Тепло, свет, нежность картин Сенько

Как- то я пришла на выставку «Лирика акварели» - и узнаю, что в семье Степана Александровича все – художники: и супруга Лилия, и сын Дмитрий, и дочь Дина.Уже этот факт сам по себе меня очаровал!
На выставке «Лирика акварели» представлены работы известного в Витебске художника Сенько Степана Александровича, работающего в области станковой графики и живописи в жанрах натюрморта, пейзажа и портрета.
И логически, и духовно, и весело, и лучше всего  начать нашу  выставку с автопортрета тридцатилетней давности: молодой человек с мелком в руках пытливо вглядывается в будущее. Взгляд молодого художника не только любопытен, но и очень целеустремлён; взгляд не только художника, но и педагога с большой буквы: в нём столько ласки и доброты!
Действительно, Сенько С.А.выступает в двух ипостасях: хорошего художника и замечательного учителя: где бы ни работал Сенько С.А.- в Дубновской средней школе Гродненской области, в СШ  № 22 и 25, в ДХШ «Маладзік”,в гимназии №3, в  культурно-просветительском училище,- у него высший рейтинг кабинета в городе; он выпускает лучшую стенгазету; получает дипломы, награждается медалью «Ветеран Труда»; его любят все его ученики; и на его работы хочется молиться: столько в них света и  красоты!
И вот лучшее подтверждение этому – картина «Луговые цветы»: луговые цветы, так буйно разросшиеся на поляне, теперь в корзине: как стрела, строен и строг,  весь в сердечках лилового цвета, люпин, а вокруг -  и трёхлистниковый клевер, и медоносные одуванчики, и ромашечки в кружевных белых юбочках, и розовые веточки лесной герани: здорово очутиться среди этого разноцветья – разнотравья:

Постелю на землю свитер-
Дам себе родной поблажку
И увижу в малахите
Жёлто-белые ромашки,

Под сиянием лучистым
Ветки стройные люпина,
 Колокольчик звонкий, чистый,
С ним - купальницы купину.

Розоватый жёсткий клевер
Пахнет утренним туманом,-
Мне трёхлистниковый веер
Станет верным талисманом.

Ах, цветы лесной герани-
Словно смех и радость детства,-
Приложу к сердечной ране-
И спасу себя от бедствий.

От цветов - их душ- свеченье
Наполняет ароматом,
И в сияющем вечерье
Я беседую с закатом.

Но прекрасны души не только луговых цветов, но и  цветов, растущих на городских клумбах.
Летом в парке Маяковского молодые люди нередко наблюдают, как новый фонтан орошает розы и глоксинии, петунии и маки.
У Сенько  есть картина с изображением парка Маяковского.
Правда, Степан Сенько нарисовал этот парк на фоне зимы.
Художник взял зимнюю зарю, смешал её с летней сиренью и погрузил всю картину в чернильную тьму. Деревья он превратил в голубовато – лиловые снежные гривы, дорогу застлал сиреневой камчатой скатертью, дом на улице Крылова осветил ровным жёлтым светом, фонтан красиво задрапировал охристой акварелью,- ночь стала призрачно - сиреневой, поэтичной:

А ночью призрачно-сиреневой
Не падал снег в холодную ладонь?
И веток нервные сплетения
Не заслоняли небосклон?

Так же сосредоточенна на себе природа на замечательной картине «Прогулка с собакой», по – другому её можно было бы назвать «Уединение»: в зимнем парке замороженные ветки напоминают гигантские перья актиний. Сиренево - голубые отблески легли на снег и на деревья.
За мужчиной с собакой наблюдает влюблённая парочка, вгляд на картину направлен сверху вниз, несомненно, молодые люди любуются и серебристыми деревьями, и синим снегом.

