Письмо 65-е. О реализме в переписке и плоти слова

Рецензия на стихотворение «Обещания» (Николай Левитов)
http://stihi.ru/2018/12/06/4502

Здравствуйте, дорогой Николай Павлович.

Написав это приветствие, я тотчас задумалась о том, насколько же это прекрасно – иметь возможность писать Вам письма. И начинать их словами «Здравствуйте, дорогой Николай Павлович.» На сегодняшний день существует не так много вещей, доставляющих мне истинное удовольствие. И из них – это писать письма и получать письма в ответ. Предполагаю даже, что две эти вещи как-то между собой связаны.
Ваш последний замечательный ответ мне чрезвычайно меня обрадовал. У меня прямо отлегло от сердца, как говорится. Я так полагаю, что отлегло. Дело в том, что нигде не уточняется, что конкретно должно отлечь, а главное, куда. Я смотрела в медицинской энциклопедии и толковом словаре Михельсона. Безрезультатно. Но я совершенно явственно почувствовала, что это таинственное нечто куда-то там отлегло.

По мере чтения Вашего письма улыбка моя становилась всё шире, а на некоторых строчках я вовсе смеялась так, что соседи по автобусу странно на меня поглядывали. Выйдя же из автобуса я была удивлена тем, что иду, как обычно, по земле вместо того, чтоб парить от радости над ней.

Меня поражает, дорогой Николай Павлович, Ваше присутствие духа и способность так шутить над обстоятельствами. Да и в самом деле, это вернейшее средство сохранить рассудок. Зрелище сияющего и переливающегося огнями борща впечатляет! А ещё я безмерно благодарна Вам за то, что даже в таких обстоятельствах Вы способны щедро делиться радостью и жертвовать своим «светлым» временем. Это проявление истинного великодушия с Вашей стороны.

Моё же обещание писать Вам не было ни опрометчивым, ни безрассудным, ни случайным. Потому пишу Вам снова. Вы говорите, что в письмах моих сказочная достоверность жизни. Согласно определению, сказку отличает вымышленность сюжета, игра фантазии. Но, бесценный Николай Павлович, перечитав нашу переписку, я не нашла ни капли вымысла. Всё в ней, до единого слова, чистейшая правда! В самом деле, что может быть обыденней вида канареек, сидящих на замёрзших ветках зимней аллеи? Или, к примеру, стола, превращающегося за спиной в Кенгуру? Да и сам Кенгуру, свободно владеющий как русским языком, так и английским, французским, немецким, испанским и итальянским, не считая греческого и иврита, почитывающий вечерами Фрэнсиса Бэкона в подлиннике за чашечкой кофе, фигура довольно заурядная.

А Ваши воспоминания о перетаскивании стола на улицу и обратно вообще расставили все точки над «и». Теперь я точно вспомнила и сама, что в тот самый момент, когда мы со столом поворачивали на лестничной клетке с одного пролёта лестницы на другой…
И когда Вы с воодушевлением рассказывали о происхождении псевдонимов Даниила Ювачёва…
И пока я с широко распахнутыми глазами слушала о том, как чинари эволюционировали в обэриутов…
Я не удержала стол на весу и поставила его себе на ногу. Вот оно – объяснение, откуда пошла так называемая никамаричская пляска!

Когда мы с Вами спустились, наконец, и поставили стол под липами, сами же решили повальсировать, как водится, и Вы подали свою руку, могла ли я признаться в своей чудовищной неловкости и невнимательности к такому ответственному делу, как вытаскивание стола? Нет и ещё раз нет. А потому мне пришлось танцевать. Вы же моё прихрамывание восприняли как совершенно новый, неизвестный доселе танец. И наверняка подумали, что я не предупредила о нём лишь потому, что решила сделать сюрприз. Логика событий неоспорима, уважаемый Николай Павлович. Стало быть, сказкой или вымыслом они быть не могут.

