История мёртвых птиц 26

26

Дурманит лихо, - и душою плата,
Как прежде мытарь взымет должное,
Кричит в долине кречет до заката,               
В раскате грома в тишине безмолвной.               
То ночь купалова, и нужно торопиться,
Ужель как прежде душу ворожит лихое?
Грядут чрез лядины по лесу ристо,
Несть времени опять - не воротить устоев.               
Вот чудится пороть со цветом,
Куражит сердце, оход отбивает,
Ступают в лес дремучий след за следом,
Овамо в лес, кьде огонёк блуждает.               
Стои, бреди отзде, - чарует душу лихо,
Да дух ономо тут же бренный рушит,
Зачем же надобно и что за прихоть?               
Уж к горлом подступает, да и душит.
Да возвертать теперечи уж надо Рену,
Та ночь купалова взяла её, - назола,
Клятись порукой на вербене,
К полелю возвертайся суходолами.               
Да памятует Регин о быличках,
Чрез былие да тУгие былинки,
Заслышит птичку, - то неясыть певчая
Не чёрен Эвин уж личиною.

Словник

Мытарь - сборщик мыта, подати
Взымет - возьмёт, взимать, получать, брать
Кречет - хищная птица семейства соколиных
Грядут - идут
Лядины - низкое сырое место, поросшее лесом или кустарником
Ристо - быстро
Несть - нет
Воротить - вернут
Пороть - поросль, папоротник
Бреди – медленно идти
Отзде - отселе, отсюда
Былие - злак (злаки), трава или вообще травянистое растение, имеющее стебель в виде соломинки
Былинки - стебелёк травы; травинка (обычно высохшая, пожелтевшая)
Назола - тоска, печаль
Опять - назад, обратно
Стои - стой
Волити - желать, хотеть
Овамо - туда
Оход - охота
Клятись - клясться
Быличка - это один из жанров русского фольклора, представляющий собой короткий повествовательный текст, рассказывающий о встрече человека («очевидца» событий) с нечистой силой
Неясыть - хищная ночная птица из семейства совиных
Возвертать - вернуться
Теперечи - теперь, в настоящее время
Вербена - ветка с листьями, лоза, священная ветвь, по другой версии, название происходит от лат. «verbum» - «слово». Согласно Плинию, такое название трава получила потому, что ее использовали при клятвах
Полель - бог семейных (брачных) уз


Рецензии