Неблагодарные дети атлантов

на фото – памятник Ярлу Биргеру (правителю Швеции в 1248-66), на одной из площадей Стокгольма.
/Ярл Биргер – предводитель шведского воинства во время легендарной Невской битвы 15 июля 1240 года. Был разгромлен дружиной и ополчением во главе с князем Александром Ярославичем (Невским)/
~~~~~~~~
               «Нет ни в чем вам благодати;
                со счастием у вас разлад.»
                А.С. Пушкин.
                .
               «По свету ходит чудовищное количество лживых домыслов,
                а самое страшное, что половина из них – чистая правда.»      
                Уинстон Черчилль (1874-1965)
                ~~~~~~~~

БРАТОУБИЙСТВЕННАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ

        Вопросами, звучащими подобным образом – «И чего это ИМ всегда не достаёт? И почему ОНИ вечно лезут в чужие дома?», – задавался, наверное, каждый из живущих за пределами пресловутого «Евросоюза». «Почему не сидится ИМ спокойно в собственном ухоженном палисаднике, в домике с черепичной крышей, с геранью на подоконнике?»
Но ответ, думаю, очевиден: без непрекращающейся экспансии ни процветать, ни даже продолжительно существовать «европейский полуостров» Азиатского континента не смог бы.
И «неладно что-то не только в датском королевстве», если обратиться к образу Гамлета... В пределах всего «общеевропейского дома» войны полыхали непрерывно, унося порой до трети населения Европы.
        116 лет (с 1337 года по 1453 год) продолжалась Столетняя война –серия военных конфликтов между Королевством Англия и её союзниками, с одной стороны, и Королевством Франция и её союзниками, с другой,
        А в 1346 – 1351 годах по Европе прокатилась ещё и пандемия чумы, унёсшая в сотни раз больше жизней, чем война.
Если рассматривать лишь длительные вооруженные конфликты (менее продолжительные войны практически не прекращались), то следует упомянуть и Тридцатилетнюю войну. Она остается в западной истории одним из самых тяжелых европейских конфликтов до мировых войн XX века. Этот военный конфликт, вспыхнувший в «Священной Римской империи германской нации», продолжался с 1618 по 1648 год и затронул практически все европейские страны. Общие потери в Тридцатилетней войны варьируются, по оценкам разных историков, от 3 до 9 миллионов человек. Так что, при общей численности населения в странах, вовлеченных в эту бойню, определяемой историками в пределах от 15 до 20 миллионов человек, число жертв этой войны в процентном отношении превышает количество погибших во Второй мировой войне!

        А сколько жизней унесла Первая мировая война… страшно даже оперировать подобными числами погубленных человеческих жизней!
По некоторым расчётам погибло более 10 миллионов 66 тысяч солдат из всех сражающихся стран,
более 18 миллионов 347 тысяч солдат было ранено,
в плену оказались 8 миллионов 570 тысяч солдат.
Потери мирных жителей превышают 11 миллионов 440 тысяч.
А ведь население всех стран, вовлеченных в войну, составляло (на 1914 год) 1 473 889 200 (включая и США, и Японию и Китай, и Османскую империю, и ряд других неевропейских стран…)

        И нрав у наших беспокойных западных соседей далеко не миролюбивый…
Так ладно бы, если бы миролюбивые, но мужественные «потомки атлантов» защищали от нескончаемых вторжений «воинственных внуков Батыя» свои домики с каминами и с геранью на подоконниках!..
Но История свидетельствует о неугасающих воровских наклонностях бесчисленных «цезарей», «берсерков» и новоиспеченных «Ричардов со львиными сердцами».
А История, как её ни переодевай и ни умывай, оставляет следы немытых башмаком своих и в ухоженных двориках, и в головах их обитателей.

        История непростых взаимоотношений с соседями постоянно держала восточных славян в состоянии готовности к отражению перманентной агрессии, что способствовало их консолидации, формированию ощущения этнической целостности и укреплению государственности.
Летопись военного и торгового соперничества Древней Руси с соседями изобилует вооруженными конфликтами. Первые наиболее подробно описанные военные столкновения происходили с непосредственными соседями на южных и восточных рубежах Руси: Хазарским каганатом, Волжско-Камской Булгарией. История соседства с печенегами, кочевниками-скотоводами, обитавшими в южнорусских степях и совершавшими набеги на Русь, начиная с IX века, изобилует ответными рейдами русских князей в «дикое поле». За вполне союзническими, дружественными временами и периодами активной торговли с Византийской империей наступало обострение во взаимоотношениях, и русские рати вторгались в её пределы: первые из отмеченных летописцами походов на Царьград состоялись в конце IX – начале X веков.
