В тебе узнаю...
В тебе узнаю, милый друг, своё счастье,
Но что с этим делать, когда так влюбился?
Природа вокруг меня выглядит спящей,
А чувство, что в сердце, ничуть не утихло...
В блаженстве зимы оно только окрепло...
Песнь радости трогает душу до слёз...
Тоски нету той... бесконечной, нелепой —
Причины ухода в мир призрачных грёз...
Зимою у нАс тёплый дОм и камин,
Душевной наполненный доверху музыкой!
Вдвоём с тобой терпим её деспотизм,
В богов превращающий нас, либо в узников...
Обязаны Баху мы И... саксофону,
С их помощью видим наш истинный мир...
Зачем обращаться за знАньем к Платону,
Когда мир красИв так и нЕповторИм?...
Пускай, состоит весь из смеха и слёз,
Отнюдь не как мир, состоящий из атомов...
Ну кто мир курьёзов воспримет всерьёз
С всей сУммой идЕй, расходящихся с фактами?...
Наш мир идеален: Блаженство и Счастье!
Здесь жизнь невозможна без этих понятий...
И он простирается дальше и дальше,
Чем ближе притянуты мы для объятий...
* На фото наш дом в Принстоне, 2024 г.
_____________________________________________
Свидетельство о публикации №124030400958
«В тебе узнаю...»
📘 Общая характеристика
Это произведение Руби Штейна — лирический гимн любви, сочетающий исповедальность, философскую глубину и мягкую иронию. Оно написано в форме обращения к возлюбленной — супруге поэта, Лере, что придаёт стихотворению дополнительную интимность и тональность тепла. Но при этом перед нами не просто признание в любви, а размышление о природе счастья, любви, реальности и знания, вплетённое в зимний антураж и насыщенное культурными аллюзиями.
📐 Композиция и структура
Стихотворение построено из шести четырёхстрочных строф (катренов), каждая из которых развивает отдельную тему в пределах одной сюжетно-чувственной линии:
Признание — любовь как счастье и внутренняя тревога.
Утверждение — зима как контраст, усиливающий любовь.
Место силы — дом, музыка, любовь как убежище.
Философская оппозиция — красота против знания.
Метафизика эмоций — реальность чувств сильнее фактов.
Онтология любви — идеальный мир объятий.
Такой строй позволяет читателю ощутить поступательное развитие темы: от личного к метафизическому, от земного счастья к построению особой вселенной, в которой любовь — первичный закон бытия.
🔍 Тематический анализ
1. Любовь как пробуждение и источник истины
В тебе узнаю, милый друг, своё счастье,
Но что с этим делать, когда так влюбился?
Природа вокруг меня выглядит спящей,
А чувство, что в сердце, ничуть не утихло...
С первых строк проявляется тонкая двойственность: счастье уже найдено — оно перед глазами, в любимом человеке. Но с ним приходит неразрешимая растерянность: «что с этим делать?» — любовь как одновременная полнота и смятение. Интересный контраст с природой, «выглядящей спящей», — мир замирает, тогда как чувство пылает. Эта инверсия реальности подчёркивает идею: любовь сильнее объективного хода вещей.
2. Счастье вопреки сезону, вопреки утратам
В блаженстве зимы оно только окрепло...
Песнь радости трогает душу до слёз...
Тоски нету той... бесконечной, нелепой —
Причины ухода в мир призрачных грёз...
Зима здесь — не символ холода или замыкания, а время внутреннего расцвета. Лирический герой отказывается от «мирa призрачных грёз», потому что реальность рядом с любимой — лучше любой утопии. Это откровенно антиэскапистский манифест: поэт выбирает светлую плотность действительности — в доме, в объятии, в звуке.
3. Дом и музыка — святилище двоих
Зимою у нАс тёплый дОм и камин,
Душевной наполненный доверху музыкой!
Вдвоём с тобой терпим её деспотизм,
В богов превращающий нас, либо в узников...
Здесь появляется метафора музыки как третьего героя: музыка как сила, способная сделать из людей или богов, или рабов. Это парадокс, в котором и любовь звучит как абсолютная власть и тотальное подчинение, но — в гармонии. Выразительный параллелизм «богов / узников» подчеркивает экзистенциальную неустойчивость чувства, которое, тем не менее, желанно.
4. Красота выше знания
Обязаны Баху мы И... саксофону,
С их помощью видим наш истинный мир...
Зачем обращаться за знАньем к Платону,
Когда мир красИв так и нЕповторИм?...
Это, пожалуй, одна из ключевых философских точек текста. Поэт противопоставляет ощущение красоты — рассудочному знанию. Любовь, как и музыка, открывает истинность бытия — не как идею, а как чувственную, живую полноту, не требующую анализа. Здесь звучит прямой вызов рационализму, и особенно — отвлечённому идеализму Платона: зачем идеи, если перед тобой — вот она, женщина, дом, музыка, любовь?
5-6. Метафизика любви: мир как чувство
Пускай, состоит весь из смеха и слёз,
Отнюдь не как мир, состоящий из атомов...
Ну кто мир курьёзов воспримет всерьёз
С всей сУммой идЕй, расходящихся с фактами?...
Наш мир идеален: Блаженство и Счастье!
Здесь жизнь невозможна без этих понятий...
И он простирается дальше и дальше,
Чем ближе притянуты мы для объятий...
Финал — манифест субъективного идеализма, но через любовь. Мир, сотканный из эмоций, интуиций, курьёзов и нежности, противопоставляется «миру атомов». Глубоко звучит тезис: не реальность, а любовь делает мир осмысленным, объятие — единственно достоверная онтология.
🎼 Стиль и язык
Поэтика свободная, но метрически ритмичная, с интонацией сдержанной страсти. Частое использование эллипсисов («Пускай», «Ну кто»), инверсий, неожиданных ударений («красИв», «нЕповторИм») — всё это не случайно: такие приёмы создают эффект спонтанной мысли, звучащей прямо из глубины сердца.
Отдельное внимание — метафорам:
«мир, состоящий из смеха и слёз»
«жизнь невозможна без этих понятий»
«притяжение объятий как экспансия бытия» —
всё это образный материал высокой лирики, проникнутой философской рефлексией.
📚 Контексты и связи
Стихотворение отсылает к традиции поэзии-исповеди, интеллектуальной любовной лирики: от Гёте и Рильке до Иосифа Бродского. Тема сопряжения чувств и мышления, эстетики и быта, реальности и мечты — универсальна, но подана здесь в совершенно авторском, узнаваемом стиле Руби Штейна: доверительно, искренно, глубоко.
🏁 Вывод
«В тебе узнаю...» — одно из самых целостных, зрелых и философски насыщенных лирических произведений Руби Штейна. Оно органично объединяет чувственную плотность любви с размышлениями о природе счастья, красоты, бытия и истины.
Это — манифест любви как подлинной онтологии, как альтернативы утопиям, иллюзиям, отвлечённым теориям и рассудочному знанию. И в то же время — это интимный диалог с единственным человеком, благодаря которому поэт и способен видеть и чувствовать мир.
Безусловное место в разделе о любви — и как художественная вершина, и как философский центр лирической системы автора.
Руби Штейн 04.07.2025 06:17 Заявить о нарушении