Им город показался нереальным,
Окутанный декором голубым,
Как будто бы с подмостков театральных.
И серый снег на нитках, словно вата,
С уютного, как небо, потолка свисал,
И каждый сам, с фантазией богатой,
Свои рисунки к сказкам создавал!

На картине «Витебск. Память о храмах» мы видим ансамбль из трёх церквей.
В призрачной дымке мы  светятся  купола десятков храмов: когда – то Витебск был храмовым городом.

Как вдохновенен утром глиняный фасад!
Какая графика теней живая!
Вдали еще не виден Гефсиманский сад,
И мы грустим с тобой в предгорьях Рая.

Смертельно не скорбит у нас пока душа,
И милует ещё нас эта чаша.
Мы Богу молимся, по-прежнему греша,
И заблуждаемся, как тропки в чаще.

Не ощущаем Божьей тяжести колес, -
Так любим грешную юдоль земную;
Траву, и ласточек, и водосвятье рос,
И думаем, что чаша нас минует,

Что не положат нас, окаменелых, в гроб,
И Судия не встретят нас там строго.
Взглянув на радугу и вспомнив про потоп,
Прощения не просим мы у Бога.

Глядим на облака: вон то в ковчеге Ной.
Он тоже предавался буйству плоти.
Сияющий рассвет над розовой стеной,
Не верится, что снимет мерку плотник.

Не менее красивы и храмы других стран.
Художник обратился к чешскому костёлу и картину назвал «Пражская осень».

Пражская осень

На светло-кофейном небе всех цветов и оттенков возвышается строгий и стройный костёл голубовато- серых тонов.
Храм окружают невесомо-трепетной листвой жёлто-зелёные деревья.
На переднем плане перед костёлом золотится юный нежный клёник, а в правом верхнем углу треплется на ветру нежная ясеневая ветка, похожая на кружево из парчи.
Ритмический рисунок картины создаёт ощущение сильного порыва ветра.
И в Прагу пришла осень:

Как манИт меня тайна бумаги:
Захотелось мне в Прагу уехать!
Величавая гордая Прага,
Для тебя мой мольберт не помеха?

Будет ветер срывать листья с клёнов,-
В колокольню влюблюсь на минутку.
Их вечерние тихие звоны
Растревожат меня не на шутку.

Осень. Жёлтое небо из листьев.
Заострённый костёл карандашный
Приглашает к перу или кисти -
Рисовать эти кроткие башни,

Этот ветреный день непогожий,
Этот рьяный порыв на рассвете.
До чего хорошо, Боже! Боже!-
Жить с мечтою о Праге на свете!
Написав эти стихи, я на самом деле побывала в Праге!

Картина «Закат в Вышковичах» очень символична: с одной стороны, это природное явление, а с другой, закат- это упадок крестьянской жизни.
Только художники этот упадок могут показать так красиво: деревья – гигантские перья голубого, зелёного, сиреневого и красного цветов; облака – надувные косынки; земля – малахитовая шкатулка.
Только в Вышковичах можно собирать такие благоуханные букеты, как на картине «Люпин»:

Люпин

Фиолетовая тьма сгустилась до черноты чернильного фона,  и на этом тёмном фоне художник рисует с любовью и нежностью каждое лиловое сердечко высокого стройного люпина, автор оттеняет люпин желтоглазыми ромашками, увы,  уже увядающими, зажигает букет двумя страстными гроздьями рябины,
украшает кукушкиными слёзками, очерчивает «пешеходную дорожку» желтоглазым рапсом,  глядя на эту картину,  чувствуешь:

От цветов - их душ – свеченье
Наполняет ароматом,
И в сияющем вечерье
Ты  беседуешь  с закатом.