Уже в XIII веке произошли первые эпического масштаба столкновения русских княжеств с агрессией со стороны западных соседей. Подчеркнём – первые из нашедших отражение в русской летописной истории! До этого, безусловно, происходили вторжения дружин с запада, но как следствие привлечения их русскими князьями для решения собственных, внутриполитических проблем.
        В 1240 происходит легендарная Невская битва, знаменательное событие в нашей истории, открывающее летопись славы русского воинства: 15 июля на реке Нева произошёл разгром дружиной и ополчением во главе с князем Александром Ярославичем шведского войска, вторгшегося в новгородские земли под командованием Биргера Ярля (Birger Jarl).
5 апреля 1242 происходит ещё более значимое для нас историческое событие, очередное столкновение с европейским воинством – сражение на льду Чудского озера с немецкими рыцарями-крестоносцами, названное «Ледовым побоищем». И вновь победоносной русской ратью предводительствует князь Александр Ярославич, более известный многим как Александр Невский.
        Карл Маркс в «Хронологических выписках» отметил, что «Александр Невский, выступив против немецких рыцарей и разбив их на льду Чудского озера, окончательно отбросил этих рыцарей-псов, рыцарей-прохвостов от русской границы».
Если бы всё в действительности обстояло так, как писал классик!
Европейские рыцарство «без страха и упрека» продолжало упорно рваться «nach Osten!»: на территорию древней Руси, а затем и России, ещё немало раз вторгались польские и шведские, французские и английские войска.
Что изменилось в характере экспансии Европы на восток? – только то, что католические ордена «рыцарей-псов и рыцарей-прохвостов» сменили «страны-прохвосты», продолжавшие использовать привычные для крестоносцев методы, только уже в масштабах всего мира!
И только здесь «рыцари-псы» неизменно «получали по бронированным сусалам» и на какое-то время приутихали, оправляясь и восстанавливая силы!
Раз за разом, вор за вором –
на восточные просторы
устремлялась хищным хором
главо-вёдерная рать;
неизменно получала
по бронированным сусалам…–
прыть на время умеряла,
чтобы татей поднабрать.
 
        В итоге, в успешно завершаемых войнах, русские полки громили лучших европейских вояк, брали шведские и немецкие, прибалтийские и балканские города, из века в век занимали всё новые территории на западе, и через всю Европу доходили до Берлина (1760) и Парижа (1814).
В своей истории Русь и Россия столь часто сталкивались с угрозой именно со стороны Запада – в виде вторжения отдельных ли европейских держав, военных ли коалиций или всей объединенной Европы, – что и поныне мы продолжаем воспринимать «западный мир», как главную угрозу нашему существованию!
~~~~~~

РАСКОЛ ЕВРОПЫ…
или
ОЧЕРЕДНОЙ РАСКОЛ ТОГО, ЧТО НИКОГДА И НЕ БЫЛО СКЛЕЕНО

        И сейчас люди не перестают задаваться вопросом: как и когда произошёл раскол Европы на два враждебных лагеря, непримиримых не только идеологически, противостоящих друг другу и ментально, и конфессионально, причём, в лоне, казалось бы, единой христианской религии.
Правильнее сказать, озадачены этим главным образом русские, разбросанные по всему «постсоветскому пространству».
В Западной Европе поисками причин, естественно, не озадачиваются – просто испытывают недоумение по поводу вечной «анормальности русских», их нежелания исповедовать некие «демократические принципы», альтернативы которым по представлениям европейцев, быть не должно.
Образ «невежественных и недобрых потомков Батыя», карикатурно представляемый самими европейцами, и возник на основе собственных же комплексов, обусловленных трагичностью и небезупречностью европейской истории, давно отвернувшейся от христианских заповедей.
Русский человек просто выпадает из общей парадигмы представлений прагматичного англичанина, немца или француза о надлежащем устройстве мира. Подоплёка неприязненности, негативной трактовки нашего национального образа кроется в колониальных истоках западноевропейского стиля жизни, в традиционном восприятии всего окружающего мира «через монокль рабовладельца».
