О творчестве и не только

Праздничный марафон. День 4.

Задание:
Напишите о своих достижениях со времени начала творческой деятельности. Проанализируйте, с чего начинали и к чему пришли на данный момент. Расскажите о своих больших и маленьких победах и обязательно поставьте цели на будущее.


Карандаш в моей руке был с самого раннего детства. Откладывала только для того, чтобы сшить кукле новое платье или связать ей шарфик и шапочку. После окончания школы надумала поступать в педагогический институт на художественно-графический факультет. Приняв решение, обратилась к учителю рисования. Было интересно, одобрит ли он мой выбор. Учитель был человеком пожилым, артистичным, заражал творческим пылом. Он так быстро рисовал мелом на доске, тыкая по всей поверхности, что тут же хотелось сделать подобное на бумаге. Когда я принесла свои работы, созданные в студии и дома, Александр Николаевич предложил показать их в деканате перед поступлением, что я и сделала.

Баллов для поступления у меня было достаточно, чтобы сдавать экзамен только по трём предметам: рисунок, живопись и черчение. Рисунок меня ни сколько не волновал, в своих силах была уверена, по поводу черчения особо не переживала, а вот писать красками я в то время не умела совсем. «Всему основа графика», - успокаивал Александр Николаевич, и предложил съездить к педагогу, которая дала всего один урок, и этого занятия стало достаточно, чтобы понять, что такое живопись и на отлично сдать экзамен. Прежде писала зелёное - зелёной краской, синее – синей, меняя насыщенность. Ирина Леонидовна одним движением руки открыла трепетный мир живописи, обратив внимание на белый потолок. Она просто попросила перечислить цвета, которые вижу и попросила написать то же самое яблоко на цветных драпировках, но с учётом оттенков цвета, «От потолка», и снова ушла. А когда вернулась, стало понятно, что и за экзамен по живописи мне волноваться не надо.

О том, что я поступила, знала уже на экзамене по черчению. Я забыла указать ребро жёсткости. Зрение с детства подводило, так что по привычке заняла место за первым столом. А со слухом всегда было всё хорошо, и я услышала свою фамилию в разговоре мужчин, находящихся в коридоре института. Педагог вошёл в кабинет и медленно проходя рядом, ткнул пальцем в чертёж. Я увидела ошибку, провела на отрезке детали жирную линию, и все пять лет была счастлива учиться в КазПИ имени Абая.

Практически все пять лет я была председателем профсоюза, и поэтому часто приходилось пересекаться с активными студентами с других факультетов. Удивлялась объёмам чтения на литфаке. Совмещать худграф и чтение в больших количествах было невозможно. Слишком много времени уходило на предметы, которые занимали руки и голову целиком, с утра до ночи.

После института меня распределили на станцию юных техников, завучем и руководителем кружка дизайн. Через не полные три года вышла замуж и умчалась в Эстонию, на границу, писать пейзажи, потому что больше мне там делать было нечего, а работать негде. С этого момента начался мой творческий путь, персональные выставки, участие в выставках. С мужем мы покатались по заставам и отрядам Эстонии и Пскова, между ними пожив в Посольстве СССР в Никарагуа.

Человек, планируя будущее, даже не может себе представить, что его ждёт завтра. Жизнь всё время подкидывает сюрпризы и новые роли. Муж ушёл из армии по не подписанию контракта, поэтому ни на пенсию, ни на квартиру рассчитывать не могли. В Петрозаводске мы оказались, потому что меня отправили открывать представительство одной из коммерческих фирм города Пскова. В фирму эту я устроилась, потеряв голос во время работы учителем рисования в двух школах одновременно, а до этого даже в экспериментальном цехе мужской швейной фабрики поработать успела, и провести там выставку. Муж ещё год поболтался во Пскове, в комнате коммуналки которую мэр города выделил мне за художественную активность и частые выставки, о которых в Пскове делали даже теле репортаж. Съехались, поработали вместе, а у меня уже был частный бизнес, работники, магазин, торговые точки… В год прихода к власти одного известного человека и по настоянию мужа, а муж к тому времени был у нас бухгалтером, бизнес закрыли. И, как говорится, что-то пошло не так. Короче, наши планы не срослись. Он честно сказал, что больше я ему не нужна, и подал на развод. Двадцать один год…

Только спустя время я осознала, какой дурочкой была, вообще переживая о происходящем. Пыталась сохранить то, чего особо то и не было. Мои душевные муки, осознание обиды, лезли из меня стихами и прозой. Сначала робко, смешные, слабенькие, позже буквально пачками, осознанные, игривые, густые. У меня на стихи плохая память. Если не удавалось записать, текст забывала, но мыслей рифмованных извергалось навалом. Практически сразу, чтобы обдумать процесс, села за комп на 9 месяцев, и родила повесть. Никак не доведу до конца редактуру, но кусками выложила. Писала эмоционально, ревела, влюбила себя в фото какого-то мужчины, отрыла в интернете, страдала, плакала, работать не могла, писала повесть. До этого не плохо проявила себя в одной известной в компании. Кусочки зарплаты на счёт капали, так что мои зарёванные глаза никто не видел, сидела дома. К тому времени я уже купила квартиру, предстоял только ремонт, но находиться с человеком, который подчёркнуто относился, как к шкафу, надоело. Сначала съездила в Хургаду, как раз продалась кастрюлька, подаренная мне фирмой, денег хватило. От текста отдохнула, сопли вытерла, написала весёлые заметки о путешествии, "Несколько волшебных дней", и решила уехать в Москву, просто вот так вот сорваться и уехать, в возрасте 46 лет, и пробыла там шесть с лишним, на полуголодном пайке, знакомясь с творческими людьми, посещая литературные вечера.

