Александр, я воспринял это стихотворение как памфлет на тему прошедших выборов.
А это просто шикарно:
"...над избирательной урной праховой,
Где похоронены ум и честь"
Спасибо Вам за отзыв, Леонид. Да, в том числе и прошедшие выборы удостоились быть вплетёнными в канву сюжета. Но не только. Тема демократии как таковая несколько шире и глубже. Вряд ли здесь, в столь коротком формате можно изложить всё, что мной подразумевалось в процессе написания. Если коротко - демократия в моём восприятии это не столько политический режим какого-либо государства, сколько образ мыслей и чувств конкретного отдельно взятого человека. Сложно себе представить в одном лице тирана и деспота в семейной жизни - с одной стороны и демократа в жизни общественно-политической с другой. Все эти вещи теснейшим образом взаимосвязаны. Если какой-либо человек принял для себя демократию как образ жизни, то вряд ли он будет позволять себе хамить, оскорблять кого-либо и силой навязывать кому-либо свою (как ему кажется и как говаривал в своё время товарищ Сталин, "единственно правильную") точку зрения. Демократия как таковая предполагает множественность (сознательно избегаю слова "плюрализм"!:) всех форм бытия. Самой природой - или, если угодно, самим Господом - мир устроен как множественность самых разнообразных форм жизни. И никому в голову (кроме человека!) не придёт это оспаривать и навязывать, например, гиенам образ жизни крокодилов, а крокодилам - образ жизни пушистых кошечек. Тем наш мир и хорош. Но в то же самое время демократия для меня - это высшая форма ответственности (опять-таки, в соответствии с убеждениями человека как личности - перед обществом, перед своей совестью или перед Господом). Трудно себе представить раба, наделённого чувством ответственности. У рабов есть инстинкт самосохранения, есть готовые схемы, шаблоны поведения, мыслей и слов, которые никогда не бывают самостоятельными, а всегда заимствованы - у господина, у окружения, у общества. Поэтому демократия для меня - в первую очередь общество свободных и в то же время ответственных созидателей, а всё остальное. как его ни называй (олигархия, охлократия, деспотия и т.п.) - безликая толпа поддакивающих рабов, готовых на всё, лишь бы лично их никто не трогал. Поэтому образ "урны праховой" для меня безотносителен каких-либо конкретных исторических примеров, а применителен для любой страны, в том числе и для той, где я в данный момент нахожусь - Латвии. У нас сегодня с демократией ничуть не лучше, чем в России, а в каких-то вопросах даже хуже. Но есть один маленький нюанс: у нас не стреляют в людей только потому, что они говорят на другом языке и исповедуют другие политические убеждения. Общество наше (слава Богу!) пока ещё до такой степени варварства не докатилось. Поэтому у меня есть надежда, что рано или поздно, но здравый смысл, совесть и честь всё же возобладают над жаждой крови и власти любой ценой. Конечно, всё, что я выразил в своём ответе Вам, - очень упрощённо и в какой-то мере схематично, но так я это понимаю и готов отстаивать свои убеждения перед кем угодно.
С уважением и признательностью за Ваше внимание к моему стихотворению, - Саша
Александр, увидел Ваш ответ перед самым отключением на Шабат. В отношении личности человека, для демократический подход должен быть един как в общественных взглядах, так и семейных, Вы безусловно правы.
По поводу плюрализма вспомнил шутку:
- Нужен ли нам плюрализм
- Нужен, конечно,- об этом двух мнений быть не может.
Успехов. Ухожу в Шабат.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.