Беседы о Вечном. Часть 1 Счастье

Эпиктет (около 50-138) — древнегреческий философ-стоик; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу. Лекции стоика проходили в Риме.


«Суть философии в том, что человек должен жить так, чтобы его счастье как можно меньше зависело от внешних вещей»
                (Эпиктет).
 
--- Разбирая эту цитату, мы приходим к выводу, что именно философия дает представление о дороге человека – к счастью. Это её цель, суть и назначение. Много ли таких людей, которые знают азы философии и пользуются её плодами? Вопрос, скорее,  риторический – мало. Тогда остается обратиться ко второй части цитаты:
« … человек должен жить так, чтобы его счастье как можно меньше зависело от внешних вещей».
Поскольку, полностью не зависеть от внешних вещей очень проблематично – мы должны согласиться на компромисс, выражаемый обратной зависимостью между СЧАСТЬЕМ и теми вещами, которые можно назвать ВНЕШНИМИ – т.е.:
«Чем меньше в вашей жизни «внешних вещей», тем более вы счастливы».
Остается только определить круг этих вещей и – насколько легко от них отказаться. Тут, сразу же возникает образ действительного или мысленного забора – всё, что за забором – внешние вещи. Утрируя, - чем чаще человек ходит на работу, в магазин, в клуб на танцы, в тренажерный зал и пр. – тем он менее счастлив?! Увы, это правило, отнюдь, не для молодежи – те так и стремятся из дома – и при этом так счастливы, не в пример домоседам. Может все дело в слове «зависело»? А это уже из категории чувств, характера, устремлений … - взять и отказаться, в пользу того, чтобы достичь счастья своим трудом, умением, собственными усилиями. Может, это счастье, действительно больше, когда заслуженное, а не подаренное или купленное, не встреченное, полученное на пути к счастью.

                **********************

«Что такое счастье? Ощущение того, что сила растет, а сопротивление преодолено»               (Фридрих Ницше).

---  Сразу же, возникает мысль, что счастье на пути, где есть преграда или требуется усилие для преодоления. А вот тут то и возникает вопрос: «А счастье – за преградой или после преодоления?» А может уже сам процесс борьбы и преодоления – уже есть счастье? Ведь, недаром же говорено:
        «Канун праздника более приятен, чем сам праздник, и уж тем более, чем время после праздника».
Так то праздник – его ещё надо заработать, заслужить, да и счастье там не настоящее, традиционное, обязательное, что-ли, детское. Полагаю, что ключевыми словами у Ницше являются: «Сила» и «Сопротивление». Вот те главные участники и составляющие счастья – нет их – и счастья нет, или оно не заслуженное, а быть может подаренное или надуманное. Думаю, даже уверен, что под силой надо понимать не только физическую силу, даже «качкам», ту, которая придает (будет или должна) человеку то, к чему он стремится, о чем мечтает, к чему способен и чем живет. И когда мы определим и будем знать суть и сущность этой силы – прояснятся и преграды, которые надо преодолеть.  Тогда мы и почувствуем то самое счастье в преодолении по «Формуле Ницше».

                *********************

«Но что такое счастье, как не простая гармония между человеком и той жизнью, которую он ведет»    (Альбер Камю)

--- Думается, что здесь ключевым является слово «простая». Это, по-видимому, означает – не надуманная, не искусственная, привнесенная извне, ради моды, на показ, для утверждения себя и своей жизни. «Простая» оттого, что она естественна, полезна и желанна, успешна и результативна. Каждый человек по этой формуле, должен не только принять ту жизнь, которой он живет, но и строить ею – её и себя. Он должен быть доволен своими результатами в ней, а она должна давать и даже дарить ему эти результаты и этот рост. Проще говоря – они должны быть созданы друг для друга. Нет, «Не два сапога – пара», а непременно: «Двойная тяга». И ещё к месту можно сказать: «Взаимная любовь» - такое тоже бывает и к этому надо стремиться.           Удач!!!


Рецензии