Две родины эль греко, доменико теоткополюса. 1541

 
Остров КРИТ- КАФТОР, один из самых больших островов СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ,
где родился Эль ГРЕКО, возвышается над морской поверхностью грядой синих гор.
На заре Древнейшей греческой цивилизации
возник МИФ, что в одной из пещер — Дектейской — на острове КРИТ был рожден мифический ЗЕВС, властитель НЕБА, сын ХРОНОСА, означавшего ВРЕМЯ.
На КРИТЕ ТЕЗЕЙ победил в дебрях ЛАБИРИНТА МИНОТАВРА. Он убил чудовище, освободил заложников, избежал смерти и вышел на свободу, держась за спасительную НИТЬ прекрасной АРИАДНЫ...
С античных времен остров КРИТ неоднократно упоминается многими писателями.
В Библейской КНИГЕ "малый" пророк Цефания предупреждает народ о грядущих опасностях, грозивших островитянам: "Горе жителям приморской страны, народу критскому."
Философ ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ в 1-м веке н.э. писал, что острова ЭВБЕЯ и КРИТ "полны еврейских поселений." Жительница Крита, иудейка, дочь знатных в той стране родителей, нравом превосходящая многих женщин, стала третьей женой ИОСИФА ФЛАВИЯ.
Во времена жизни художника Эль Греко КРИТ находился под властью Венецианской республики.
ДОМЕНИКО ТЕОТКОПОЛЮС, родился на Крите, в критской столице КАНДИЯ (ИРАКЛИОН). Отец Эль Греко ГЕОРГИОС был торговцем и сборщиком податей, а старший брат — богатым купцом, который провел последние годы жизни в толедском доме Эль Греко.
ДОМЕНИКО обучался иконописи в традициях византийской школы, изучал древнегреческий и латынь и собрал в ТОЛЕДО собственную библиотеку в 130 томах.
В КАНДИИ 16-го века существовала гильдия художников, и ДОМЕНИКО ТЕОТОКОПОЛИС в 22 года получил звание МАЭСТРО и мог иметь свою художественную мастерскую. Он считал себя католиком, но имя его НЕ
УПОМЯНУТО в католических записях о крещение. Под влиянием непреклонной силы своего таланта и стремления к совершенству, молодой художник, не довольствуясь карьерой самого лучшего критского иконописца, уехал в ВЕНЕЦИЮ и проучился 3 года в мастерской ТИЦИАНА (1490-1570), лучшего художника ВЕНЕЦИИ, писавшего картины на БИБЛЕЙСКИЕ и МИФОЛОГИЧЕСКИЕ сюжеты, выполнявшего портреты королей и высокопоставленных вельмож.
Император КАРЛ 5-й, владелец земель и стран, над которыми никогда не заходило солнце, заказывал свои портреты только ТИЦИАНУ, а князья и кардиналы, епископы и графы в долго ожидали в очереди, чтобы позировать для создания своего портрета, написанного кистью гениального Тициана.
Император пожаловал Тициану титул рыцаря и кавалера Империи и возвеличил его потомков.
Проучившись в мастерской у ТИЦИАНА 3 года, ДОМЕНИКО ТЕОТОКОПОЛЮС появился в Риме, и по рекомендации знакомого римского художника, стал придворным живописцем кардинала Алессандро Фарнезе, римского политика, мецената и коллекционера живописи.
Прожив в 50-ти км. от РИМА на ВИЛЛЕ ФАРНЕЗЕ полтора года, ДОМЕНИКО выполнял заказы кардинала, но из-за какого-то недоразумения, молодой художник, по требованию хозяина, внезапно оказался без покровителя и без крыши над головой
Он был вынужден спешно покинуть виллу кардинала, мечтавшего о папской карьере,
и написал ему письмо на итальянском: "Neanco meritava senza colpa Міа..." Я не заслуживаю быть изгнанным и выброшенным на улицу подобным образом, поскольку не ощущаю за собой никакой вины."
В РИМЕ ДОМЕНИКО вступил в Гильдию св. Фомы, объединявшую художников, и открыл там свою мастерскую. В период высокого Возрождения стены и потолок Сикстинской капеллы уже были расписаны фресками Рафаэля и Микеланджело, и талант молодого Доменико Теотокополуса не был востребован.
Он отправился в Мадрид, где также не смог получить место придворного живописца — и
обосновался в Толедо. В суровом древнем городе Испании расцвел пышным цветом неоцененный РИМОМ и МАДРИДОМ гений Художника.
Там были созданы его экспрессивные портреты, грозовые пейзажи, панорама древней столицы и сцены на библейские сюжеты.
Под солнцем ИСПАНИИ, на холмах ТОЛЕДО Художник обрел свою новую родину.
Известный под коротким именем Эль Греко, (просто Грек), он поселился в бывшем ЕВРЕЙСКОМ КВАРТАЛЕ ТОЛЕДО, в доме казнённого королевского казначея ШЕМУЭЛЯ АБУЛАФИИ.
Выдающийся еврейский лидер 13-го века Абулафия, Шемуэль бен Йосиф ха-Леви ибн Нагрела, по своей знатной родословной, восходил по линии отца к царской семье Давида.
Потомок непобедимого полководца и поэта Шмуэля Нагрелы, АБУЛАФИЯ был королевским казначеем при дворе Кастильского короля ПЕДРО ЖЕСТОКОГО, который разрешил ему построить Синагогу "ЭлЬ ТРАНСИТО".
Внутри синагоги на стене начертаны хвалебны строки ее создателю: "Достопочтенный муж! Достигший высокого места! Да хранит тебя Бог. Ты снискал милость и любовь в глазах величественного орла, самого доблестного из воинов, великого монарха и господина нашего короля Дон Педро."
 