Чем же ещё, помимо действительности, они могут быть? Вы скажете, что, возможно, сном. Но и на это я Вам отвечу. Когда мы спим, мы рано или поздно просыпаемся, не так ли? Существует множество способов проснуться, вернуться в действительность, так сказать. Самый простой из них – ущипнуть себя за руку. Я попробовала. Не работает. Идём дальше: можно громко спеть или сыграть на скрипке и тогда Вас наверняка разбудят соседи. Я и это пробовала. И даже если петь «Славное море – священный Байкал» в течение часа без перерыва, или издавать смычком звуки на манер орания кошки, застрявшей в водосточной трубе, никто не приходит. Крайние меры, такие как поливание себя холодной водой из чайника, я решила не применять. Захотите, можете испробовать сами, но мне почему-то кажется, что тоже не подействует. А отсюда следует вывод, что в наших с Вами письмах самая настоящая реальность. Реальней не бывает. А вот за окном всё страньше и страньше. Но не будем об этом.

Лучше обсудим нашу зимнюю прогулку. Я полностью согласна с Вашим определением прогулки. И хотела бы отдельно остановиться вот на этой фразе из Вашего письма: «А ходить я умею». Именно это Ваше замечание и сыграло решающую роль в принятии мной положительного решения пойти на прогулку с Вами. Ведь далеко не все, драгоценный Николай Павлович, «умеют ходить». В умении ходить самым важным является не телосложение, не натренированность ног и лёгких, не лёгкость на подъём, а склад ума, багаж знаний, словарный запас и умение рассуждать. Для успешной прогулки крайне важно уметь видеть окружающий пейзаж так, как умеют только очень внимательные и наблюдательные люди. Тут нет места спешке, суетливости и мелким мыслям. Вдобавок, необходимо обладать безупречным художественным вкусом и хорошим музыкальным слухом для того, чтобы нарушить словами торжественную царственность зимней тишины именно в тот момент, когда она несколько затянется, а канарейки ещё будут прокашливаться и делать дыхательную гимнастику. Кенгуру, помнится, даже как-то небольшое эссе на эту тему написал, называлось оно «Философия прогулки».

Теперь по поводу Ваших архиценных замечаний.

1. О педантичности Белого Кролика.

Вы, дорогой Николай Павлович, очень точно подметили стремление Белого Кролика выглядеть утончённо-аристократичным. Но вот эти мысли его о тленности кроличьей шкурки и бренности мира вообще настолько завладели его сознанием, что посещают его не только в часы неторопливых бесед и вечерних раздумий, а даже и в течение дня. В результате чего он становится рассеянным и забывает свои перчатки в самых неожиданных местах – оркестровой яме театра Ла Скала, к примеру. Зато считает своим долгом воспитывать во мне полезную привычку трижды в день протирать пыль с мраморного бюста моего хорошего знакомого, Бертрана Рассела, а также и с его портрета. Во время этого полезного занятия Белый Кролик утирает слезу, сожалея о потере созданного Вами, Николай Павлович, скульптурного шедевра мирового значения, а именно – конной статуи Бертрана Рассела с Кенгуру и Кроликом на плечах. Как нетрудно догадаться, более скорбит он о том, что не сохранилась часть, изображающая Кролика, а потому потомкам не останется ни одного его изображения, ни скульптурного, ни живописного. И даже любимый им Николай Гумилёв написал стихотворение «Жираф», а не «Белый Кролик». Затем он начинает декламировать упомянутое стихотворение так артистично, что под конец и на моих ресницах дрожит слеза и я клятвенно обещаю ему взять его на нашу с Вами прогулку.

2. О Кенгуру и его сумке.

Мне удалось выяснить причину, по которой Кенгуру не носит в своей замечательной сумке белые перчатки. Все три отделения заняты книгами, дорогой Николай Павлович. В одном, как Вы и сами знаете, постоянно находится томик Фрэнсиса Бэкона. В другом «Веер». Но только не веер Белого Кролика, а одноимённый сборник Ваших стихотворений, Николай Павлович. А вот о содержимом третьего отделения я узнала лишь недавно, застав сэра Кенгуру ночью на кухне за чтением детских сказок. Вообразите – суровый и важный сэр Кенгуру и детские сказки, каково! Но я этому рада. Честно говоря, я не доверяю тем, кто не знает и не любит сказок.

