Заплачет, засмеётся слово

«Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет»

Заплачет, засмеётся слово,
зерном ли, оловом, соломой –
застынет, сыплется, молчит,
туманом стелется в ночи.

Не прячется, врастая в стены,
бьёт мячиком – растает пена –
бессменно звуки сторожит,
строжит.

И мне б его воды и света,
но жизнь воды и света – лето,
весна и осень, и зима,
не вой сирен, война и тьма,
не скулы острые, как камни,
дрожащие от взрывов ставни.

Аминь, о боже. Ом. Аум.
Звук наобум, как белый шум.

Послушай, что кричит по-вдовьи
суть, оглушённая бедой.
Не муж, не сын, не брат, но – свой,
он – свой мне – истекает кровью.

Тяжёлый бой, огонь в масштабах,
безмолвна смерть, безумство храбрых –
свинцом и матом.
Божья мать!
Не убежать, не задремать.

Не выйти словом из кошмара,
в котором мир спешит на слом. 
В венце из разномастных снов
Земля летит бильярдным шаром,
и ветер в поле дотемна
свободу азбуки и воли
зовёт трёхбортным карамболем,
но ищет лузы именам.


Рецензии
Эпиграф: Пророческая надпись на скале близ Абу-Симбела в Египте является источником вдохновения для стихотворения и попыткой окраса/настроя обосновывающего собственные выводы. Она предвещает конец смысла жизни на Земле после того, как человек поймет суть окружающего мироздания "движение звёзд".

Содержание стихотворения: Стихотворение отражает сосбвенное мироощущение происходящего. В стихотворении описывается утрата и перемены. Слово, которое символизирует знание и мудрость, сначала заплачет, затем засмеется, а затем замолчит. Это отражает идею о потере смысла и стабильности. Образы воды и света используются для выражения противоречия между жизнью и фатальными изменениями в ней, а также между светом просвещения и тьмой неведения. Далее, в стихотворении обращается к духовной стороне существования, призывая к пониманию и принятию непостижимого через мистическое, как последнюю соломинку для сознания. Наконец, выражается эмоциональный подъем и крик души перед беспомощностью и отчаянием перед хаосом и разрушением мира.

Эти элементы структурируют стихотворение и помогают создать сложный мозаичный портрет человеческого существования и его взаимодействия с миром, мыслями и чувствами, где отдельное мировосприятие всегда является заложником обстоятельств. Жить во времена перемен "и непостижимое благо и проклятье"... — "не убежать не задремать."

НЕ подытоживая, но глядя на отдельные части:

"Заплачет, засмеётся слово, зерном ли, оловом, соломой – застынет, сыплется, молчит, туманом стелется в ночи."
Слово олицетворяется как нечто живое и чувственное, будучи языком осознания и нашего внутреннего диалога. Оно может быть сначала возмущено, затем смеется, но в конце концов становится туманным и молчит, возможно, утрачивая свою ясность и смысл в бесконечной пустоте.

"Не прячется, врастая в стены, бьёт мячиком – растает пена – бессменно звуки сторожит, строжит."
Вроде абстрактное и хаосное отражение непрерывности звуков и слов, которые не исчезают, а, наоборот, накапливаются и строятся в новые формы и значения для отдельного человека и его реальности.

"И мне б его воды и света, но жизнь воды и света – лето, весна и осень, и зима..." Боязнь ли прринять как есть, невозможность ли принять, это уже глубоко личное, но обращено оно к цикличности жизни и присутствия вроде одного и того же в нашем восприятии но в разные "сезоны" осознанности с учётом самого взврастного восприятия мира. Ведь и вода и свет те же, но они никак не соотносятся с происходящим, где нет места жизни "не вой сирен, война и тьма, не скулы острые, как камни, дрожащие от взрывов ставни.."

"Послушай, что кричит по-вдовьи суть, оглушённая бедой..." обращение перенаправить взгляд и увидеть мир, в том числе страданий и боли, глазами иных людей (к сожалению это могут только чувственные и живые душой эмпаты, но не безчувственные сухие снобы или зазомбированные фанатики). Далее эта мысль раскрывается шире... "Не муж, не сын, не брат, но – свой, он – свой мне – истекает кровью." — Говорится о крови как о символе родства и принадлежности.

"Тяжёлый бой, огонь в масштабах, безмолвна смерть, безумство храбрых – свинцом и матом..." Этот участок отображает страшные аспекты войны и безысходности её для человека, пребывая среди смерти и разрушения, от которых не может уйти человек, что находится в эпицентре событий. Это выражение отражает как безвыходность так и бессмысленность ситуации, в которой человек находится. — "Божья мать! Не убежать, не задремать."

Дальше беспорядочность и хаос происходящего в мире подчеркивается. — "В венце из разномастных снов Земля летит бильярдным шаром..." как и то, что все удары судьбы всегда имеют свою человеческую адресность, ломающую судьбы конкретных людей. — "свободу азбуки и воли зовёт трёхбортным карамболем, но ищет лузы именам."

Если осознаем и тьму и свет, если принимаем и настоящее в людях и боль утрат, то сможем найти и выход из ситуациии и свою роль на данный момент, не смотря на наши возможности и слабости и тогда "сфинкс не смеется" он улыбается с горизонтов его сезонов. Всё будет хорошо, а иначе зачем?

Алексей Сикорский   05.03.2024 04:33     Заявить о нарушении
Понимание дорогого стоит.

Дякую.

Татьяна Орбатова   05.03.2024 12:56   Заявить о нарушении