Многовековые старания западных европейцев превратить Россию в сырьевой придаток, а в идеальном варианте – уничтожить как государство, неизменно терпели фиаско.
Это и порождало комплекс уязвляющего бессилия, обиды и недоумения: почему опробованные во всем мире, самые совершенные и складно функционирующие механизмы насилия на этой территории ломаются!
И провал собственных агрессивных попыток, как следствие, вызывал исключительную ненависть к активно сопротивляющейся «жертве» и естественным образом порождал страх перед предполагаемым возмездием. Признание в преступности и провальности собственной политики никому не делает чести, и, дабы объяснить самим же себе причины ненависти, осознанно или нет, навязывается миф о какой-то злобности и дикости русских – именно тех, кто на протяжении последних четырёх столетий непрерывно занимался отражением агрессии с Запада!
И восточные славяне, органично существовавшие в системе собственных общественных отношений, которая была метко определена формулой: «чем тяжелее наказанье, тем милее господа», сталкиваясь с внешней агрессией, выказывали отчаянное сопротивление.
В ближайшее время невозможно ожидать, что «западный мир» изменит политику экспансии…
И чем сложнее будет становится внутриполитическая ситуация в Евросоюзе, чем заметнее будет ослабевать влияние США на мировые процессы, тем громче будет раздаваться крик: «Русские идут»!
А в периоды «заточки притупившегося оружия» всё равно продолжается непрерывная война различных интерпретаций истории.
Так может быть, господа, существуют объективные причины для того, чтобы вспомнить и повторить слова Гамлета: «Какая-то в державе нашей гниль»?

        В Восточной Европе и странах Прибалтики причины национальной неприязни к России имеют иные корни.
Народы, формирующие буферную зону между двумя враждебными цивилизациями – «западноевропейской» и «евразийской», перемалывались этими неумолимыми «абразивными кругами»: некоторые полностью истончались, выпадая, в конце концов, из исторического процесса, иные меняли этнический состав, крошились на субэтносы; непрерывно ломались и границы территорий проживания. При «перетирании» смешивались остатки прежних народов.
Если обратиться к образам: на западе Евразийского континента возник конфликтный межцивилизационный конструкт – пара гигантских «мельничных жерновов»: один из них – Российская империя, малоподвижен, другой – «романо-германский», безостановочно вращается, измельчая то непрочное, что оказывается между жерновами.

        Внутренний «комплекс малого народа», уязвлённого циничностью исторического процесса, подпитывается культивируемой извне антипатией ко всему русскому.
Таким «страдальцам» с комплексом исторической несправедливости, томимым несоответствием между национальной самооценкой и скромным местом в «мировой табели о рангах», – им просто необходим «патрон и защитник»!
Американский кинорежиссёр Стэнли Кубрик как-то сказал: «Великие державы всегда вели себя как бандиты, а малые – как проститутки».
Увы, Восточная Европа в течение XX века успела не раз продемонстрировать, что овладела «искусством гибко приспосабливаться к идеологии любого общественно-политического строя»!

Нам, обездоленным, нужна
хоть чья-то “крепкая спина” –
Из-за спины такого “брата”
приятно тыкать супостату.
И нам неважно будет даже
в каком “заступник” камуфляже,
Какой “спаситель” год от года
взимает плату за “свободу”!

        На агрессивного соседа удобно списываются и собственные проблемы, которых никому не удаётся избежать, и, в немалой мере, связанные с корыстолюбием и мздоимством местных властных структур.
В основе неприязни просматривается и непреходящая обида на крупного и «исторически более удачливого» соседа, как например, – у крошечной Литвы или у многострадальной Польши, которых многосложный исторический процесс лишил «лавров сильного государства»: давно прекратили существование Великое княжество литовское и обширное государство Речь Посполита (1), простиравшееся когда-то «от моря до моря».
Поэтому не приходится ждать от многих малых стран, постоянно перекраиваемых «крупными игроками», какого-то общенационального «прозрения», просвета в исторической памяти народа или слов благодарности за освобождение от предыдущего «сюзерена».

        А ведь в 1918 президент Чехословакии Томаш Масарик (1850-1937) говорил: «Все малые народы Восточной Европы (финны, поляки, эстонцы, латыши, литовцы, чехи, словаки и румыны) нуждаются в сильной России, иначе они будут выданы на милость немцев и австрийцев».
А каково истинное отношение западных европейцев к этим новобранцам в Евросоюзе?