3. О канарейках.

Я очень благодарна Вам, Николай Павлович, за столь исчерпывающую информацию о канарейках. Теперь я определённо буду знать, что все неизвестные мне ранее птицы – это точно канарейки. И, даже если в исключительных случаях это не канарейки, то, по крайней мере, отчаянно пытающиеся стать канарейками. Ибо «весьма плоха та птица, что канарейкой стать не стремится», – изрёк почитаемый Вами Бертран Рассел в то время, когда позировал Вам для статуи.
Но, знаете, дорогой Николай Павлович, я сделала одно открытие, касающееся канареек. И теперь я несколько сомневаюсь в своей добропорядочности. Ведь Вы сказали, что написанное Вами – это всё, что нужно знать добропорядочному человеку о канарейках. А я знаю теперь ещё один факт. Вот этот факт: в то время, когда канарейки не сидят на замёрзших ветках, они гнездятся у меня в душе. Как я это поняла? Да очень просто. Когда я читала Ваш блестящий, виртуозный, фантастический и феерический ответ мне, эти самые канарейки начали петь там, у меня внутри. Сначала негромко и осторожно, затем ярче и динамичнее. И, в конце концов, этот канареечный хор зазвучал во всю мощь Первым концертом для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского. Ликующая мелодия лилась широкими волнами, а аккорды так и гремели! Именно в тот момент я и поняла, как соскучилась по переписке с Вами. Именно тогда я ощутила такую радость, что не удивилась бы, если б цветы распустились прямо на снегу, а деревья пустились в пляс. Я до сих пор слышу эту чудесную музыку и беспрестанно улыбаюсь, перечитывая Ваше письмо. Тысячу раз спасибо Вам за него.

С тёплыми ободряющими улыбками,

Ника Марич   30.01.2023 21:10 



Дорогая Ника,
сегодня последний день первого месяца. Для одного дня такое противоречивое сочетание "последний - первый", вероятно, должно что-то означать. Но для меня означает лишь то, что я получил возможность скоро ответить на Ваше большое и замечательное сказочное письмо.
Оно действительно замечательное: искрометное, лукавое, живое - радостно-живое, написанное открытой душой и добрыми чувствами.

Несказанно рад, дорогая Ника, что Ваши орнитологические познания о канарейках стали теперь так глубоки, что я окончательно уверен - Вы вполне можете с успехом вести по интернету общеобразовательные лекции на темы:
"Канарейка как таковая и ее целевое назначение при проведении зимних прогулок",
а также:
"Амбулаторное лечение канареек от фарингитов и ларингитов вследствие хорового пения на замерзших зимних ветках",
и еще:
"Виды и типы динамичных миграций канареечного хора с зимних веток в женскую душу и обратно".

Ах, боюсь начать подробно обсуждать Ваше письмо и не успеть дописать. Поэтому скажу лишь, что я думаю о прогулках вообще и чем они для меня представляются в смысле вдохновения.

Прогулки в парке...
Неторопливые прогулки в парке, когда то шумная, то молчаливая, радующая глаз природа так гармонична с внутренним душевным спокойствием.
Прогулки в парке, где можно бесконечно черпать вдохновение столовыми ложками прямо из кастрюли природы, с ее кипящей листвой и шелестящими травами.
Прогулки в парке, где можно красноречиво молчать, а можно без умолку говорить собеседнику о том, что так долго не удавалось сказать.
При этом чувствуешь себя счастливым, словно у тебя в телефоне появился номер Гомера, который он сам же тебе скинул по-дружески.

Летом парк поражает кричащими колоритами, как картины импрессионистов.
И уже благотворно упомянутая шумящая листва перекрестно дополняет звучания красок.

Зимний парк - совсем другое дело.
Он соткан из гармоничной умеренной графики Лансере и Добужинского.
Даже кажущийся хаос и энтропия обнаженных черных ветвей упорядочены умным грифелем и равновесно противопоставлены скрывшему землю белому снегу.