Картина «В заколдованном лесу» напоминает дивную сказку: серо-зелёный лес, древний, сказочный.
На переднем плане мы видим старую ель: её лапы напоминают седые кружева, рядышком – жемчужно- серые сосны, а ещё дальше виднеются прозрачные дубовые листья,  освещённые рассветным солнышком.
Рядом с тонкими деревьями – тяжёлые вывороченные пни, замшелые и старые.
Гаммы ярких и приглушенных тонов, светлых и тёмных оттенков, вызывают в подсознании ощущение сказки:

Это лес, такой дремучий
И заросший серым мхом,
Птицей Сирин он  озвучен
И украшен светлячком.


Этот лес, такой старинный,
Он – для озера багет:
Слышу шёпот в нём совиный,
Вижу в нём волшебный свет.

Этот лес, такой чудесный,-
Изумляется в нём взгляд!
Создан он для вешней песни:
Все деревья - нарасхват!

Этот лес, такой застывший,
Заколдованный навек!
Запечалились в нём ивы -
Не поднЯть могучих век!

Этот лес, огромный, страшный,
С необъятной тишиной:
В нём молчат деревья - башни,
Не склонившись над волной!

Этот лес с седою елью
(Между лапками – окно)
И с тревожной в гуще трелью
Птицы сказочной Алкност.

А теперь обратим внимание на работу «Парк Мазурино».

Холодный ветреный день.
Сиренево- серые стволы высоких стройных деревьев.
По обеим сторонам серой асфальтированной дороги  расступается красавец - лес, над ним острым голубым треугольником виднеется небо.
Листва напоминает золотую завесу,- точно небо спустило на землю парчовую штору. Глядя на эту картину, любому зрителю сразу захочется поехать в Мазурино.

С «Парком Мазурино» хорошо смотрится этюд «Сосна»: вспененное жемчужными облаками небо образует с сосной удивительный дуэт: тонкий ствол сосны, извилистый,  изломанный, поднимает пушистую верхушку к играющему  тучами небу.
Вверху клубятся облака, внизу  - лиловеют цветы, зеленеют травы…
Многие поэты сосне посвящали стихи, чаще других - Лермонтов.
Но немало хороших строк о соснах написал и Пушкин, приезжавший  один раз в наш город.

Посмотрим на картину «Приезд Пушкина в Витебск» - настоящий город церквей.
Пушкин только что вышел из кибитки, взглянул – и ахнул:
- Город храмов!
Поэт дружелюбно, жизнерадостно взмахнул левой рукой и влюбленно шепнул:
- Здравствуй, Витебск!
Перед его взором вспыхнула золотыми волнами Двина, величаво поделившая Витебск надвое.
Дворянская чета, увидевшая поэта,
восторженно вскрикнула:
 - Пушкин!
Остальной люд был занят привычными делами: кто-то с депешей мчался в департамент, кто-то на коромысле нёс воду.
Художник изобразил Витебск 19 века очень церковным и набожным городом, Пушкина – величественным, красивым и счастливым поэтом.
И композиция, и цветовая гамма дарят нам ощущение праздника:
- Пушкин приехал!!!

К пушкинскому циклу относится и картина «Фонари».
На ней под особенным ракурсом изображён самый любимый витеблянами уголок – памятник Пушкину.
Мы видим в инее деревья, ржавая необлетевшая листва так сингармонично сливается с оранжевым светом, что создаётся ощущение тепла даже среди зимы.
Сквозь зимнее кружево веток виднеется каланча облисполкома, прорисовываются колонны театра.
Фонари так красивы и изысканны, они тоже повествуют нам о чудесном мире поэзии Пушкина.
Удивительно, что художник не нарисовал на фонаре ни одной птицы.

Птицу Сенько Степан Александрович нарисовал на другой картине, которую так и назвал «Воробышек»:

Окошки многоэтажного дома любуются каскадами жёлто – зелёной листвы.
На перекрестье рамы распахнутого окна  уселся воробышек и с вожделением смотрит на ягоды.

В золотистой синеве
Ветки тонкие рябины,
Гроздья светятся в листве,
Как нарядные рубины!

В перекрестье рам окна
Птица серая садится,
И надеется она
Соком ягод насладится.

