Господин мой

"...Господин мой Смерть..."
(Ольга Арефьева)
.
"...верный как Смерть и тяжелый как кровь..."
(Ольга Чикина)
.
"Старик -- это была сама Смерть -- как-то странно кивнул головою; кивок этот мог означать и "да" и "нет".
(Г.-Х. Андерсен)
.
.
.




Для чего вас разводит жизнь?
Принести ему свежий мед.
Не спеши к нему, удержись.
Собери то, что он возьмет.

Знаешь, воля его сильна,
Терпеливость -- не вам чета.
Ты в садах его не одна,
Не скорби же об этом так.

Знаешь: помнит и будет ждать,
Без тебя не сложить игры.
Гордость, ревность твоя, вражда
Заслоняют его дары.

Собирай для него нектар:
Проживи до конца, до дна.
Это воля его! Итак,
Стоит помнить, что жизнь -- одна.

И она ненадолго, верь.
Хуже нет: поспешить вперед.
Заслужи зеленую дверь!..

А ослушаешься -- вернет.


Рецензии
Серьезно, Ирин! Нас разводит жизнь, как пчеловод - ново!
"Без тебя не сложить игры" - понравилось, как и следующие строки.
У меня нарисовалась философская картина соотношения человеческой жизни и Творца - того, кто пчел для меда (эфира) разводит, что само по себе красиво, пчела - сама суть не только зримого мира. Но к чему тогда эпиграфы? Да еще стри штуки, уж Точно неспроста. А значит я чего-то недоглядела и недопоняла. Или несведующим намек?? Проясни, Ирин. Я вижу только, что человек Смерти ждет, как освобождения от страданий.
А из какого произведения Андерсена последний эпиграф? (снова чувствую себя позорно безграмотной).

Евтеева Наталья   21.03.2024 10:32     Заявить о нарушении
Наташ, привет! Да, примерно так. Но жизнь -- всего лишь слуга смерти. Наш жизненный опыт -- собранный для Нее (точнее, по Андерсену, для Него) нектар. Лирическая героиня -- девочка, влюбленная в Смерть. Она хочет к Нему, но ей рано, и она горюет. И дико ревнует, поскольку она у Него не одна. И, типа, он снисходит: разъясняет ситуацию. Что прийти к нему раньше положенного срока не получится -- вернет на новый круг, нектар собирать) Реинкарнирует в худших условиях -- в назидание. Как-то так)

Сказка Андерсена -- "История одной матери".У одной матери умирал ребенок, и она слезно роптала. Смерть отвел ее в свои сады (помнишь, у Цветаевой тоже "Смерть-садовница"?) -- и показывает цветок, который есть ее ребенок и одновременно его судьба. "Посмотри, -- говорит матери Смерть, -- какую жизнь он бы прожил. Хочешь своему дитяти такое?" И мать видит нечто столь ужасное (автор умалчивает о подробностях), что молит Господа: "Если я прошу о чем-то, что противно твоей воле, -- не внемли мне!" То есть смерть в раннем детстве оказалась для того ребенка благом.

Я эту сказку довольно рано прочитала. Сильно прониклась.

Ирина Фофанова   21.03.2024 23:19   Заявить о нарушении
Страшная сказка!
Насчет уточнений по поводу лирической героини - спасибо, что-то чувствовала подобное, но словами не выражалось.

Евтеева Наталья   23.03.2024 09:55   Заявить о нарушении
Реальность тоже не радует( Вчера гуляла часа два после работы, музыку слушала, как девочка с плеером; новости-хреновости только поздно вечером узнала -- обалдела. Блин...

Ирина Фофанова   23.03.2024 15:37   Заявить о нарушении
Мне по работе пришлось "Преступление и наказание" повторять. Не люблю Достоевского. Но с возрастом все переосмысливаешь... И после Шолохова...
Реальность...
Так хочется сказки порой, как романтику сбежать от реальности...

Евтеева Наталья   23.03.2024 15:50   Заявить о нарушении
Ой, вот только Шолохова не надо, пожалуйста, -- это слишком страшно... (

Да и Достоевского любимого я сейчас, пожалуй, отложила бы. Хватит с меня.

Только сказки. Только Шварц. В крайнем случае Андерсен с Гофманом) А лучше музыка, я буквами в детстве наелась -- до старости хватит. А уж реализма и подавно не надо...

Ирина Фофанова   23.03.2024 18:42   Заявить о нарушении
Как будто Достоевский лучше Шолохова... Хотя... Наверное, ты права, Шолохову можно отдать пальму первенства.
"Убить дракона" - та еще сказочка...
Да наверное, прекрасное в чистом-то виде, не оттененное ужасным, трудно создать. Ни Рая у Данте, ни счастливого конца Мертвых душ...
Реализм... Я бы сказку лучше написала, но пишется, блин, он самый, реализм этот да еще такой жесткий прямо до натурализма. Пытаюсь исправиться, в стихах хотя бы.
Музыка да, но у меня большой перерыв был от чтения. Да и сейчас гораздо больше слушаю книг, чем читаю.

