Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром. 104

© Copyrights МЕЙЕРХОЛЬД Тася - Tasya MEIERHOLD
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA


А. ДВОРЖАК. Концерт для виолончели с оркестром (Соч. 104). Си минор (1894-1895) - N2

МЕЙЕРХОЛЬД Тася. Поэзия. Книга 23. КАК УПРАВЛЯТЬ ЛЮДЬМИ. - Краснодар: Изд-во ‘Елена КОРДИКОВА’, 2022; 336c.; 58 илл.
Tasya MEIERHOLD. Poesy. Book 23. HOW TO MANAGE PEOPLE. - Krasnodar: Publishing House ‘Elena KORDIKOVA’, 2022; 336p.; 58 figs.

Введение
Allegro… quasi improvisando. Си минор - си мажор
Adagio ma non troppo. Соль мажор
Finale. Allegro moderato - Andante - Allegro vivo. Си минор - си мажор

Введение
Воспет в концерте дух народа,
Героика победных дней,
И обретение свободы,
И возвращение земель

Славянами, традиций предков.
В высокой музыке звучат
Гласа отцов, отцовских дедов.
Они о многом говорят.

В них музыка славян богемских,
Их ностальгия по местам,
По родине, стать захотевшей
Оплотом западных славян.

И самостийный голос песен,
Их суверенное зерно
Звучит на чеховском замесе,
Который лечит бытиё.

Певучий и лиричный тонус,
И мужественных струн рассказ
Виолончели баритонной
Ведут свой яркий пересказ

Событий, что лежат в основе
Больших и радостных побед.
Их мысли, думы, послесловья
Слагают целостный концерт

О родине, земле звучащей.
Народов искренняя речь
В скрипичном прошлом, настоящем
Славянам может мир сберечь.

Героика победных будней
И осознание себя
Звучат в концерте многолюдной,
Свободы радость не тая.


Allegro… quasi improvisando. Си минор - си мажор
Начало яркое концерта.
Огромный оркестровый вал
Летит размашисто и крепко.
Час революции настал.

Тембр героизма непреклонен.
В нём широта, дыханье масс,
Накал могучий, неуёмный
Идёт в народ, чей мрачный глас

Неспешно в тему погружает,
В историю своих дедов,
Речёт и действа усложняет,
Переживая за отцов.

Борьбы характер драматичен.
Дум, размышлений широта
Влекут с собою романтичность,
Сбивая тонус и накал

Несущегося вихря рока,
Сметающего всё с пути.
Виолончели звук глубокий.
Он притормаживает пыл.

Струн героизм - в звучанье сильном.
В нём смелость, мужества аккорд,
Берущий мощно за стремнины
И придающий действу толк.

Стоит он супротив от рока,
В ком необузданная голь
Свободна от своих пороков
И в ярости не слышит боль.
 
Виолончель ведёт все группы
И задаёт повестку тем,
Берёт в бразды свободы рупор
И обсужденье перемен.

Минорный тон у гулкой меди.
Тональности меняют лад.
Страдает дух виолончели.
Спускается в басовый ряд.

Печалью одержима, грустью
И одиночеством судьбы,
Виолончель в пространстве кружит,
Задумчиво взмывает ввысь

С оркестром радостным и звонким.
Подъём мелодии смычка.
И быстро, чуть колеблясь, громко
Идёт народная волна.

Звучит торжественно, весомо.
Переполняет гордость всех.
В фортиссимо шлёт грандиозный
И триумвальный гип-привет,

Ступает мощно, вседержавно,
Себя с величием неся,
Твердыня мужества и славы
На все честн’ые времена.
 

Adagio ma non troppo. Соль мажор
Адажио красивой кистью
Рисует замки на песке. [1]
Картину личной пишет жизни,
И, поклоняясь красоте,

Возвышенно поёт в главном, -
О первой, чувственной любви,
В которой назревает драма.
Её трагичные черты

Песнь задушевная неспешно
Несёт с собою в вышину,
Плывёт в элегии безгрешной,
Чтоб там оставить красоту

Наедине с любовью высшей.
Аккордов громовой раскат,
О смерти небо возвестивший,
Кричит, беснуется в басах.

И в мраке сумерек природы
Рисует тягостную смерть.
Виолончель страдает в скорби,
С любимой хочет умереть.

В басы она уводит драму.
Там терпит тяготы судьбы,
Переживая неустанно,
Храня в себе любимой лик.

И постепенно, в тихом звуке
Восходит света пастораль.
Звучит спокойно и высоко.
Мелодия уходит вдаль

И льётся в нежности безбрежной
Мелодия большой любви?
Неся широко и неспешно
Меланхоличный звук судьбы,

Элегию красивых линий.
Свет высший лиры божества
Рисует светлые картины,
Где грусть кромешная слышна.


Finale. Allegro moderato - Andante - Allegro vivo. Си минор - си мажор
Рожок звучит. И поступь марша
Во все концы страны слышна.
Горит победы пламень ярче,
Весельем, радостью пьяня.

Подъём эмоций, ликованье.
В сердцах горящих - торжество.
И после грозных испытаний
Триумф в сознанье боевом.

Виолончель ведёт в концерте
И задаёт свой такт и ритм.
Мысль повторяется оркестром,
Заветы претворяя в жизнь

В порывах искренних и ярких.
Хранится память их в веках,
О битвах вспоминая жарких,
Где наступленья бил накал.

И чествуя своих героев,
Виолончели звук поёт.
Дыхание широким строем
Нить славы за собой ведёт.

И глубина её звучанья
Отчётливостью дум разит.
В них резкость ярая сознанья
Ошибок память бередит.

Но, торжествуя, радость машет.
Мелодия уходит вверх
В аккордном триумфальном марше,
Чтоб счастлив был идущий век.

Каскад аккордов нескончаем.
Концерт к финалу он ведёт.
И, подвиг предков почитая,
Свой славит праведный народ.

[1] Адажио - дань памяти, любви и уважения к своей любимой, к графине Жозефине Кауницовой (Коуниц), урожденной Чермаковой (1849-1895), которая была серьезно больна и умерла в мае 1895г.. Влюблённый в Жозефину А. Дворжак был женат на её сестре Анне. [Романс «K;; duch m;j s;m (Leave Me Alone)» (Соч. 82, B.157, N1).]

21.02.2024. Krasnodar
A. Dvorak / M. Jansen & D. Shafran. Cello Concerto in B Minor. Full Orchestra. TV Channel “Culture”


Рецензии