Эпоха мракобесия часть 69

Эпоха мракобесия часть 69

Как в СССР в 1960-е власть готовилась к встрече с инопланетянами

В 1963 году в Ленинграде был поставлен балет «Далёкая планета». В нём рассказывалось о путешествии землян на другую планету и о её покорении. Чуть позже появилось официальное мнение цензоров о балете. В нём осуждалось потребительское отношение к инопланетянам.
Цензор писал: «Идеологи империализма утверждают идею враждебности цивилизаций Вселенной, говорят о войне миров, о том, что в космосе отношения между цивилизациями будут устанавливаться силой. Мы отвергаем эту концепцию, мы говорим, что цивилизации протянут друг другу руки братской помощи. Инопланетяне встретят землянина по-братски».
Главной мировой темой остаётся коронавирус. Человечество оказалось не готово к пандемии, и потому возник закономерный вопрос – а как мы реагировали бы на трагедию большего масштаба? К падению астероида, ограниченной ядерной войне? Или к встрече с инопланетянами? И дело не в технической подготовке к таким событиям, а в отсутствии у человечества мышления планетарного уровня.
На подобный вопрос – о реакции человечества на встречу с внеземными цивилизациями – в 1960-е, с открытием эры космических полётов, в том же СССР пытались дать ответ.
В 1962 году Борис Майзель и Константин Сергеев начали работу над балетом «Далёкая планета». Первое представление, разумеется, прошло 12 апреля 1963 года в Кировском театре в Ленинграде. Балет был интересен ещё и тем, что впервые «в партитуру балета введены электроинструменты. Тезисно партитура «Далёкой планеты» звучала так:
«Действующие лица: Человек. Земля. Планета. Солнечные лучи. Волны. Туман. Метеориты. Юноши.
Мечта Человека осуществилась, он может летать к Далёкой планете. Но Человек – сын Земли, и Земля как добрая мать заботится о Человеке. Она предвидит опасности и трудности, которые возникнут перед её смелым сыном в полете. Земля пытается удержать Человека от рискованного шага. Но Человек непреклонен. Земля благословляет своего сына на подвиг.
Человек взлетает в космос.
Он достигает Далёкой планеты, но планета не допускает смельчака к своим тайнам. Преграждая путь Человеку, она посылает навстречу ему вихри, ослепительные лучи счета, туманы, метеоритные дожди. Однако стихийные силы не могут остановить героя космоса.
Он побеждает природу. Далёкая планета покорена Человеком. Подобно Прометею, Человек овладевает лучом – символом новых познаний, ключом к тайнам Вселенной.
Человек возвращается на Землю, чтобы отдать то, что познал, людям. Земля ласково встречает своего отважного сына. Человек передаёт Земле луч – драгоценный дар Далёкой планеты, торжествуя победу над тем, что ещё вчера было непознанным.
Почти сразу после премьеры балеты цензор Липатов 30 апреля 1963 года пишет «рецензию» на спектакль. Фактически в этой записке отражена официальная позиция советской власти на контакт с внеземными цивилизациями:
«Начальнику Леноблгорлита тов. Арсеньеву Ю. М. от старшего цензора Липатова В.Ф.
Театр оперы и балета им. С.М.Кирова поставил балет «Далёкая планета». Либретто балета, написанное народным артистом СССР Н.М.Сергеевым, слабо в идейном отношении. Непонятна роль Земли. Как следует понимать этот образ? Земля - это не символ косной силы, инертной планеты, которая силой притяжения препятствует человеку покинуть её пределы. Нет, это символ человеческой цивилизации, она как мать тревожится за судьбу своего сына, которого в полёте ждут опасности. Но почему Земля старается его удержать, не пустить его в полёт? Непонятно. Мы знаем, что полёт в космос - это не стремление одиночек, а сознательный целенаправленный акт, подготовленный обществом. Общество посылает своих сынов в космос.
Идёт борьба Человека с Далёкой планетой, планета покорена, побеждена, завоёвана. Эта интерпретация покорённости утверждается спектаклем. Там побеждённая Человеком Далёкая планета, как полонянка, склоняется ниц к его стопам. И в этом серьёзный идейный просчёт либретто. Да, мы знаем, что идеологи империализма утверждают идею враждебности цивилизаций Вселенной, говорят о войне миров, о том, что в космосе отношения между цивилизациями будут устанавливаться силой. Мы отвергаем эту концепцию, мы говорим, что цивилизации протянут друг другу руки братской помощи, и если человек Земли достигнет планеты с иной, более высокой цивилизацией, его встретят по-братски, ему не придётся вести борьбу за овладение «лучом-символом новых знаний», не придётся покорять другие народы, ему дадут этот «луч».
Человек на Далёкой планете борется, побеждает, завоёвывает красавицу. Покорная, она склоняется перед ним. Казалось бы, гостью, которая отдала «луч-символ новых знаний», должны были бы радостно встретить, отблагодарить, но её встречают враждебно. Человек встревожен, испуган, недоволен, он старается избавиться от ненужной гостьи и буквально выгоняет её, выбрасывает. Откуда, почему у Человека такое потребительское, негуманное, никак не вяжущееся с нормами коммунистической морали отношение к женщине с другой планеты?
Либретто спектакля не было предварительно представлено в Горлит, поэтому у нас не было возможности указать на его идейные просчёты. Считаю, что либретто нуждается в исправлении».
В итоге балет «Далёкая планета» был выпущен ещё несколько раз и снят с показа. Насколько известно, он не ставился и в наши дни.

