Ёлка из детства

Чёткое воспоминание из детства. Новый год. Зима, настоящая, с морозом и скрипом снега. Мы с бабулей идем по улице Трамвайной к ДК Ленина. Он сверкает огнями, музыка, улыбки на лицах людей. А если обойти здание сбоку, то там окошечко. Протягиваешь туда талончик на подарок, талончик этот мне приносили папа или мама, и вот подарок у тебя в руках. Бумажный пакет, в котором мандаринки, маленькая шоколадка, вафельки, печеньки, конфетки всякие, шоколадные, батончики и карамельки, орехи, помню, кажется, там была такая длинная конфета-сосулька. И вот что интересно – это все можно было купить в принципе, но сам факт хождения за подарком, таинство окошечка придавали этим скромным сладостям особый вкус. А еще я помню ананас, который папа как-то на Новый год привез из Москвы. Удивительный аромат – густой, свежий аромат прохладной лесной земляники! Никогда после этого я не ощущала такого запаха, никогда. Ананас лежал под кроватью, дожидаясь своего часа поедания.

Игрушки? Я помню еще новогодние игрушки из картона с ватой внутри и веревочной петелькой, помню игрушки из прессованной ваты. Елку следовало поставить в ведро с водой или песком, обмотать его белой тряпицей и поставить Деда Мороза и Снегурку, сделанные из папье-маше. Дед Мороз тоже пропал, но потом нашелся и сейчас стоит под елкой у детей. ВырезАла снежинки из салфеток, высунув от усердия язык. Делала «снег» на елку из маленьких комочков ваты. Потом появились стеклянные игрушки, самые разнообразные. Сосульки, орешки и овощи-фрукты, звезды и шарики, стеклянные бусы и флажки на елку. А на макушке – пика! Не звезда почему-то, а именно пика. Потом появились у нас игрушки из ГДР, в двухъярусной коробке. Это вообще было чудо. Заморские птички с пушистыми хвостиками, на прищепках, елочка, как живая, обсыпанная снегом, колокольчик веселый, он звонил по-настоящему, и многое-многое другое. Нет этих игрушек. Не знаю, где они. Только в памяти. Переезды...
Новогодние утренники. Костюмы маскарадные мне шила бабуля. Шикарные. А вот дочке своей мне уже приходилось выдумывать самой. У меня это выходило намного хуже, чем у бабули. Помню, как-то раз корону снежинки для ребенка мне делали наши художники на работе. Здорово получилось! Монпансье в жестяных коробках (дедуля мой очень любил). Брикетики какао и кофе, которые нужно было грызть и грызть. Мы ходили компанией с улицы в продуктовый магазин на улице Астраханской (Максимова), там, если мне не изменяет память, был сначала магазин «Альпари» (сейчас у него другое название – "Радуга вкуса»). 7 копеек стоил брикетик. Почему-то зимой они были особенно вкусными.

Сейчас огромное количество новогодних игрушек, на любой вкус и кошелек, гирлянды всяческие, все сверкает, переливается – красиво, конечно. И можно даже вырезать из салфетки снежинку, никто ж не запретит. И получится, наверно, гораздо изящней, чем в детстве. Просто детство не вернуть. Оно забрало с собой и эти бумажные снежинки, и гирлянды с лампочками, покрашенными краской, и огромные зеленые шары из толстого стекла, в которых были эти лампочки, и мою пику на верхушке, и сшитый бабулиными руками новогодний костюм. Забрало и не отдает. Спрятало в душе.


Размышляю...

«Счастье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации». Википедия.

«Можно ли плакать от счастья»? - спрошу я. «Нет» – скажете вы. И будете правы. «Наверно»-скажете вы. И тоже будете правы. Выход из мрачного лабиринта тяжелой болезни. Улыбка ребенка. Это ли не счастье!
«Да»-скажу я. Утро заглядывает к вам, и вы видите его, слышите его, дышите им. Вы можете выпить чашечку любимого кофе или чая, читать любимую книгу, вы можете мыслить и двигаться. А когда вы мечтаете о море? Оно снится вам каждую ночь, предвкушение этого праздника помогает вам жить. И вот ваша мечта сбылась. Вы едете к морю. Нет-нет, не самолет, ни в коем случае. Поезд. Только поезд. Жизнь за окном скользит параллельно. Матовые рельсы сходятся и расходятся, движение во времени и пространстве, внутри себя. Запах железной дороги, он из детства, он не изменится никогда. Чай, которые играет с вами, не дается вашим губам, у него совсем другой аромат, аромат путешествия. Сладкая полудрема, невнятный свет фонаря на полустанке, голоса и тени. И вот вы на вокзале города у моря. Почему-то поезда приходят туда именно ночью. Наверное, для того чтобы вы смогли сразу осознать, почувствовать, что море невидимо где-то рядом, оно ждет вас, ждет давно и заранее радуется вам. И утром оно выплеснется навстречу перламутровым светом.
Счастье — это когда вы можете позвонить дорогому человеку и услышать его голос. Счастье – это когда вы любите дождь, и он идет, призывая вас в союзники. А, может быть, вы любите солнце? Оно светит для вас, раскрывая свою и вашу душу. Счастье стоять над обрывом, раскинув руки, когда ветер накрывает вас тугим плащом, разглаживает морщинки. Ехать в машине, когда вокруг холодный дождь. Счастье-оно у каждого свое. Посмотрите вокруг. Кошка или собака, у которых, кроме вас, никого. Новый город, новая картина, закат, который не повторяется, распустившийся цветок удивительных цвета или формы. Счастье, когда сегодня не очень болит.
Достойное решение, осязаемая мысль, возможность быть собой. Простые и привычные вещи: гамак или балкон, бабочка-красавица на стебельке, река, лес или поле, грибы и ягоды – все, что радует ваше сердце и ваш взор.
У слова «счастье» много оттенков. Блаженство, радость, гордость, восторженность, наслаждение, воодушевление, умиление, покой… Счастье может быть маленьким, как капля росы на шелковом лепестке. Или огромным, как облако. Тихим, как шепот любви, или громким, как колокольный звон в ясную погоду. Вы только найдите его, свое счастье. А плакать или нет – это уж как получится.

"Искусство быть счастливым заключается в способности находить счастье в простых вещах."
Генри Уорд Бичер.
А сейчас счастье-это мирное небо.


Ирина Ротенберг (Казань)


Рецензии