Жёлтых веток – миллиард!
В них поют каскады листьев!
Золотится каждый ярд,
Будто рыжий хвостик лисий!

Так лирична акварель
В складках шторы белоснежной,
И среди осокорЕй
Лель шагает безмятежный…

И духовным, и математическим центром зала является полотно «Витебск фестивальный», картина,  плакатного характера: яркая,  броская, праздничная.
Всеми золочёными куполами, всеми колоннами в ряд, всеми арками и всеми часами – глазами времени на всех площадях,- город приглашает вас на фестиваль Международной эстрадной песни «Славянский базар»!
И солнце ради праздника светит в миллиарды ярд, и белая голубка мира расправляет крылья!


Как всякий хороший художник, Степан Сенько думает о судьбе родного города и посвящает ему работу «Город пробуждается»: это название несёт двоякое название:  наступает рассвет, начинается новый день, и призрачный город церквей и костёлов тает.
Но пробуждается в людях гражданственность, и они начинают восстанавливать разрушенные храмы.
От храмов будто исходит свет.

Свет часто осенью исходит и от листвы.
Посмотрите на картину «Свет листвы».
Вы, наверно, наблюдали, и не раз: идёшь в предзакатное время, взглянешь на осенний клён или каштан … И  вдруг остановишься изумлённый: от листьев идёт свет, тонкий, нежный, неуловимый, пряный…

Иллюзия янтарного дождя

Нет, не боюсь я холода
В озябшей синеве,-
Когда так много золота
На кронах и траве.

Когда так мало синьки
Для купольной эмали,
Берёзки,- и косынки,
И платья,- поснимали.

Легко летают – кружатся
Листочки – мотыльки.
О, сколько надо мужества,
Спасаясь от тоски,

Сиять красивой Музою,
В путь дальний уходя,-
Чтоб подарить иллюзию
Янтарного дождя…


И твоя душа наполняется светом, и ты готов совершать любые подвиги!


Желание красоты жизни, её наполненности вызывают в нас всегда любования храмами.
Давайте посмотрим на картину «Близ Суздаля».
Суздаль – древнерусский город; он упоминается во всех древних рукописях.
Суздаль – город церквей и соборов.
Посмотрите,  какое тревожное  клубящееся небо пронзают шпили храмов.
Только над таким старинным красивым городом может так цвести небо!
Посмотрите, какая гармония пятен и линий: бордовые облака хорошо сочетаются с красными крышами, бежевые полоски на небе – с жёлтыми фронтонами.
Хорошо  передана архитектура храмов: каждое окошко, каждая бойница, каждая дверь.
На подворье тишина, где-то вдалеке шагает монах,- не будем мешать его уединению, его благостным думам!


Рядом с красивыми пейзажами находятся натюрморты с букетами цветов. Какой чудный голубой свет,  какое лазурное сияние исходит от картины Сенько С.А. «Васильки».
«Васильки»
«Васильки» - одна из самых красивых работ Степана Александровича Сенько.
Эту работу автор посвящает Марку Шагалу, вечно влюблённому  в жизнь, в Витебск и в Париж, в Беллу и в искусство.
Кстати, василёк является и символом нашего города.

Васильки расцвели, словно перья,
Лепестки бирюзового цвета
Обращаются к небу с доверьем
И сияют индиговым светом.

Васильки в золочёном хрустале,-
Синевой насыщаются взоры,
И проходят все грусти-печали
От виньеточно- синих узоров.

Картина  красиво оформлена, в ней гармонично перекликаются голубые и фиолетовые васильки с тёмно-фиолетовой хрустальной вазой.
А паспарту чернильного цвета мощным аккордом завершает эту чарующую гармонию.


