На концерт оркестра из Самары 14. 02. 2024 в КЗЧ

Самарского   симфонического  в  мастерском  исполнении
В  зале  концертном  столицы  Чайковского  «Манфред»*  звучал.
Творческого  подъема   такого,   воодушевления
Пишущий  эти  строки  от  века  не  наблюдал.

В  этой   смертельной   трагедии   было  души  упоение;
В  жгучей  тоске, безнадежности  был  гармонический  строй.
Слушатель  погружался  в  музыку  без  принуждения,
В  полное  удовольствие.  (При  том,  что  гибнет  герой).

Струнные,  духовые,  ударные  –  все  в  согласии.
Любо  в  таком   полнозвучии   каждой   душе  пожить.
Словно   оркестра  заговор: ( Организатор – Власенко)**
Гордого  богоборца,  Манфреда,   надо  убить.

Темы   красы   неслыханной – дело  художника  мудрого.
Страждет  герой,  терзается,  возлюбленную   погубив.
И  сквозь  свирельный  наигрыш скорби, рыданья суд(о)рога;
Тема  души  погубленной  -  дивный  такой  лейтмотив...

Адская  бездна  разверзлась,  светлой  печалью  повеяло
Через  хорал  фисгармонии...   грохот  девятых  валов;
Всякая  нечисть  бесовская  дикую  пляску  затеяла.
Четыре  трубы,  «Dies irae», -  и бедный  Манфред  готов!

Это   финал  финала...   "Браво"   кричали   неистово.
Общее  ликование, - звездный   оркестра   час.
Было  и  недоумение...  Власенко  понял  истину
И   партитурой  симфонии   пред   публикою   потряс.

Скромный   жест  дирижера?  Нет,   он  был  в  испуге:
"В  смерти   я   не  повинен.  Кто   здесь  героя  убил?
Сыграно  все  по  нотам.   Мы  лишь  прекрасного  слуги."
Будто  Чайковского  призрак   к  публике   выходил.

«Петр  Ильич,  объясните   программное  произведение!
Эдакая   трагедия,  а  для  души  -  дом  родной».  -
«Нет  никакой  программы »,   -  ответ  был  великого  гения,  -
«Чувствуйте,  что  хотите,   и  будьте  в  нем  сами   собой».***
_________________
*    Программная  симфония   П.И. Чайковского,  по  трагедии  Дж. Байрона
   "Манфред".
**   Денис Власенко - художественный  руководитель  и  главный  дирижер
    Академического симфонического  оркестра  Самарской  филармонии.
***  Отношение Чайковского  к этой  симфонии было очень противоречиво.
    Сначала он писал к Н.фон Мекк: "Между  моими ближайшими друзьями одни
   стоят  за  "Манфреда" горой, другие остались  недовольны и  говорят,
   что я тут  не  сам  собой, а прикрытый  какой-то.  Сам  же  я  думаю,
   что  это лучшее  мое  симфоническое  сочинение..." Потом  он  писал ей:
   " ... без всякого желания порисоваться  скромностью скажу,  что это
   произведение  отвратительное и я его глубоко ненавижу..."   


Рецензии