Евтеева Наталья   23.03.2024 19:06   Заявить о нарушении
Пьеса -- "Дракон", " Убить..." -- это Захаров названию агрессии добавил)) Не, я именно сказки вспоминаю -- "Два брата", например. Вещь потрясающая, на все времена.

А Андерсен не страшный, он утешительный. Медицина-то только в ХХ веке поднялась, а до -- и роженицы, и младенцы мëрли массово. Хоть Дания, хоть Россия, неважно. Та же Софья Толстая из 13 детей семерых потеряла -- и малышей, и взрослую дочь, -- а это уже конец XIX...

Утешительно на промысел уповать -- что всë во благо. Иначе слишком больно -- и чувство вины (которой нет) заживо жрет. Я в 2012 г. выкидыш пережила, до сих пор забыть не могу. А прабабушка по отцу двух малышей потеряла в войну, погибли.

Это "Не внемли мне" -- чтоб не пытаться спорить с высшей волей. Смирение в помощь.

Парафраз "...впрочем не как Я хочу, но как Ты". А сама сказка -- ему обоснование.

Я, еще когда по Андрею страдала, вспоминала это:
http://stihi.ru/2008/06/21/2624
Мы ж то расходились, то возвращались, и каждый раз хуже было...

Ирина Фофанова   25.03.2024 04:19   Заявить о нарушении
Чë-т не отпускает тема... Помнишь, я тебе про прабабку Федосью писала ВКонтакте, мать 11 детей? Которая стала легендой в своей местности. Потому что ее потомство всë выжило -- и все выросли. То есть у моего деда по отцу (папиного папы) было 10 братьев и сестер. Сейчас фантастикой кажется, а ведь было!

Наверное, реально есть такие люди, в которых "пароль жизни зашит".

У Гроссмана рассказ есть -- "В городе Бердичеве". Там женщина одна, комиссар, просит отпуск на сорок дней -- по беременности (в Гражданскую). А она крупная такая, мощная. Бой-баба. Неженственная)) И однополчане от нее как-то не ожидали.

Там диалог еще такой: "-– И скоро, Клавдия, рожать будешь?
–- Скоро, –- ответила Вавилова и, сняв папаху, вытерла выступивший на лбу пот. –- Я б его извела, -– басом сказала она, –- да запустила, сам знаешь, под Грубешовом три месяца с коня не слезала. А приехала в госпиталь, доктор уже не берется.
Она потянула носом, будто собираясь заплакать.
–- Я ему и маузером, окаянному, грозила, –- отказывается, -– поздно, говорит".

И вот товарищи Клавдию эту оставляют на время -- и устраивают к Бэйле, матери семерых детей.

"И Бэйла, всплескивая руками, смеясь и причитая, принялась хлопотать вокруг нее.
–- Дети, –- говорила она, -– дети, разве вы не знаете, что это за несчастье, -– и она тискала и топила на своей груди самого маленького Тутера. –- Это такое горе, это такое несчастье, это такие хлопоты. Каждый день они хотят кушать, и не проходит недели, чтобы у этого не было сыпи, а у того лихорадки или нарыва. А доктор Барабан, дай ему бог здоровья, за каждый визит берет десять фунтов пеклеванной муки.
Она гладила голову маленькой Сони.
–- И все они живут у меня, ни один не сдохнет".

И вот Клавдия рожает -- а ей же воевать надо. Труба зовет.

И своего ребенка она оставляет Бэйле.

Вот даже не знаю, утешительный это рассказ или нет. С одной стороны, да: такое могло быть (а если нет, то следовало бы выдумать).

И, наверное, правильно каждому заниматься своим делом -- тем, в котором эффективен. Конечно, в экстремальной ситуации, такой как война. А не как сейчас, когда ювенальщики отбирают детей за бедность -- типа, они "знают, как надо": с ресурсными опекунами деткам будет лучше.

А с другой стороны, ну не верю я в этот финал.

Ирина Фофанова   27.03.2024 17:28   Заявить о нарушении
Какой дико-невероятный кошмар у Гроссмана! не читала. Но по приведенному фрагменту, Ирин... оставляет, конечно, сначала же убить хотела, доктору маузером грозила, чтобы аборт сделал, не хотела и рожать, получается. Насчет " ни один не сдохнет" ярко... Жесть, Ир, жесть!! Дай бог еще вдохновения на "сказки"...