Вверху такое же белое каракулевое небо, и черная графика аллей как бы помещена между двумя сияющими белизной широкими полосками, расположенными сверху и снизу, словно эстамп на ватманском листе.
Эти белые полоски создают необходимый для картины дополнительный воздух. И потому такая зимняя красота столь же звучная, что и летняя.

Звучащий парковый антураж, со всеми его приметными деталями, переносится вдохновением в стихотворные строки, где уже обретает звучание синтаксическое.
Новое звучание движет стих дальше, рождая образы, чувства, мысли.

Разрозненные буквы алфавита, живущие в сознании, складываются в слова, а слова во фразы с захватывающей остротой новизны. И стих обретает стройность формы и прочную скульптурность.

Так прогулка на природе переходит в искусство, где звук обретает речь ясную, речь смысловую.
Да и сам автор строк, ввинченный в этот удивительный процесс, забывает про окружающий мир бед и зла и словно сам становится живою плотью слова.

Живою плотью слова
мир бедствий замени.
И яркие огни
мне сниться будут снова.

Живою плотью слова
мани и уводи.
Пусть упадет с груди
железная подкова.

Чтоб не видать улова
зловещим языкам,
я обратился сам
живою плотью слова.

Николай Левитов   31.01.2023 15:11



Дорогие Ника и Николай, люблю вас обоих и безмерно рада читать вас, наслаждаясь фантастическим историями с таким мастерством написанными вами обоими. Философ- поэт и необыкновенная фантазёрка, а я - почитатель таланта обоих. Может быть вам не понравится, что я помещаю свой комментарий в переписке, но я хочу, чтобы вы оба почувствовали мою радость, удовольствие и тепло моей души.

Николай, каждое Ваше новое стихотворение мы все ждём, как записку из того чудесного "вчера", которое давало возможность общаться, разговаривать, слушать и быть услышанными.

Обнимаю вас обоих,
Алла.

Алла Балашова   31.01.2023 18:51   


 
Аллочка, доброго Вам вечера.

Как хорошо, что эти письма и Вам приносят радость. У радости есть такое свойство - она жаждет быть разделённой. Только в этом случае она умножается. И чем большее число людей её разделяют, тем больше её (этой радости) становится.

А вот мысли о том, что мне не понравятся Ваши комментарии, гоните куда подальше. Можно даже Бертрана Артура Уильяма Рассела попросить, чтобы он отпугивал мысли эти своим громким лаянием.

Обнимаю Вас с большой радостью,

Ника Марич   31.01.2023 20:04



Дорогая Аллочка, я тоже несказанно рад получить от Вас весточку. И ничто не помешало мне ее с удовольствием и благодарностью прочитать - ни постоянное выключение света, ни часто посещаемые меня мрачные мысли относительно дальнейших перспектив, ни даже Ваш проказник Наруб, который вечно что-нибудь вытворит.

И, кстати, о нем Вам на добрую память от меня шуточный стишок.

НАРУБ

Он на слова предельно скуп,
но дерзок на поступки.
Шалит и шкодит Вам Наруб
и делает зарубки.

Накуролесит он сперва,
потом набедокурит,
чтоб спутать мысли и слова
Вам на клавиатуре.

Он злой проказник, Ваш Наруб,
хоть в нем душа не злая.
Но все ж признайтесь – Вам он люб,
и Вас он забавляет.

Николай Левитов   31.01.2023 23:41   



Дорогой Николай! Рада Вашему отклику, А уж Наруб , тот вообще заговорил на своём языке, благодаря Вас и беспрерывно кланяясь. Ещё бы - получить в подарок "Стишок" от Вас, это ему даже во сне не снилось. Клятвенно обещал не шкодить, но я этому не особенно верю. Просил передать, что очень ждёт от Вас новых "стишков" и я к нему присоединяюсь.

Николай, все слова, которые я мысленно Вам говорю, Вы наверняка знаете. Пусть хранит Вас Бог, больше надеяться не на кого.
Здоровья и мира!
Алла.

Алла Балашова   02.02.2023 20:41 


Рецензии