Отношение к народам Балканского полуострова выразил германский канцлер Отто фон Бисмарк: «Все Балканы не стоят жизни одного померанского гренадера».
А Сербию он называл «серной спичкой в возе сена».
Что же, у маленьких наций «короткие руки», но «длинная память».

        Раскол?.. Так как же и когда он произошёл?
Говорить о «расколе» вообще сложно: если какое-то объединение и существовало, то только – на период формирования и выделения из индоевропейской семьи народов отдельных этнических общностей: славянских, германских, кельтских – крупнейших в Европе групп родственных по языку и культуре народов.
Здесь правильнее говорить о «разобщении» культур. Сам «европейский суперэтнос» (формулировка спорная), несмотря на концентрацию большого населения на ограниченной территории, – представляется образованием далеко не целостным. Как же складывалась пресловутая «европейская цивилизация», и в чём заключается её «исключительность» (как предпочитает считать большинство европейцев)?
~~~~~~

НЕБЛАГОДАРНЫЕ ДЕТИ АТЛАНТОВ

        Раннему развитию протоевропейской цивилизации способствовали благоприятные условия Средиземноморья – природной страны, включающей острова и полуострова Средиземного моря и прилегающие к нему территории Евразии и Северной Африки, большую часть бассейна Средиземного моря и пояса Переднеазиатских нагорий. Благодатным является средиземноморский климат: реки ранее были достаточно многоводны. Здесь рано сложились условия для возделывание зерновых культур: пшеницы, ржи, овса, кукурузы, зернобобовых; выращивания цитрусовых и маслинных. Широко распространилось рыболовство. Водные артерии способствовали расширению торгового обмена, вдоль них концентрировалось население, что привело к развитию и совершенствованию ремесел. Здесь возникали древнейшие цивилизации – предтечи эгейской (или крито-микенской) культуры, как условно обозначается культура Древней Греции эпохи бронзы (ок. 2800–1100до н.э.).
        Древней Грецией (Элладой), традиционно называют территории древнегреческих государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, на побережье Фракии, и по западной береговой полосе Малой Азии.
Здесь возникали географически обусловленные вариации эгейской культуры: на Крите – минойская, в материковой Греции – элладская, на островах Эгейского моря – кикладская.
Эти культуры, которые можем условно назвать «древне-европейскими», формируются в неразрывной связи и под влиянием цивилизаций Ближнего Востока: шумеро-аккадской, древнеегипетской, хеттской, финикийской и, безусловно, древнеперсидской. В начале III тыс. до н.э. на территории Ирана сложились древнейшие государственные образования; а в середине VI века до н.э. здесь возникло великое государство Ахеменидов. Ближайшим восточным соседом древней Эллады было Хеттское царство – государство в Малой Азии возникшее в XVIII веке до н.э. В период расцвета в XIV-XIII веках оно охватывало обширную территорию и являлось соперником Египта в борьбе за господство в Передней Азии.
        Из финикийского консонантного письма (2) в IX-VIII веках до н.э. возникает буквенно-звуковое греческое письмо, используемое и поныне. В дальнейшем оно легло в основу многих европейских систем письма. Без сомнения, под влиянием древне-философских учений Ближнего Востока (Египта, Вавилонии) возникает древнегреческая, античная философия, как форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; формируется классическая форма философии (Парменид, Гераклит, Сократ, Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель).
Наука, зародившаяся в Передней Азии и Древнем Египте в связи с развитием мелиорации, строительства и медицины, получила распространение и в античном мире.
        Этнический состав Греции в III тысячелетии до н.э. был неоднороден: пеласги, лелеги и другие племена, которых оттеснили и ассимилировали протогреческие племена ионийцев и ахейцев.
Первые государства ахейцев в Кносе, Фесте, Микенах, Тиринфе, Пилосе образовались в начале II-го тысячелетия, в эпоху бронзы. Вторжение дорийцев (около 1200) привело к распаду государств и оживление родовых отношений. К IX веку Грецию заселили: эолийцы – Северную Грецию, дорийцы – Среднюю Грецию и Пелопоннес, ионийцы – Аттику и острова. В VIII-VI веках в Греции сформировались полисы. В зависимости от действенности противостояния земледельцев и ремесленников родовой знати формировалась государственная власть в полисе: либо складывалась форма управления (с привлечением народа для решения какой-то части проблем), которую принято называть демократической – как, например, в Афинах, либо возникал подчёркнуто олигархический образ правления (в Спарте, на острове Крит).