Какое будущее представляли советские футурологи

Межпланетные полёты, управление погодой – всё это уже сегодня должно было стать совершенно обычным делом. Но реализовалась лишь часть прогнозов.
С тех пор как человек изобрёл идею рая, он не переставал мечтать. В Новое время появилась смелость мечтать о преобразовании земного мира на внерелигиозной, рациональной основе. Начиная с Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, продолжая Марксом, утопическими социалистами и т. д., мыслители заполонили мир проектами его лучшего устройства (как правило, надеясь на их хотя бы частичную реализацию в будущем).
На рубеже 19;20 вв. наука привнесла в проектирование будущего аналитический метод. Так по соседству с утопиями появилась футурология — дисциплина далеко не всегда утопическая.
Бум футурологии пришёлся на 1960;70-е гг. В СССР это «буржуазное» направление мысли называли «научной прогностикой», но суть от этого не менялась: публицисты и учёные пытались представить будущее. Как и утописты, они мечтали, но вместе с тем учитывали и наблюдаемые тенденции технического и социального развития. Так как с прогнозами социально-политического будущего в Советском Союзе всё было в целом ясно (конечно, настанет коммунизм, и скорее всего, уже в 1980 году!), то в основном советские футурологи размышляли о перспективах научно-технического прогресса.
«Путь к луне открыт». 1961, Н. Колчитский. Источник: medium.com
По данным историка и футуролога И. В. Бестужева-Лада, в 1966—1990 гг. в СССР только научных монографий по прогнозированию было опубликовано более 500. Большая их часть сфокусирована на теме технического прогресса.
Земля в иллюминаторе: космические мечтания
Прорывы в космической программе СССР дали основание советской футурологии для создания технооптимистичной, радостной картины будущего. С 1960-х гг. именно космонавты — люди будущего — стали новыми супергероями советского публичного пространства. О межпланетных полётах, колониях на Луне и других планетах грезили все, и космическая тематика не сходила со страниц журналов «Юный техник» и «Техника молодежи» (самых футурологических в советской печати).
Вслед за учёными и политиками, а в чём-то и опережая самые смелые их мечты, образ будущего конструировали люди искусства. Многие знают изобретённый в 1961 году братьями Стругацкими фантастический Мир Полудня: в 22-м веке коммунизм победил и решены самые острые проблемы человечества — дефицит ресурсов, необходимость тяжкого труда, груз товарно-денежных отношений. 10 млрд землян (все — коммунисты) пользуются изобилием, а сами «душевно и физически» красивы. Роботы выполняют самые разнообразные работы.
Детей воспитывают компетентные педагоги, в обществе высокой нравственности нет агрессии. Формирующийся по меритократическому принципу Мировой Совет управляет Землёй. Разумеется, человек населяет разные планеты и установил контакт с инопланетянами.
Не менее прекрасен и мир научно-фантастического романа И. Ефремова «Туманность Андромеды» (1957). Писатель описывает более отдалённое будущее — 30-е вв. н. э. И у него отсутствуют частная собственность, рынок, чиновники; эволюционировавший в лучшую сторону сверхчеловек наконец-то живёт в коммунистическом мире, и звездолёты бороздят просторы Вселенной.
 
