Страницы из летописи русского рока Саша Кожевников

На фото: Александр Кожевников и Майк Науменко



   В 2019 году ему исполнилось бы 60. Трудно представить его пенсионером. Он ушёл из жизни, когда ему не было двадцати пяти. Об Александре Кожевникове почти никаких сведений в Википедии, где представляют музыкантов, игравших в рок-группах в 70-80-х гг. прошлого века. Андрей Бурлака, большой знаток русского рока, исказил дату смерти музыканта, как и некоторые другие факты. Кожевников умер не вначале 90-х, а значительно раньше. Мне достоверно известно, что его выбросили из окна. Это было преднамеренное убийство. Вся его недолгая жизнь была залогом такого конца.

   Александр был сложный человек. Он рос в обеспеченной семье. Отец его был сотрудником Госбезопасности. Саша закончил музыкальную школу по классу мандолины. Виртуозно владел струнными инструментами. Играл в профессиональных ансамблях. Многие рок-группы были бы рады видеть такого гитариста в своём составе. Но Кожевников не задерживался нигде, хотя редко кому отказывал, если его просили подыграть. Кожевников нигде не работал, из дома ушёл, жил где придётся и с кем придётся. Паразитический образ жизни вели многие рок-музыканты в доперестроечный период, не желая работать на существующий режим, предпочитая отсиживаться в кочегарках. Ныне это уважаемые  рок-пенсионеры или в предпенсионном возрасте. О своих годах работы в кочегарках вспоминают, как о великом подвиге.


   Александр Кожевников вёл похожий образ жизни, но тем не менее абстрагировался от рок-тусовки, не принимая их цели и задачи всерьёз. Вот как он выразился в одной из своих песен:

«Кто вы такие? О чём вы поёте?
К чему вы стремитесь и чем вы живёте?
У всех у вас много апломба и мнений
О джинсах, о музыке, портвейне и дзене.
Но надо ли всё это нам?»


   Александр был думающий человек. Обречённость и безысходность, одиночество и бессмысленность существования — лейтмотив всей его жизни. Он хорошо разбирался в людях, видел их насквозь, мог дать меткое определение, кто есть кто. Он не желал подчиняться лидерам, работать на чужое честолюбие и тщеславие, на тех, кто, эксплуатируя идею продвижения русского рока в СССР, на самом деле заботился о своём имидже, о личном успехе. Быть использованным — это не про Кожевникова. Сыграв на нескольких записях «Аквариума» и съездив на концерт в Москву, Александр разочаровался в Борисе Гребенщикове и дал ему нелицеприятую характеристику. Больше он не желал играть с «Аквариумом».

   Некоторое время Кожевников участвовал в записи альбома Павла Крусанова в студии Большого театра кукол. В отличие от большинства рок-музыкантов, Кожевников служил в армии, играл в военном оркестре, а не косил, не отлёживался в дурдоме. С иронией он относился к хиппи, убивавшим время на ступенях Казанского Собора в Ленинграде, о чём спел в своей песне:


«Сидим мы с тобой на Казани вдвоём,
На всё смотрим сквозь завесу,
И ты мне впрягаешь, как хорошо,
Как хорошо быть балбесом...»


   Александр Кожевников был мастером импровизации. За вечер он мог сочинить несколько песен. Однажды мне удалось записать его игру у себя дома на бытовой магнитофон — сорок минут песен и умопомрачительных композиций, одна из которых «Осень» могла бы стать его визитной карточкой. Запись до сих пор храню в домашней фонотеке. Классный гитарист, каких в стране были единицы. Это скупые данные о великолепном гитаристе, об остальном «обречена молчать» так же,  как он поёт в своей песне:


«Пройдёт много лет с этого дня,
Мы станем взрослей и умней.
Не будем, увы, писать песни мы
В студии театра теней.

Не будем мы больше ходить на «Сайгон»,
Пить кофе или торчать…
Кому-то из нас теперь повезло,
А я обречён молчать…

Но каждый из нас, оставшись хоть раз
Один на один с собой,
Вспомнит  те дни, и память летит,
Как фрисби, набрав высоту.

Но толстая лень не даёт мне взлететь,
И я просыпаюсь в поту.
Как жаль, что те дни мне не вернуть
На двадцать втором году… »


   Услышать великолепную игру Кожевникова можно по ссылке в рецензии - Концерт «Аквариума» и Майка Науменко в Москве 25 октября 1980 года. Гитару соло ведёт Александр Кожевников. Послушать этого виртуоза больше нигде не представляется возможным.


2019 год


Рецензии
Смотрите видео - http://www.youtube.com/watch?v=Sigd4PJ6MLY - Концерт «Аквариума» и Майка Науменко в Москве 25 октября 1980 года

Алла Соловей   01.03.2024 11:53     Заявить о нарушении