В экономически развитых полисах (Коринф, Афины) широко распространилось рабство; в Спарте, Аргосе долго сохранялись пережитки родового строя.
В V-IV веках наступает период высшего расцвета полисов. Он связан с возвышением Афин в результате победы греков в греко-персидских войнах (500-449) и созданием Делосского союза (во главе с Афинами). Период наивысшего могущества Афин и расцвета культуры пришёлся на годы правления Перикла (443-429).
Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом из-за торговых путей привели к Пелопоннесской войне (431-404), которая завершилась поражением Афин.

        В середине IV века на севере Греции возвысилась Македония. Её царь Филипп II, одержав победу при Херонее (338) над коалицией греческих городов, подчинил Грецию.
Возможно, идеи создания общей грекоазиатской цивилизации витали в представлениях греко-македонской элиты уже в это время, и, безусловно, – стали доминировать в годы правлении сына Филиппа – Александра III Великого.
При этом «дикая Европа» не рассматривалась в качестве достойного и равного «партнера» (как сейчас принято говорить) в намечающемся симбиозе великих культур!
Александр провозгласил себя «царем Азии». В своем государстве он мыслил создать новый правящий класс из македонян и персов, стремился привлечь на свою сторону местную знать. Александр мечтал о единении многоязычного народа своей державы, о сближении с персидской знатью, которую привлекал к управлению государством. Он устраивал массовые свадьбы македонян и греков с персиянками.
Греческое влияние на Востоке оказалось плодотворным и привело к формированию культуры эллинизма – синтеза греческой и местных восточных культур, что способствовало распространению греческого языка на огромных территориях. Для переселенцев Александр специально основывал новые города, носившие его имя.

        С 146 года, после разгрома римлянами Ахейского союза, Греция подчинилась Риму. Древний Рим превращается в крупнейшую средиземноморскую державу. Он сполна воспользовался всеми достижениями греческой культуры и науки. Империя непрерывно проводила завоевательную политику. Здесь решающим фактором экономического развития становится рабство – оно достигает беспрецедентного в истории масштаба: получила развитие самая бесчеловечная форма эксплуатации, при которой человек становился предметом купли и продажи, наряду с орудиями производства превращается в собственность хозяина, которому «закон» позволял лишать жизни своих рабов.
Хозяйство Рима целиком основывается на рабском труде. Северные, европейские народы рассматривались римлянами исключительно как варварские, недостойные человеческого обращения и должные поставлять рабов для нужд Великого Рима. Появились новые формы жесточайшего наказания – распятие; в общенациональном масштабе практиковались развлечения в виде гладиаторских боев и травли дикими зверями – массового уничтожения рабов и военнопленных «на потеху публике».

        Насколько искренне мы станем рассуждать об исключительной «цивилизованности» самого «просвещенного европейского государства» того времени, зависит от нашего понимания этого определения, от того, что мы вкладываем в определение «цивилизации», как общественной культуры, достигшей высокой степени развития – материальные или духовные приоритеты. Понимание «цивилизованности того или иного общества» упирается в личные нравственные представления и приоритеты каждого.
В любом случае, высокая степень общественного развития древнего Рима, возникшая на основе преобладающего использования подневольного труда, товарного производства и разделения труда, превратила Рим в могущественную экономическую и военную державу.

        Определение «цивилизации», от латинского civilis – гражданский, государственный – в привычной трактовке, характеризует только уровень, степень развития.
Льюис Генри Морган (Morgan) называл её ступенью общественного развития, следующей за варварством.
Но наше представление о цивилизованности конкретного человека не связывается с «дорогим костюмом, выходящим из навороченного авто»!
И цивилизованность конкретного общества не определяется наличием у него средств на строительство небоскрёбов (как у Саудовской Аравии или Катара…). Говоря о цивилизованности, мы склонны подразумевать в первую очередь культуру в духовном и материальном воплощении.

        Салтыков-Щедрин иронизировал: «Сивилизация – это такое тонкое нежное вещество, которое нельзя по произволу бросать в грязь».
«Цивилизация, свобода и богатство при капитализме вызывают мысль об обожравшемся богаче, который гниет заживо и не дает жить тому, что молодо», – констатировал категоричный Владимир Ильич Ленин.
