Из мемуаров некоего путешественника о встрече

ИСКУССТВО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, Хидайят Инайят-Хан
 
Искусство быть человеком - первый и последний урок на пути внутреннего пробуждения, и тайну этого искусства можно проследить во всех религиозных учениях. Принятые методы могут различаться в деталях, но цель в любом случае остается одной. Наша трагедия жизни заключается в утере видения своего естественного “я”, закамуфлированного ложным “я”. Поэтому полезны все методы тренировки эго, помогающие различать естественное “я” от неестественного. Настройка сердца - тайный источник счастья, потому что он дарит нам успех в исполнении обязательств перед нашими собратьями, а также приподнимает занавес, разделяющий иллюзию самости от Присутствия Божественного во вселенной.
 
В развитии искусства человеческой личности, необходимо принимать во внимание два важных положения: чувство красоты и безусловную искренность. Роза и шипы - продукты одного растения. Однако только красота, аромат и цвет, латентные в корне, проявляются в розовом цветении, а не в шипе. В этом отношении, единственное отличие между человеком и розой состоит в том, что человек располагает свободой воли; благодаря которой в его распоряжении оказываются цвет, аромат, красота или шипы. Подобно тому, как роза и шип произрастают из одного корня, так святой и грешник происходят из одного источника, Господа-Творца.
 
Что касается искренности, то есть много людей, полирующих манеру своего поведения и речь, следуя психологическому расчету. Но блеск - необязательно красота, а психология - необязательно искренность. Однако же искренность без красоты может быть такой же безобразной, как неискренность. Другими словами, необходимо соблюдать равновесие между искренностью и красотой, также как и в музыке, равновесие между тоном и ритмом является условием вдохновляющего общения.
 
Такт, исходящий из самых глубин чувствующего сердца человека, является знаком величия духа, столь разнообразно служившего человечеству. Тактичность - сама природа духовного человека, который даже находит больше ошибок в себе, чем в бестактном человеке. Такту нельзя научиться и мирские квалификации необязательно делают человека по-настоящему тактичным. Он может имитировать тактичную личность, но отполированное обращение не то же самое, что деликатность. Рано или поздно ложный такт не выдержит испытания. У тактичного же человека проявляется мудрость, ум, тонкость и поэтическое расположение духа. Многие люди называют такого человека “лицемером“, но зачем нужна голая правда, брошенная подобно камню и разбивающая сердце? Не может быть добродетели в правде, лишенной красоты. Чего может достичь набожный человек, если он, представляя себя благодетельным, причиняет горе другим из-за отсутствия такта? Какая польза от набожности, или даже духовности, если они не приносят счастья?
 
Искусство быть человеком не является ни способом притязания наград, ни пустым показом чинов или украшений или же отличий ложной гордости. Оно является флагом мудрости, вокруг которого братья и сестры всех убеждений объединяются под одним единственным идеалом.
 
Духовность:
Это раскрытие внутреннего благородства.
Это Божественное Наследие каждой души.
На духовном пути цель искренней устремленности состоит в том, чтобы осознать Божественное Наследие, которое являет себя, когда человек пробуждается ко Внутреннему Зову.
 
Нельзя научиться и нельзя научить благородству духа, которое суфии называют "Божественной Манерой", оно произрастает подобно Божественному цветку, когда человек осознает его Послание.

Эта манера, или "врожденное благородство" является высшим религиозным принципом, истинной аристократией духа и прекрасным примером демократии; она передается языком сердца, выражающее себя в терминах терпимости и всепрощения.


                ***

Поднял свой взор в хрусталь небес
Глаза наполнились его огнем чудес
Негромко суфий говорил
И мудрость древнюю как будто лил
С небес на души наши в жизни зной
И освежались души будто бы водой
Покой являлся незаметно
Оазис средь мирской пустыни
Мы слушали слова но будто б не его
Как будто Бог вещал через него
Такая о сладостная истина
Таинственная божественная песня...


Рецензии