Сначала в Москве мыкалась по комнатам, потом повезло с людьми, которые сдавали квартиру. Это очень странная история, словно их ко мне Бог послал, и вплоть до продажи этой квартиры я жила и творила в Бирюлёво. Сразу по приезду отказалась от фамилии в пользу псевдонима Алёна Мак, под которым с тех пор и живу. На одном из литературных вечеров всем участникам подарила свои сборники стихов и прозы, а я их тогда дарила всем, потому что тысяча экземпляров это ужасно много. Благодаря сборнику нашёлся прекрасный музыкант, Сергей Лазарев, который стал писать песни на мои стихи. С Сергеем мы давали концерты по библиотекам Москвы и подмосковья. Прошлым летом Сергея не стало. Светлая память. И соболезнования Вике, жене Сергея. Там же, в библиотеках Москвы, проходили мои персональные выставки. Жаль, что по возвращении домой, В Петрозаводск, с творческими вечерами не складывается. Но вот сейчас как раз удалось выставить работы в музыкально-хоровой школе, а летом часть этой выставки была в Пушкинской библиотеке, и я счастлива! На выставку вошли работы, написанные за 36 лет.

В Москве мне особенно понравились вечера критики. Читаешь вся такая красивая стихотворение, а его жёстко критикует каждый участник, и ты сначала думаешь, блин…. А после берёшь себя в руки, и начинаешь думать о каждом слове, о соответствии ударных слогов, о рифме. Это самые лучшие уроки творчества, которые запомнились навсегда и подарили мне счастье ощутить себя поэтом. Верх вершины – публикации моих стихов в сборниках Поэты Москвы.

Кем только там ни приходилось работать... Продавцом белья, одежды, услуг интернета и цифрового телевидения… То зарплата мизерная, то заведующие боялись, что подсижу. Рассказов юморных полно на эту тему. Однажды оказалась журналистом в журнале Точка Опоры, где главный редактор, Чернышов Владимир Владимирович, спасибо приогромное, подарил мне сайт и заливку сборника.

С утверждением, чем хуже жизнь художника, тем лучше творчество не спорю. Слишком много всего пришлось выдержать в Москве, от жизни на грани голода до разбитой головы и двукратного ограбления.

Проводя творческие вечера в библиотеках, была их пользователем. Перечитала стихи всех классиков. Самым любимым стал Маяковский. Видимо, его художественное образование совместило наше мышление.

Я была частым посетителем ЦДЛ и со многих современных авторов, проживающих в Москве, естественно, знаю, а они меня. С писателем Леонидом Анатольевичем Сергеевым однажды, сидя за столиком, орали друг на друга на весь бар. Он прочёл мою повесть, и утверждал, что её надо разделить на две. Из одной части сделать серьёзное произведение, а из второй пьесу, а я огрызалась, что вкупе моя повесть будет интересна большему количеству людей. В то время я, глупышка, ещё пребывала в иллюзиях, что моё творчество вообще кому то будет интересным.

Самое необычное знакомство случилось странным образом. Один человек пригласил пообщаться, чтобы познакомить с Садовниковым Георгием Михайловичем, автором повести и сценария "Большая перемена". Квартира с крайне скромной обстановкой, но какой человек… Георгий Михайлович дал много очень полезных советов, в том числе и по сценарному мастерству. Что особенно удивило, взяв тексты, он позвонил и сказал, что тексты не лежат, он их читает. Позже пригласил пообщаться. Махонький, старенький… Я привозила пачку пельмешек, мы ужинали, пили чай, и часами общались. Он рассказывал о встрече с Высоцким, с Мариной Влади, с Бродским, по мнению Георгия Михайловича, самым скромным из всех творческих людей, которых он видел. Посоветовал мне «Крутануть» ещё разок рассказ «Аллё», что я и сделала, и дал хороший совет к рассказу «Ночная шалость», воспользовалась. И подарил свою книгу «Стремительный бег улитки» с автографом. Светлая память. Одиноким людям, у которых есть друзья, делюсь интересным наблюдением: Каждый день в 20:00, Георгию Михайловичу звонил друг, и они выпивали по стопке коньяка. Счастлива, пару раз приняла участие.

Планы… Освоить написание сценариев. Наконец то завершить редактуру повести «Жизнь, как речка», и написать вторую часть. Петрозаводску моё творчество точно не нужно. За восемь лет проверено. Но и переезжать что то уже никуда не хочется. Хотя в этом городе меня удерживает только крошечная пенсия и тяжесть картин.

Алёна Мак. 07.03.2024
#5_лет_пиши_за_гроши


Рецензии