Кто в действительности достоин славы варвара – древние ли ахейцы, карфагеняне или германцы, приносящие человеческие жертвы своим богам? Или всё же – просвещённые римляне, на всеобщую забаву массово убивающие людей в специально возведённых для этого грандиозных сооружениях, создавшие военную империю на костях многих народов руками миллионов рабов?
…Может быть, римская цивилизация оказалась менее варварской, нежели североафриканская держава пунийцев (3) с центром в финикийском городе Карфагене?
…Или бОльшими варварами являлись инки и ацтеки, чьи древние культуры почти полностью были уничтожены Европейцами? Ведь эти жестокие “нелюди” так же приносили человеческие жертвы!

…Может быть, свидетельством цивилизованности признаем грандиозные римские амфитеатры – алтари для общедоступного жертвенного заклания людей, превращенного в развлечение, в зрелище жертвоприношений, доведённых до демонических масштабов?
…Может быть, триумфальные арки в честь покорения других народов есть свидетельство цивилизованности Рима?

       Но здесь возникает и то, что благоприятно повлияло на развитие общественных отношений в Европе – «Римское право», система, включавшая частное право и публичное право. Частное римское право явилось классическим правом общества, основанного на частной собственности. Оно и было реципировано западноевропейскими странами, перевоплотившись в «нагло-саксонское», гордо именуемое Международным правом, призванным регулировать отношения между государствами.
В него были внесены обязательные для всех государств принципы и нормы поведения субъектов международного общения, как, например, принципы ненападения, мирного разрешения споров, разоружения, уважения прав человека, запрещения пропаганды войны, соблюдения международных договоров. Но пресловутое «Международное право» призвано ограничивать свободу действий остальных стран, не входящих в «элитарный клуб», и гарантирует Западу исключительное право на проведение апробированной веками политики вмешательства, разжигания военных конфликтов, разорения и наказание государств за сопротивление (– несоблюдение «Международного права»), вплоть до фактического их уничтожения или развала на отдельные территории.

        В конце IV века Римская империя доживала последние годы: восстания местного населения в завоеванных землях в сочетании с вторжениями варваров привели к отпадению ряда провинций и разделу империи на Восточную и Западную (в 395 н.э.).
В 476 году закончил своё существование и «западный осколок» обширнейшего государства в летописи Европейской цивилизации: вождем германских наёмников Одоакром был низложен последний император Западной Римской империи Ромул  Августул.
Начинался новый период в истории постоянно “объединяющейся” Европы – попытка продолжить существование империи уже в образе «германского Рима».

        Новая «Священная Римская империя» (с 962) была основана германским королем Оттоном I, подчинившим Северную и Среднюю Италии (вместе с Римом). Она включала также Чехию, Бургундию (Арелат), Нидерланды, швейцарские земли и другие территории Европы.
Императоры её закономерно вели агрессивную политику. К середине XIII века Германия, занимавшая господствующее положение в империи, распадалась на территориальные княжества.
С конца XV века остатки империи стали называться «Священная Римская империя германской нации». И только Вестфальский мир 1648 года закрепил превращение империи в конгломерат независимых государств.

        Идеологическое и культурное единство Западной Европы закреплялось слиянием и родством общих европейских правящих династий: Саксонской, Каролингов, Капетингов, Плантагенетов, Бурбонов и Габсбургов. Сам термин династия происходит от греческого dynasteia – что и означает господство.

        Разделение мира усугублялось влиянием религиозного фактора.
В результате схизмы (разделение церквей) в 1054 году христианство раскололось на православие и католицизм. С разделение церкви углубился «ментальный ров», разделяющий Европу – граница прошла по восточнославянским землям.
Папский престол назвал среди врагов христианского мира наравне с исламом и восточно-христианскую церковь. Вполне официально православие, совместно с язычеством, объявлялось враждебной верой, а народы исповедывающих его стран, подлежали порабощению и уничтожению. Католической церковью, «под знаменем борьбы против неверных», организовались крестовые походы на Ближний Восток, в Сирию, Палестину, Северную Африку. Захват в 1204 участниками 4-го крестового похода Константинополя привел к падению Византийской империи, основанию Латинской империи, а на не завоёванной крестонос-цами территории – новых государств: Никейской и Трапезундской империй (4), и Эпирского государства.

        В XX веке, в феврале 1930, папа Римский Пий XI призывает Европу к объединенному походу против России (в образе СССР).
