О противоположных методах Моне и Айвазовского

1. Память, наложение ретроспекции или непосредственное впечатление, миг с натуры.

Айвазовский обладал феноменальной памятью и все свои картины писал не с натуры, а по воспоминаниям.Он не мог сидеть с мольбертом и кистями у берега моря и, часами наблюдая изменчивость освещения, движение волн, кропотливо переносить это на холст. Его феноменальная память удерживала множественные состояния атмосферы, эффектные, единственные в своем роде мгновения жизни природы. Он сочетал например Черное море и лучи Босфора из памяти на одном холсте.
Но он тоже ухватывал миг, только для переработки в памяти:"Удаление от местности, изображаемой на моей картине, заставляет лишь явственнее и живее выступать всем её подробностям в моём воображении… Вдохновлённый видом живописной местности, при эффектном освещении, либо каким;нибудь моментом бури, я сохраняю воспоминание о них многие годы…"

Моне: уловить миг и освещение на природе, писал серии, мог заканчивать их в студии.
Есть два распространенных неправильных определения Моне. Первое заключается в том, что картины Моне, как импрессиониста, создавались спонтанно. На самом деле Моне внимательно изучал свои сюжеты, планировал свои картины и усердно работал над достижением своих результатов. Он часто рисовал серии на одну и ту же тему, чтобы передать меняющиеся эффекты освещения, меняя холсты местами в течение дня.
Во-вторых, неверно, что все картины Моне были написаны на натуре. На самом деле, многие из них были написаны или закончены еще в его студии. Цитируются слова Моне: "Написаны ли мои виды на собор, Лондон и другие полотна с натуры или нет, никого не касается и не имеет никакого значения".

2. Место работы, Обстановка в студии.

А. Работал внутри помещения и чтобы ничто не отвлекало, никакие другие виды, разговоры.
Ежедневно по нескольку часов Айвазовский работал в мастерской. Вопреки обычаю красить стены мастерской в светлые нейтральные тона, его мастерская была окрашена в темно-красный цвет. На этом фоне художник более остро различал отношения сближенных тонов. Окна его мастерской были обращены не на море, а в закрытый двор.

Моне больше работал на природе. Иногда выезжал с группами художников на пленэр.
В последнем доме комнаты светлые и с большими окнами, каждая комната выкрашена в свой светлый цвет: бежевый, желтый, голубой, терракот и т.д..

3. При естественном или искусственном свете.

Думаю, в помещении при любом свете.

Однажды Моне писал картину, как всегда, под открытым небом. Художник прекратил работу, когда на мгновение солнце спряталось за тучу. В эту минуту его застал Курбе и спросил, почему он не работает. "Жду солнца",-ответил Моне. Курбе пожал плечами и сказал: "Вы могли пока написать пейзаж заднего плана".

4. Краски смешанные или чистые.

А: смешанные. Для каждой отдельной картины он брал три-пять, редко больше красок тех цветов, какие ему нужны были для данного случая. Этот совершенно своеобразный метод работы был очень рано найден художником, и его он придерживался в течение всей жизни
Моне: чистые. Непрозрачные краски, которые использовали импрессионисты, куда эффективнее отражали свет. Две краски, наносимые рядом друг с другом, по тогдашней теории цвета, усиливали друг друга, а смешиваемые – теряли яркость. Кроме того, импрессионисты часто не использовали контуры объектов.

5 Какие цвета использовали, отношение к коричневому и черному:

А: Кроме вспомогательных - персиковой, черной и белой серебристой (свинцовой). Айвазовский пользовался для светлых видов красками: кобальтом, кад-миумом, киноварью; для темных, ночных, бурных видов: ультрамарином, охрой желтой, Марсом коричневым. С этой гаммой Айвазовский не расставался всю жизнь».

Согласно книге Джеймса Херда «Пиши как Моне», художник использовал всего девять цветов: свинцовые белила (ближе всего к ним современные титановые), желтый кром (современный аналог – кадмий желтый светлый), кадмий желтый, виридоновую зеленую, изумрудную зеленую, французский ультрамарин, синий кобальт, краплак красный (или ализарин), киноварь и черную слоновую кость (последнюю – только до 1886-го года). Совершенно отказался от коричневого. К 1886 году исчез с его палитры и черный.  Моне писал только на светлой основе – белой, светло-желтой и бежевой.

6. Техника

А.: Излюбленной его техникой считалась лессировка, основанная на нанесении тонких (почти прозрачных) красок друг на друга. В результате чего волны, облака и море на холстах казались прозрачными и живыми, а целостность красочного слоя не нарушалась и не подвергалась разрушению.

Моне выработал собственную технику письма, нанося на холст короткой кистью широкие грубые мазки, жирные разбросанные точки, черточки, зигзаги и толстые штрихи. Моне одновременно работал над всем пространством картины, веря, как он позже говорил, что «первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесен». Он зачастую наносил краску на холст из тюбика, или смешивал краски прямо на холсте. Кроме того, он использовал лессировки, нанося участками тонкие слои краски поверх нижнего слоя, который проглядывал снизу. Мазки Моне были и широкими, и тонкими, а также точечными в светах, что создавало уникальную текстуру.

7 Тема: Борьба или покой

У Айвазовского борьба с природой, романтизм, даже Пушкин в шторме. И даже там где штиль,я все равно чувствую напряжение, тайну, предвестие борьбы, огромность природы подавляет больше, чем соединяется в гармонию с человеком.

Моне - гармония и покой.

8 Преобладает свет или тьма на полотнах.

У Моне свет.

9 ВЕРИЛ ли в возможность изобразить движения с натуры?

