Фрагменты

"Публикуем автобиографичный фрагмент документального исследования"
<...>В близрасположенных бузулукских окрестностях память о добром графе Льве Толстом сохранялась в нескольких поколениях. По рассказам моей бабушки – Марии Акимовны Ворониной, повествующей их со слов своей матери – Марии Никифоровны Ворониной (1883/85-1961), уроженки с. Свободные Ключи, в близрасположенных землях проживал знатный человек, граф – по происхождению - Лев Толстой. Но в воспоминаниях крестьян он остался «простым» человеком, потому что ходил по земле босяком, в рубахе, подпоясанной шнурком, как ходили удельные крестьяне. Её мать, в замужестве за Акимом Петровичем Ворониным проживала в д. Осиновка. Семья Ворониных была – из удельных крестьян, обладающая небольшим, но закрепленным наделом. По стародавней традиции, на рубеже ХIX-XX веков жили по-христиански, по церковному календарю. Некоторые дела приходилось решать через земельные суды.  По воспоминаниям Марии Акимовны, в начале ХХ века основной земельный конфликт заключался в том, что удельные крестьяне не имели много физических сил и отказывались обрабатывать большое количество земель – трудится за плату на барском наделе «от зари до зари», а в свободное время возделавать собственный скромный участок. В народе речь шла о том, чтобы барин отделил каждой семье побольше земли, и чтобы каждая семья могла трудиться только на своем участке, но вдосталь, не прибегая к дополнительному заработку на стороне. Одна корова в хозяйстве была показателем малообеспеченной, бедной семьи. А лошади были не у всех, и лошадь считалась признаком достатка. Мария Акимовна в 1975/76 году показывала нам, как крестьяне месили глину на лошади. Красную глину заливали водой. Садились на лошадь, чтобы она ногами и копытами разбила твердые комки глины, и таким образом делали замес. После этого к работе приступали крестьянки. Подоткнув края юбок, месили глину босыми ногами до придания твердой, грубой глине мягкого, эластичного, поддатливого состояния. Готовой мягкой глиной обмазывали стены дома или хозяйственных построек.  Со слов Марии Акимовны Ворониной, этот хозяйственный рецепт старшее поколение местных крестьян когда-то показывало Льву Толстому. Её отец Аким Воронин был ходоком: часто уходил из дома по каким-то поручениям. Вероятно, знал он многие окрестности и уходил на большие расстояния, потому что иногда его не бывало дома по нескольку месяцев. Сама Мария Воронина босяком ходила часто, приговаривая, что даже граф по земле босяком ходил.  Вероятно, в целях борьбы с «крестьянскими брожениями»,с церковной точки зрения, носивших характер сектантских воззрений, повсеместно учреждались христианские монастыри"<...>
<...> По старинному обычаю, именно в многодетной семье нашей прапрабабушки передавалась устно святая евангельская, апокрифическая заповедь. Символом традиционной семьи всегда оставался образ Христа, как пастыря доброго. Одно из почитаемых занятий сельских жителей - послушание пастуха. Это послушание исполнялось "всем миром", передавая его от двора ко двору, по количеству поголовия домашних животных. Каждый пастух знал своё ремесло, а кнут держали больше "для острастки". Таким образом, полное село представляло собой чисто русское поселение без примесей, воспитанное на традициях христианского пасторства в нескольких поколениях <...>
 В 2004 году на территории бывшего имения Льва Толстого была возрождена традиция лошадиных скачек, которые мы посетили с ознакомительными целями с выездной комиссией. В степи, у подножия горы Шишки, в окрестностях исторического ландшафта, где когда-то была основана писательская усадьба, состоялись первые дикие скачки и экспонировалась традиционная башкирская степная юрта. Дело было, как известно, при действующем тогда первом самарском губернаторе К.А. Титове и Э.А. Куруленко. Именно он первый решил усмирить дикий первобытный нрав потомков кочевых племен, придумав чем их заинтересовать. О примере своего управленческого опыта, вероятно, рассказал и в Федеральном собрании. Речь шла о - том, чтобы эти скачки сделать традиционными, и проводить их регулярно. Но для этого нужно было запатентовать это мероприятие в качестве бюджетных дотаций. Проблема состояла в вопросе содержания ездовых лошадей. Известно, что конезаводы в современной России коммерческие, и труд по содержанию животных - не из лёгких.(К тому же даже действующий ипподром был расформирован в приказном порядке). На тот период времени действующий конезавод был только под Воронежем. Каким образом в дальнейшем был решен этот вопрос не вполне известно. Возможно, он был рассмотрен как сезонный. Но "племена" считают эти скачки очень нужными, потому что по степям скакать могут только лошади.   
P.S.

Cпасибо за ответ. Мы вам доверяем. Спасибо за ответ.
Cпасибо за ответ. Вы тоже кое-что подтвердили.

P.S.
Очень интересно.
А наш прапрадед - Пётр Воронин, во временном историческом контексте.


Рецензии