Евтеева Наталья   27.03.2024 21:42   Заявить о нарушении
А вот и нет, не кошмар, хороший рассказ, это ж я тебе только "напела", а надо читать) Там как раз начало трансформации здорово показано -- как в Клавдии женщина пробуждается, как с молоком чувства к сердцу подступают... Потому в финал и не верю. Хотя где семь детей -- там и восемь, Бэйла справится, выкормит; она добрая (про "не сдохнет" -- это ж она любя, тогда говорили так). А там и Клавдия с войны вернется -- не навсегда ведь она кукушонка подбросила)

А, или про аборты кошмар?.. Это да! Легко представить, сколько она их успела сделать -- и сколько предстоит. Ну так а когда товарищи мужчины берегли боевых подруг? Да и в мирное-то время -- "Ничего, моя хорошая, не трусь: / Я ведь в случае чего-нибудь женюсь!"))

И доктора жалко. Иной испугается маузера-то, возьмется на позднем сроке -- а как помрет пациентка, тут и дело врачей подоспеет...

Но к вопросу о том, что каждый хорош на своем месте: не победи наши -- благодаря Клавдии)) -- в Гражданскую, никому б хорошо не было. В том числе и молочным братьям-сестричкам "кукушонка". Впрочем, каково-то им пришлось в конце 1930-х годов?.. Будем надеяться, что кукушонок -- в случае чего -- словечко за них замолвит... Если, конечно, они его не обижали, как Козетту, и не оставили детскую травму)

Кстати, в связи с трагическими событиями в "Крокусе", с которых, собственно, беседа наша и началась. Как по мне, действительно кошмарен рассказ Куприна "Гамбринус". Там про идентичность музыканта -- и эффективность работы каждого на своем месте. То есть пироги печи -- пирожнику, сапоги тачать -- сапожнику. Воину, соответственно, -- воевать, а музыкантам -- играть... То есть не следует забивать гвозди хрустальными вазами.

И опять-таки -- кошмарен рассказ потому, что я не верю в такой финал. В отличие от гроссманского, он неправдоподобно светлый (при всем ужасе сюжетных поворотов). Точнее, верить-то верю (талант автора не позволяет сомневаться), но страшно представить, скольких подобная "перемена мест слагаемых" народа сломала насмерть... Очень, очень страшно.

Но: из всех трех маминых шкафов русской и зарубежной классики только от Куприна мне было не очень больно, а терпимо)) Всë остальное, глотаемое с голодухи, вызывало отвращение, рвотный рефлекс и чувство -- "Господь, жги уже, проект "Человечество" провалился!"

А вот Куприн, на мой детский взгляд, давал человечеству шанс))) Конкретно "Гамбринусом", в частности. Люто рекомендую, кстати!

Ф-фсë, засим прекращаю дозволенные речи, а то я чë-т как старый Мазай в сарае) Прости, пожалуйста.

И огромное спасибо за беседу, Наташ! Приятно было вспомнить любимые книги.

Ирина Фофанова   28.03.2024 09:54   Заявить о нарушении
Ирин, общению всегда рада!!
Насчет Куприна, этот рассказ тоже не читала. Но после разбора гранатового браслета вдумчивого, я больше, если честно, вообще не верю Куприну. А ведь верила искренно в юности, думала, он про Настоящую любовь пишет, что "сильна как смерть". Все - вранье!! Какая смерть и зачем?... Любовь - радость и счастье, а не страдание. Хотя страдают многие и максимально остро (в юности особенно), как теперь считаю, страдания подобные - в силу общей морально-психологической и нравственной неразвитости человека в стремлении к непременному обладанию и в стремлении "пострадать" в том числе.
Ну да бог с ней с любовью этой. "Поединок" Куприна читала, не помню, увы, о чем, помню, что подобное "Гранатовому браслету" тогда вызвало чувство светлой тоски такой. А так я собраниями сочинений не заглатывала все же книги, школьной программы вполне хватало в школе, правда (теперь уже понимаю) почему-то школьная программа у нас пошире была, чем нынешняя, может учительница так давала, не знаю. Ну а в институте-то и подавно...
Ужасы, ужасы, ужасы... Добра, тепла и радости хочется в мир нести! Без ужасов, наверное, наивно и схематично бы выходило, на настоящий момент вижу спасение в иронии. Как у Гоголя, например. Неблагоприятен весь мир! Это трагично и... смешно.

Евтеева Наталья   28.03.2024 11:22   Заявить о нарушении
Да, корень зла -- в желании обладать. Нельзя опираться на другого человека, делать из него костыль. Никто не восполнит наших дефицитов и не одарит счастьем) Это я, кажется, на пороге 45-летия уразумела.

И когда к жизни перестала относиться чрезмерно серьезно, страданий сильно поубавилось)

А всë ж по-прежнему "скучно на этом свете, господа". Впрочем, и на том вряд ли начнут меня развлекать)

Учусь быть благодарной -- радость телеграфирует не так уж скупо.

Ирина Фофанова   02.04.2024 17:04   Заявить о нарушении