Художник Сенько очень тонко передаёт свет фонарей и свечей, солнца и луны, особенно Луны: рисунок веток, сбросивших изношенную за лето вуаль листвы,
особенно чёток, - точно отлитая из серебра, похожая на лиру, с двумя стволами в вышине, тонкая берёзка; рядом, с ажурным литьём веток, молодая липа…

Деревья сбросили вуаль,-
И ветка каждая видна;
Ветвей пожухлая печаль
 Давно ждёт жаркого огня.

Я вижу каждый нежный лоб,-
Деревьев суть обнажена,-
И веток чувствую озноб,
Промёрзлость их почти до дна.

Всё то, что радовало взгляд,
Теперь у ног,- за рядом  – ряд:
Выходят дворники  в подряд
Сгребать  изношенный наряд.

С первого взгляда влюбилась в картину «Путь к святому источнику» : тонкая вязь веток, тающие льдины. словно ангелы в белых одеждах, идут к храму:

Путь к истине

Не лес кругом – колонны,
Не кроны – купола.
В вечернем храме клёна
Звучат колокола.

Не льдины, а надежды
Уводят в вечный храм;
Их белые одежды
Даруют радость нам.

Как лучезарен снег:
По капельке он тает.
О, каждый человек
Есть тайна, тайна тайн.

Испить восторг в тиши,
Найти святой родник,
Сиреневой души
Увидеть чистый лик.

Сиреневой души увидеть чистый лик – совсем нетрудно!
Посмотрите, какой чудный букет сирени сияет в слепящей белой роскошной раме.
От голубой ли стены, от окна ли, или от самой сирени исходит чарующий свет.
Сирень, моя любимица,

Красавица, живи!
В душе желанье кривится:
-Немедленно сорви!

Вечернею агавою
Любуюсь у двери.
Неверная, лукавая,
Душа моя, твори!

Мне голову закружишь ли,


Ликуя вслух : «Любим!»
Всем ароматным кружевом-
Нахлынувшим, как дым…

Всем вековечным пением
Воркующих всех крон,
Всем чувственным цветением
Шепнёшь ли нежно : «Он?»

Рядом с сиренью находится  на выставке картина: «Обитель Ефросиньи Полоцкой»
…Рыжий купол серой с прозеленью церкви….Стройные линии абсиды, фронтона, пилястров…
Кругом собора Ефросиньи Полоцкой полыхают сады, уходят разноцветными верхушками к горизонту и сливаются с ним.
Художник С.А. Сенько одни кроны нарисовал рассветной голубой краской; другие – солнечной жёлтой; третьи – сиреневой.
И стоит храм в густом парке, как диво дивное.
И ведёт к нему каменная дорога…
Сколько по этой дороге прошло прихожан?!
Не им ли посвящается чудный букет маков?

"Маки"

Не от того ли каждый лепесток тёмно – алых маков сияет и поёт?
Не им ли вторит жёлтый солнечный фон с серебристой тюлевой шторой?
С «Маками» великолепно сочетается работа «Весна».
Поговорим о весне…

Весна  – это огро-о-омный подарок…примите его.
Весна  – это приключение…наберитесь смелости;
Весна  – это тайна…раскройте её,
Весна - это борьба…вступите в неё,
Весна это красота…восхищайтесь ею.
Весна - это загадка…разрешите её,
Весна- это возможность, воспользуйтесь ею,
Весна – это авитаминоз, пройдите через него,
Весна – это песня, спойте её,
Весна – это задание…выполните его.
Весна – это цель…достигнете её.
Одним словом,Весна – это пианино.
Какое произведение вы получите – зависит от качества Вашей игры.
Да! Да!  Да!

Качество работы «Весна» великолепно: нежно-золотистое бархатистое поле первой травы, первая коричневая полоса вспаханной земли.
На первую пахоту с любовью глазами художника глядит небо, нежно-розовое,  с голубой растушёвкой. Красо-о-та!
Как в жизни, рядом со счастливым днём соседствует мрачный, так и на выставке Сенько: рядом с осенним пейзажем соседствует зимняя «Вишенка».

