1. 26. Что есть Бог?

       Однажды к королевскому двору прибыл редкий и почетный гость — Понтифик Святого престола. Его Святейшество в кои-то веки соизволил лично провести ревизию дел в епархиях, а заодно и наставить светских владык на путь истинный.
       Обычно сие мероприятие включало в себя совместную молитву, благословение всех страждущих и грандиозное вечернее пиршество с обильными возлияниями. А на следующий день Понтифик вновь отправлялся в долгий путь. С учетом преклонного возраста глав Церкви, путевых тягот и обширности владений Святого престола случалось, что этот путь оказывался последним.
       Но конкретно этот Понтифик от пьянки-гулянки отказался и предложил королю заменить придворное гульбище приватной теологической беседой у камина за чашкой травяного отвара с пряностями. Король согласился — почему бы и нет?
       — Ваше Святейшество! — произнес король, разливая душистый отвар по чашкам и поудобнее устраиваясь в кресле. — Я бы хотел задать вам вопрос, который волнует меня всю жизнь, и ответа на который без вашей помощи я ни за что не найду. Откройте мне тайну — что есть Бог?
       — Ваше Величество… — ответил Понтифик, отхлебывая горячий напиток мелкими глотками. — Если я начну излагать этот вопрос с богословской точки зрения, вы все равно ничего не поймете. Поэтому попробуйте ответить на него самостоятельно, в пределах вашего разумения. А я скажу, насколько вы оказались близки к истине. У вас будет, м-м… шесть попыток!
       — Хорошо. В прошлом в нашем королевстве имели место быть случаи вмешательства высших сил в дела короны. К счастью, они касались лишь судеб конкретных владык и не повлияли на королевство в целом. Но на будущее мне хотелось бы знать, насколько высоко уходит эта исполнительская вертикаль. Если ангелы и прочие небожители исполняют волю Господню — значит, Бог находится на Небесах?
       — Это вряд ли. Бессмертные обитатели горнего мира не признают над собой никакой власти. Они — те еще безбожники! И каждый из них — сам себе бог! Поэтому я советую вам не увязывать Божью волю и деяния высших сил. Господь уж точно не станет вершить судьбы королей — ведь его воля может распространяться на целые миры!
       — Если это так, то может ли наш Бог обитать в каком-то другом мире? А до нашего у него просто руки не доходят?
       — В других мирах Созвездия действительно есть могущественные сущности, которых смертные считают богами. Но к нам они никакого отношения не имеют. У нас
— монотеизм, и Бог у нас лишь один.
       — Может быть, наш Бог сидит на священной горе и оттуда наблюдает за миром?
       — Это было бы здорово и избавило бы нас от множества проблем. Увы, в нашем мире нет никакой священной горы. И за нами никто не присматривает с высоты. У вас осталось лишь три попытки. Я советую вам не искать правды в небесах, а спуститься на грешную землю.
       — Хорошо, священной горы у нас нет, но ведь есть же Святой град! Может быть, Бог незримо стоит за троном Вашего Святейшества и подсказывает, как вам поступать в тех или иных случаях?
       — У меня действительно есть советники. Но все они — обычные смертные, с их слабостями и грехами. Я был бы рад, если бы боженька что-то нашептал мне в ухо хотя бы раз в жизни. Но увы, в основном приходится действовать согласно целесообразности.
       — В основном? Значит, вы все-таки замечаете элементы божественной воли?
       — Да. Но лишь взгляд слуги божьего способен отличить ее от стечения обстоятельств. Иной раз божья воля исходит из уст самого обычного человека.
       — Так может быть, Бог и является нам в облике обычного человека? Просто эти люди каждый раз разные?
       — Я бы очень хотел, чтобы Господь всемогущий хотя бы раз взглянул на мир людскими глазами! Возможно, тогда он увидел бы все то безобразие, что творится на земле и воздал бы злодеям по заслугам! Но нет — мздоимцы продолжают набивать свои карманы, прелюбодеи не устают соблазнять, а душегубы — лить людскую кровь… Да что об этом говорить — вы же сами живете в этом мире и знаете о его подлой изнанке гораздо лучше меня! У вас осталась последняя попытка — используйте ее с умом!
       — Хорошо… Возможно, я сейчас скажу явную крамолу, но… Мне много приходится общаться с людьми. И когда я смотрю в их глаза, то у меня возникает навязчивое ощущение… Может быть, Бога нет?
       — То есть как — нет? Совсем?!
       — В смысле, его нет в единственном числе. Все мы созданы по его образу и подобию. В каждом из нас горит божественная искра разума. Может быть, Бог создал нас для своего земного воплощения? Может быть, он есть в каждом из нас? А что, если все люди, вместе взятые — это и есть Бог?
       — Вы меня пугаете! Подобная бредовая мысль не приходила в голову даже мне! В общем, попыток у вас больше нет!
       — Но я не хочу оставаться в неведении! Дайте мне хоть какой-то намек!
       — Хотя бы в одном вы оказались правы: Бог вездесущ. Он может править целым миром, и его волей могут руководствоваться высшие сущности. Он может сидеть на высокой горе и незримо стоять за троном правителя. Он может ходить по миру в человеческом образе и глядеть на мир людскими глазами. И все это — одновременно! Но все это — про божественные возможности. А дело ведь не в этом. Бог — это точка отсчета в нашем грешном мире. Бог — это тот идеальный кристалл, вокруг которого создается порядок. Без него мир превратится в хаос. Так что неважно, делает ли Бог что-то полезное или не делает совсем ничего. Он есть — и этого уже достаточно. Я надеюсь, вы меня поняли?
       — Я понял… — вздохнул король. — Счастливого пути, Ваше Святейшество!
       Понтифик попрощался и ушел в опочивальню — завтра утром ему снова отправляться в дорогу. А король еще долго сидел у камина, задумчиво смотря на догорающие угли.
       «Говоришь, тебе ни разу не доводилось общаться с Богом? А мне вот приходилось, и не раз… У меня в столице есть специальный дом для людей, у которых не все в порядке с головой. Один из его пациентов как раз и называет себя богом. И когда он находится в своей палате — там действительно полный порядок. И этот пациент — мой собственный дед! Может быть, он не так уж неправ и не настолько безумен?»

       Мораль: Вся наша жизнь — это путь к Богу. Правда, это работает только для тех, кто верит в его существование. У их жизненного пути есть цель — и этого уже достаточно.


Рецензии