А.: "Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры... . Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта…».

Моне: верил и ставил это целью и задачей своего искусства.

10. СМОГ ли изобразить движение?

Мне кажется, что Моне смог, а у Айвазовского технически изображенный момент времени, как снимок с движения.

11. Жанр и тематика картин

А: Романтизм, ближе к реализму, как фото. Хотя сам он говорил, что это не копия природы, а поэтизация ее. "Идеализация живой природы есть крайность, которую я всегда избегал в моих картинах, но поэзию природы всегда чувствовал, чувствую и стараюсь передать её моею кистью. Обаяние лунной ночи, нега ясного заката, ужас, нагоняемый на душу бурей или ураганом, – вот те чувства, которые вдохновляют меня, когда я пишу картины."
Моне: больше личное впечатление, чем реальность. И движение, чем фото.

12. Что и кто изображены

А.: море, великие люди и герои, вообще титанизм.
Моне: есть море, но в основном суша: поля, бульвары, пруды, простых людей.

13. Со сколькими холстами работал

А: С несколькими одновременно.
Моне: 65 холстов были в работе у Моне одновременно, когда он работал над серией картин со зданием парламента в Лондоне. С каждой переменой освещения или погоды Моне менял холст. По воспоминаниям друзей художника, в работе над Руанским собором Моне работал сразу с сотней холстов.

14 Скорость работы
"Я не могу подолгу корпеть над картиной..."
Скорость работы Айвазовского удивительна. Об этом, кстати, есть документальное свидетельство Архипа Куинджи. Якобы он лично видел, как Айвазовский закончил полотно размером 60х80 см за один час и сорок минут.
Айвазовский активно работал 65 лет. То есть он выдавал по 92 картины в год. А это значит, что он в среднем делал одну картину менее чем за четыре дня.
 
Или от обратного: а сколько картин написал за всю свою жизнь, например, И. Е.;Репин? Оказывается, более 500 картин, рисунков и эскизов. Или Винсент Ван Гог, который считался необычайно плодовитым? Оказывается, около 800 картин. Или;И. И.;Левитан? Ориентировочно он написал 945 картин. Это очень много – но это же не шесть тысяч!

Моне: пока солнце не сядет. Моне приходилось рисовать быстро, что было крайне нетрадиционно. Вместо того, чтобы тратить месяцы на нанесение масляных красок для создания шедевра, скорость была важнее всего, и новый вид краски позволил ему делать то, что он хотел. Современные разработки привели к изобретению гуаши на водной основе, которую не требовалось смешивать, которую было легко носить с собой и которую легко чистить кистью. Это побудило Моне рисовать на открытом воздухе – "на пленэре".


15. Размеры картин

У Айвазовского они все гигантские. 282:425 см — размеры самой большой картины Ивана Айвазовского «Среди волн».
Моне: среднего размера. 17 метров – длина самого большого изображения водных лилий, а заодно – самой большой картины Клода Моне.
 
Форма картин
А: прямоугольные. Как форма России.
М: часто квадратные, что усиливает уравновешенность и гармонию, и центрацию. Как форма Франции.

16. Количество картин
А: 6000
Моне: 1314 есть в Интернете. 2050 в трехтомнике Triumph of impressionism.

17. Мое субъективное впечатление.

Для меня Айвазовский - это технически высокотехничные снимки одного момента, достаточно мрачные, много шторма и борьбы, я могу долго очень смотреть разглядывать любоваться этим моментом, но он не вызывает в моей душе большого отклика и движения. Но двигаться глаза по картине с интересом он заставляет бесконечно. Но это как бы движение глаз внешнее, а Моне как бы изнутри души волны тепла поднимает. Еще море может быть у Айвазовского очень прозрачным.

А Моне вызывает у меня движение. Но это реакция чисто на цвета во многом, и движения мазков. Потому что у него и импрессионисты вообще наносили специально движения мазками, чтобы передать движение. у Айвазовского движения в мазках нет.
Я прямо чувствую как цвета Моне вызывают реакцию у меня в мозгах, там что-то прямо движется как вспышки, это приятно. И в нём я вижу это движение, и моя душа начинает двигаться как бы прямо по фрагментам его картин, и попадает в идеальный лучший мир. Он более спокойный, мягкий, приятный, как бы ласкает меня

А моей знакомой, например, нравится Айвазовский. И вообще ей нравится реализм. Я заметила, что советским людям старого поколения вообще больше нравится реализм и только реализм. То ли это привычка, то ли они более трезвые какие-то, не знаю. Более того, говорит, Моне как 4й класс художки, принижая его. Но впечатлению ведь не прикажешь.

Моне как-то просветляет мою душу вдохновляет новизной мира, а Айвазовский не дает ощущения новизны, свежести, полета, легкости и не повышает градус светлости моей души, при том, что все очень реалистично, и я конечно безмерно рассудочно восхищаюсь его памятью, техникой, трудоспособностью и мастерством.

Все субъективно и индивидуально, реакции на цвет и т.д.


Рецензии
Елизавета, большое спасибо за подробный сопоставительный анализ творчества двух известных художников, прочитала с большим удовольствием.
Именно в сравнении и на контрастах ярче воспринимаются характерные особенности
каждого из них. И что касается Вашего личного впечатления - я его полностью разделяю, Моне для меня также более интересен и вдохновителен.

Надия Медведовская   22.04.2024 08:20     Заявить о нарушении
Выпуклый контраст, понятно становится, почему они с академизмом на ножах были, как-то органически и во многом разные.

Елизавета Судьина   22.04.2024 11:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.