Фантастика в кино спешила за литературой. Яркие примеры — фильм Ричарда Викторова «Через тернии к звездам» (1981 г.). В 23-м в. космические путешественники сталкиваются с гуманоидами, клонами и их суперспособностями.
В том же 1981 г. на экраны вышел нарисованный по повести Кира Булычева «Путешествия Алисы» (1971) мультфильм «Тайна третьей планеты», в котором люди 2181 года знакомы и с межпланетными полётами, и с роботами и бластерами, и с инопланетными обитателями. Например, с планеты Блук. Даже если вы не смотрели мультфильм, то уж о происходящей оттуда легендарной и сообразительной «птице Говорун» наверняка слышали!
К сожалению футурологов, прогресс в космической отрасли пошёл гораздо медленнее, чем ожидалось. Наука не изобрела ни «фотонных ракет», о которых мечтали авторы диафильма «В 2017 году» (1960), ни способных достичь Альфа Центавру звездолётов, ни эффективных способов управления климатом, ни новых мощных и тем более «вечных» источников энергии. О контакте с существами за пределами нашей планеты и говорить не стоит — кажется, другим разумным обитателям галактики мы мало интересны.
Авторы «В 2017 году» (В. Струкова и В. Шевченко) полагали, что в наши дни будет улучшен климат, созданы подземные города и междугороднее метро, атомные поезда будут курсировать через Берингов пролив, а «очень точно направленные» атомные взрывы пророют каналы и срежут ненужные холмы" (а говорят, мечтать не вредно!).
Ненамного, но всё же менее фантастическими, чем космические, оказались прогнозы о переменах в жизни на самой Земле. Будущий человек, полагали советские футурологи, будет жить в городах, но не таких, как ныне.
Созданные ими модели города будущего в основном концентрируются на способах решения проблем, ставших актуальными во второй половине 20-го века: перенаселение, наносимый человеком ущерб биосфере, а также продовольственные, жилищные и вообще бытовые трудности. Помимо этого, в коммунистическом будущем надеялись увеличить продолжительность жизни и повысить уровень потребления.
Все надежды возлагались на технический прогресс. В картинах будущего (от детских диафильмов до проектов серьёзных учёных) присутствуют обучающие машины, небоскрёбы, движущиеся тротуары, искусственный климат под куполами, мегаполисы, города-деревья (в подземных «корнях» которых сосредоточено производство), города на рукотворных островах и подводные колонии, роботы и прочие достижения.
Кое-что из прогнозов 1960;70-х гг. о земной технике реализовалось к нашему времени, и даже более впечатляющим образом, чем в мечтах тех лет. Сегодня есть и многофункциональные компьютеры, и домашние посудомоечные машины, и кулинарные гаджеты, и сотовая связь, и возможность беседы по веб-камере («телевидеофоны»), а также мощные электрокары, поезда на магнитной подушке и другие изобретения. К тому же, как и ожидалось, автоматизация в сельском хозяйстве и промышленности продолжает вытеснять ручной труд, так что, судя по всему, у неолуддизма большие перспективы.
А вот с перенаселением и защитой окружающей среды человечество пока справляется в лучшем случае «на троечку». Правда, проблемы эти настолько непростые, что и маститые советские футурологи изобретали радикальные проекты для их решения. Так, лауреат Сталинской премии и выдающийся ракетчик, коллега С. П. Королева Михаил Павлович Дрязгов предлагал в 1980-е строить города-пирамиды по несколько км в высоту и с основанием в десятки км.
Такие многоуровневые города будут отнимать у природы меньше территории. Внутри пирамиды, — предлагал Дрязгов, — можно расположить промышленность, а сверху жилища (в сотни и тысячи этажей, поднимающихся вверх уступами). Все жители смогут наблюдать красоту природы с балконов, а на крышах нижестоящих строений устроить сады. Старые города, по замыслу учёного, можно спрятать внутри новых, под искусственным небом. Всё это позволит природе восстановиться, а людям меньше потреблять ресурсов. И каждый получит пространство для отдыха и развития.
Самой актуальной частью проекта Дрязгова до сих пор кажутся идеи решения квартирного вопроса. Каждой семье — по большой квартире. Город-пирамида это обеспечит за счёт экономии строительных материалов. Всем членам семьи — по небольшой личной комнате (метров 20;25), плюс в каждом доме общие комнаты-гостиные (30;40 м), столовая и кухня (30;40 м), 2;3 санузла, банька и сугроб снега в комнате-холодильнике (6 м).
Понадобятся также библиотека-студия, мастерская, зоокомната и другие помещения. Всего стандартная квартира составит до 20 комнат на 650;800 м. На первый взгляд, много, но ведь это включая сад-балкон! В общем, советский футуролог, привыкший к риторике о значении общественной роли человека, считал очень важным в будущем обеспечить и индивидуальные потребности.
Многие мечты советского времени не потеряли свою привлекательность. И, к счастью, прошло ещё совсем немного лет, так что можно уверенно предсказать: лучшие прогнозы футурологов СССР ещё сбудутся.


Рецензии