Зимой Вы, наверно, не раз замечали, что деревья напоминают нам шары: их ветки, за витком - виток – закручиваются в спирали.
Посмотрите, «Вишня», сбегая к ручью, касается ветками воды, отражается в ней, и, отражаясь, чертит удивительные рисунки.

Картина «Весна» - это картина  ритмов: ритмически чередуются стволы деревьев, ступеньки на горку, светотени и пятна…
Серебристо-красная гамма с оттенками чёрного хорошо вписывается в рисунок ритмов.

Для себя эту чудесную картину с изображением зимнего леса я назвала
гармонией белого, жёлтого  и голубого тонов.
Шапки пушистого снега лежат на золотых от солнца ветках ёлочек и сосен.
Тишина. Покой.
О людях напоминает только серебристая тропинка, делящая лес пополам.

О , лес! Как стЫлы твои тропы,
И как хрустящи кромки снега!
А ель, прокалывая небо,
Услышит возмущённый шёпот?

Застыли строки сердцевины –
Поэт, не написавший строчки,
Снег на ветвях, как і под точкой,
Как ожиданье половины…

Твои снега белей страницы.
О, лес! Квадрат твой каждый тесен!
Как ты живёшь зимой без песен:
Без иволги, скворца, синицы…?

С работой «Зимний лес» хорошо соседствует и в плане тематики, и в плане цветовой гармонии картина «Зимний вечер».

Для себя я её назвала гармонией фиолетового и белого: белоствольные берёзки с гибкими лиловыми ветками
образуют природные ворота при въезде в деревню, грустную и скучную,- ни одного тёплого пятна, ни одного жизнерадостного штриха.
Печальным завершающим аккордом звучит одинокая дорога: по её обочинам серебрится раскинутый по обочинам снег, серыми линиями ложатся следы от полозьев…

Одной из самых красивых работ Степана Александровича Сенько является картина «Зима в Железниках»: какой красивый санаторий  в зимнем заснеженном лесу, как тепло светятся окошки одноэтажных домиков, какими нарядными кажутся яблони в лучезарном сияющем инее!
Редкие тёмно-зелёные ели напоминают шпили готических соборов,- можно часами смотреть на эту волшебную картину и медитировать – мечтать о самом прекрасном и возвышенном в жизни!
Гармонией серых тонов и свинцовых оттенков можно назвать картину Сенько С.А. «Лучёса».
Целый город деревянных изб…
Взгляд идёт сверху, с бледно-серого, голубовато-свинцового неба на крыши приземистых домиков, будто слегка придавленных сапогом…
Скользкая, коричнево-серая дорога делит город деревянных домов пополам…
Скользкая дорога, скользкая земля,- какая радость для детей, играющих в хоккей.
На переднем плане показана мутно-жёлтая, прикрытая лёгким тающим снежком Лучёса.
На прибрежных деревьях сидят вороны…
День настолько сер и уныл. что, кажется, мы сейчас услышим карканье воронья:

Серый – цвет летучей мыши.
Под глазами – злая тень.
Одинаковые крыши.
Безотрадно – глупый день.

Серый – треснутые  стены
И обшарпанный наш быт,-
 Утомительные сцены:
Не прогнать и не любить.

…Мы посмотрели все картины Степана Александровича Сенько ,- и теперь мы можем сделать вывод.
…Фонари. Кружащиеся вихри. Души странников в белых одеждах.
Строгие храмы. Лучезарные цветы. Пылающие в осеннем закате деревья. Тепло, свет, радость. Нежность, красота. тонкая печаль,- вот основной круг тем в творчестве Степана Сенько.


Рецензии
Хорошо о талантливом человеке!

Вадим Константинов 2   23.02.2024 15:42     Заявить о нарушении
О, рада- радёшенька!

Соловьёва   23.02.2024 18:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.