В 1933 году “наместник бога на земле” идёт даже на заключение конкордата с «дьяволом» – фашистской Германией!
Трудно привыкнуть к мысли, что наши воинственные соседи в Европе и Северной Америке периодически на уровне международных форумов провозглашают нас – Советский Союз и Россию – «империей зла»...
К тому, что в их военных доктринах мы вечно фигурируем в качестве главного противника и объекта для нанесения превентивного ядерного удара – то есть, для полного уничтожения наших «неполноценных народов».

        Опомнитесь, обезумевшие соседи по нашей «небольшой коммунальной квартире», что происходит в ваших головах!
Мы слышим, что репутация России «во всём цивилизованном мире» окончательно подорвана её внутренней и внешней политикой.
«Репутация нашей соседки оставляет желать лучшего. И явно не улучшится, покуда она жива», – ровно так обстоит дело с формированием образа России в сознании обывателя на Западе.
Можно прибегнуть и к следующему алогичному построению: «Репутация приговорённого абсолютно опорочена его неподобающим поведением на эшафоте. Жаль, что невозможно ужесточить наказание»!

        На протяжении не менее тысячи лет формируется взаимно-неприязненная и постоянно конфликтующая «общеевропейская целостность», народы которой, тем не менее, осознают себя элементами «общей европейской цивилизации», иной, нежели, так называемое, «нецивилизованное православно-исламское окружение».
Взаимопонимания и добрососедства между этими мирами никогда не существовало. И вряд ли в ближайшее время можно надеяться на появление приязненных отношений со стороны постоянно напряженного, сжатого в пружину «евро-атлантического мира». Веками складывавшиеся комплексы «территориальной несправедливости», расового и цивилизационного преобладания «западной культуры» существуют и будут по-прежнему импульсно пробуждать в Европе настроения по «разумной и справедливой перекройке всего мира».
Концепция «национального превосходства» – в которой остальным народам отводилась роль варваров – существовала ещё во времена Римской империи. Затем эта идеология нашла продолжение в германской концепции генетического превосходства, «безупречности арийской нации» и законного права Германии на мировое господство. В своё время «концепцию исключительности» откровенно исповедовали власти Наполеоновской Франции и хозяева «колониального англосаксонского мира». Теперь она воплотилась в теорию европейского превосходства над странами, высокомерно именуемыми «развивающимися».
В умении «оперировать скальпелем большой политики», называемым «Международным правом», европейцам нет равных! Высокомерная Европа, убеждённая в своей исключительности, искушенная в интригах, – дока в «искусстве внедрения в политику двойных стандартов и обмана».
Западные европейцы, так и не научившиеся краснеть от стыда, –  в этом деле не просто «собаку съели», – они поели и всех «хомячков» пресловутого «Международного права», заставляя сомневаться в искренности любых отношений между субъектами этого права!
Попытайтесь припомнить прецеденты безусловного выполнения Западом следующих обязательств и нормы поведения в межгосударственных отношениях: соблюдение принципа ненападения, мирного разрешения споров, разоружения, уважения прав человека, соблюдения международных договоров…
Ну как, хоть что-то из выше перечисленного выполняется этим «элитарным клубом»?

        Нет сомнений, что «крестовый поход на Восток» не прекратится и в обозримом будущем – что нам постоянно демонстрирует история современных взаимоотношений. При этом, декларации «развитых стран» об усилиях по обеспечению мира и защите прав человека (вполне понятно – какого) стали облекаться в новые, изощренные лицемерные формулировки.
Что же остается делать Востоку?   
Обделим на время вниманием страну, позиционирующую себя в качестве «заокеанского покровителя» европейской демократии… и поразмыслим о нашем, весьма тесном, соседе, от взаимоотношений с которым всегда зависела жизнь Российского государства.
Очевидным здесь представляется одно – перманентный диалог с Европой – терпеливый мирный диалог, прерываемый «обиженными криками этой пожилой и неудовлетворенной дамы», чуть было не потерявшей всё своё состояние в виде глобальных империй.
Диалог должен продолжаться с обязательным сохранением чувства собственного человеческого и цивилизационного достоинства, и с непременным сохранением военной мощи, способной предотвращать в будущем новые «истерично-спонтанные броски Западной цивилизации на Восток».
