и покорить их вскоре.
Чем выше — тем красивее окрест.


13.
Чем выше — тем красивее окрест,
Такие открываются просторы,
Что кажется — зовут тебя те горы,
Где высочайшая вершина есть.

И посчитает альпинист за честь —
Рискуя жизнью, ближе видеть зори,
Чтобы ярчайших впечатлений море
Другим, туда стремящимся, принесть.

Да будет вечной слава альпинистам,
Погибшим с этим намереньем чистым.
Легенды об их мужестве слагают.

Родня им — настоящие Поэты,
Дарившие с высот источник света.
Не потому ли подвиг повторяют?

14.
Не потому ли подвиг повторяют,
Непроторенной чтоб пройти тропой?
По целине ступить своей стопой,
И пусть потом след в след с твоим ступают,

Которые пойти вперед мечтают,
Но на тропе след не оставят свой.
Лишь раз на целине взрыхляют слой,
Потом она — не целина, все знают.

А я в мечтах о свежей борозде,
Сроднившийся с венком сонетов, весь в труде,
Представил, что с новопроходцем схож.

Пусть труд мой будет обращен в тщету,
Цена ему, возможно, грош, но всё ж
Решил осуществить свою мечту.


15. Магистрал

Решил осуществить свою мечту
О написании венка сонетов.
Чтоб взять вершину творчества поэтов,
Простер я мысли к белому листу.

Давно в сонетах вижу красоту,
Таинственным блистающую светом,
Как радуга на небе, разным цветом, —
Невольно взор стремится в высоту.

Чем что-то мелкое внизу искать,
Не лучше ли высоты постигать,
Как альпинисты горы покоряют?

Венок сонетов — словно Эверест,
Чем выше, тем красивее окрест.
Не потому ли подвиг повторяют?

Продолжение следует


Рецензии