Я скрипку в руки взял

Sará dedicato Niccolo Paganini

Я скрипку в руки взял… понятно — не Амати,
Не Страдивари, не Гварнери, не Вийом,
Какой-то честный неизвестный мастер
Ее ни именем не метил, ни клеймом…

…Едва смычок струны коснулся края,
Раздался ЗВУК… бесстыдства не тая,
Явилась в нем — до ужаса нагая! —
Как есть, душа, прегрешная, моя

Померк весь ЭТОТ мир… Вместо него видений
Вокруг взвихрился странный зыбкий рой
И тихий голос из иной Вселенной,
Шепнул на ухо:
                — Говори со мной!
Поведай все о том, что сердцу мило,
Чертог не сбывшихся желаний отвори,
Взамен обрящешь колдовскую силу,
Но говори, Скрипач, со Мною, говори…
Скользи смычком по Мирозданья струнам,
Волнуй стихии Вод, Небес и Звездных Сфер,
Вжигай в сердца людей магические руны,
Ты — Свет, ты — Тьма, ты — Бог, ты — Люцифер!»

Вдруг лопнула струна, за ней вторая,
За нею третья… над оставшейся одной
Пассаж безумный словно Демон пролетает…
…Я все успел…
                Сменившись тишиной,
Волшебный мо́рок спал… Вернулся свет реальный
Вокруг — глазищи и распахнутые рты…
А я отчаянно, как рыба, задыхаюсь
От истощающей мне сердце Пустоты


Рецензии
Здорово!!!
Вспомнился Паганини и его лопнувшие струны. Как-то прочитала о том, что у него были длиннющие пальцы, что значительно повышало его возможности владения инструментом. В общем, причины виртуозности, возможно, более земные, чем ему приписывали:)
Добрый вечер, Олег!

Галина Ордина   18.09.2025 23:03     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Галина
Длинные пальцы для скрипача не столь полезная опция, как об этом принято думать. Гриф классической скрипки маленький, а квинтовый строй позволяет брать интервалы больше двух октав не растягивая даже маленькую кисть руки. Вот виртуозная техника это то, на что можно положить жизнь и так и не достигнуть уровня. Но магия скрипача это даже не техника, а звукоизвлечение. Добиться от скрипки красивого волшебного звука, чарующего душу, дано не каждому. Даже если ему дать Страдивари.

Олег Мантур   18.09.2025 23:51   Заявить о нарушении
Я не помню подробностей, тем более что тема для меня не близкая, но в статье писали что-то и о скрипке. Во всяком случае смычок был длиннее чем у обычной скрипки. И ещё что-то о звукоизвлечении не только смычком по струнам. Но подробнее не могу сказать, ибо не в теме и подробности забыла.

Галина Ордина   19.09.2025 00:05   Заявить о нарушении
Да, верно: длинный смычок позволяет делать более «развернутые» пассажи, и да — звук можно извлекать щипком ногтя. Этот прием называется пиццикато. Послушайте каприсы Паганини, самые известные 5-й и 24-й, там все это есть. Современные исполнители — уже многие — справляются не хуже автора.

Олег Мантур   19.09.2025 00:17   Заявить о нарушении
Пятый классный. И я понимаю тех, кто слушал когда-то его в исполнении Паганини. И я его не слышала ранее, в отличие от 24-го, который как-то не тронул.

Галина Ордина   19.09.2025 00:45   Заявить о нарушении
Да у Вас отличный вкус! 24-й это, скажем так, «попса» хоть и сложная. А оценить 5-й — для этого нужно иметь уровень. Аплодирую!

Олег Мантур   19.09.2025 01:34   Заявить о нарушении
Вон оно что, понятно. - Не люблю попсу:)
Спасибо за наводку, Олег! Давно ничего интересного не попадалось.

Галина Ордина   19.09.2025 01:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.