Даже не будучи профессиональным историком и компетентным экспертом в вопросах экономики и права, прекрасно понимаю, что далеко не правительства «развитых стран» вершат судьбами мира, что сложилась новая форма мировой колониальной системы, которой управляют глобальные промышленно-финансовые корпорации… что для взаиморасчетов  всем нам навязана абсолютно «бесценная», в буквальном смысле, мировая валютная система с новым «всеобщим финансовым эквивалентом» – долларом, равным стоимости «свободно-конвертируемой туалетной бумаги». Именно этой «бумагой» оплачиваются поистине бесценные (исчерпаемые) сырьевые ресурсы и продукты производства.
И «благоденствует» этот новый глобальный мир в тени, отбрасываемой вознесённой над ним ядерной дубиной единого военного блока, «плюющего…», оговорился – «блюдущего мир во всём мире».

        Невозможно точно предсказать, насколько скоро удастся мирным путем избавиться от пресловутого «нефтедоллара» и перейти к каким-то новым всеобщим ценностным эквивалентам… Заговорит ли в обозримом будущем Запад со всем остальным миром языком, если не друга, то хотя бы – «психически уравновешенного соседа» …
Остается полагаться на неоднозначные результаты кропотливой деятельности народов всех остальных “слаборазвитых и недемократичных” стран и их правительств… и пытаться вникать в уроки общей истории.


-----------------------------------------

1) Речь Посполита (польск. Rzeczpospolita – республика) – официальное название объединенного польско-литовского государства со времени Люблинской унии 1569 до 1795.
Люблинская уния – соглашение (28 июня) об объединении Польши и Великого княжества Литовского в одно государство. Устанавливались единообразное государственное устройство, общий сейм, денежная система. Остатки государственности Литвы (суды, казна, войско…) ликвидированы конституцией от 3 мая 1791.

2) Консонантное письмо – система письма, состоящая из букв, которые обозначают согласные звуки с произвольными или нулевыми гласными (напр. древнейшее семитское письмо, или письмо туарегов – тифинаг). Чаще встречаются полуконсонантные виды письма, содержащие и способы обозначения гласных.

3) Пунийцы (punicus) – латинское название карфагенян, означающее также «пурпурный».

4) Латинская империя – государство, основанное в 1204 участниками 4-го крестового похода на завоеванной ими византийской территории. Столица – Константинополь. Помимо непосредственных владений императора в Латинскую империю входили Фессалоникийское королевство, Ахейское княжество, Афинское герцогство и др.
В 1261 никейский император занял Константинополь. Латинская империя пала.
Никейская империя – государство в Малой Азии в 1204-61, возникшее после захвата Константинополя крестоносцами; столица – Никея (современный Изник).
В 1261 никейский император овладел Константинополем, перенес туда столицу, восстановил Византийскую империю.
Трапезундская империя – государство на северо-востоке Малой Азии в 1204-1461; столица – Трапезунд (современный Трабзон). Основана внуками византийского императора Андроника I Алексеем и Давидом Комнинами при содействии грузинской царицы Тамары. Была завоевана турками.

***************************************************


Рецензии
Аристарх, примите моё искреннее восхищение этим эссе, заглянувшим во все уголки западного соседства с исторической точностью и анализом их "единения". Понятно, что дружат все эти страны не между собой, а против России.
И даже если бы им удалось её победить, дружбы бы всё равно не случилось. Им просто "душой Россию не понять", потому что их души уже и не души вовсе, а набитые "нефтедолларами" кошельки тех, кто ими правит, и, слепо порой верящими правителям, остальными.
СПАСИБО, Аристарх. По Вашим эссе можно выучить историю, какова она есть на самом деле, не учась в школе. Ведь учебники не анализируют обычно, а просто излагают сухие факты, а чаще всего, в западных странах, и вовсе фантазии.

Галина Тишкова   06.03.2024 06:31     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, дорогая Галина! Благодарю, удивляюсь и восхищаюсь Вашим умением вникать в содержание настолько объёмных текстов, заинтересованностью Вашей событиями мировой истории и меткими комментариями! Галина, дорогая, на мой взгляд, написать проще, чем прочитать.
У меня самого не хватает терпения перечитывать тексты, хотя писал их с большой заинтересованностью, "перелопачивая" массу информации. Благо, домашняя библиотека позволяет знакомиться почти со всеми страницами мировой истории.
Спасибо огромное! С теплом душевным.))

Аристарх Басаргин   06.03.2024 20:10   Заявить о нарушении