На высоком берегу в еврейском квартале в 1356 году была возведена еще одна двухэтажная синагога со скромным, фасадом, ставшая памятником сефардской архитектуры.
Надпись над ее главным входом гласит: ''Это ворота ХА - ШЕМА, через которые войдут праведники." Синагога Самуэля Ха-Леви поражает внутренней красотой лепной отделки и кружевной работой по дереву... Резной потолок из кедра инкрустирован перламутром.
Стены, украшенные древнееврейскими письменами, растительным и геометрическим орнаментом, освещены солнечным светом, льющимся через ряды окон, обрамленных арочными дугами.
В настоящее время рядом с большим залом помещается Музей с коллекцией толедской общины.
Свою РЕЗИДЕНЦИЮ АБУЛАФИЯ выстроил рядом с синагогой на крутом берегу реки Тахо и сделал подземный туннель, ведущий из дома к реке на случай бегства от расправы религиозных фанатиков Испании. Но туннель не спас его от придворных интриг.
 
ШЕМУЭЛЬ АБУЛАФИЯ Бен МЕИР ХАЛЕВИ (1320-1360), — ФИНАНСИСТ, СУДЬЯ, ДИПЛОМАТ, еврейский ФИЛАНТРОПИСТ в 30 лет поднялся к вершине своей карьеры, став КАЗНАЧЕЕМ и СОВЕТНИКОМ КОРОЛЯ ПЕДРО ЖЕСТОКОГО.
Во дворцовых кулуарах ходили слухи, что отец его — еврей, и королевский советник был ложно обвинен завистниками в заговоре против испанского короля и приговорен судом СЕВИЛЬИ к тюремному заключению, пыткам и смертной казни...
Недвижимость ШЕМУЭЛЯ АБУЛАФИИ конфисковала Королевская казна, а его домом и Синагогой "ЭЛЬ ТРАНСИТО" завладели рыцари Ордена Калатравы.
Выкупив дом, построенный АБУЛАФИЕЙ, ЭЛЬ ГРЕКО сделал его своей резиденцией и художественной мастерской. После смерти Художника она были превращены в Музей, где хранятся его полотна.
 
Бальмонт. "ПЕРЕД КАРТИНОЙ ЭЛЬ ГРЕКО."

"Над картиной Греко вытянулись тени.
Длинные восходят. Неба не достать.
Где же нам найти воздушные ступени?
Как же нам пути небесные создать?
Сумрачный художник, ангел возмущенный
В небо захотел. В небо ты вступил.
И с высот низвергнут, небом побежденный,
Ужасом безумия дерзость искупил.
Но безумие твое было священно,
Мир для тебя превратился в тюрьму,
Ты разлюбил все земное, неверное, тленное,
Взор устремлял только к высшему сну своему...''
 
Прошло, как минимум, 100 лет с 1492- го года, когда были изгнаны Евреи из ИСПАНИИ, кроме насильно крещенных, и закончилась ЭРА толедской культуры евреев Испании,
поселившихся, а, может быть основавших город ТОЛЕДО — СЕФАРАД

Две картины художника, жившего в квартале, с незапамятных времен заселенном евреями, обнаруживают его скрытые душевные мотивы. "Портрет Инквизитора ЧЕЗАРЕ НИНЬО ДЕ ГЕВАРА" и "ТОЛЕДО ПОД ГРОЗОВЫМ НЕБОМ". Они окончены одновременно в 1600 году и дополняют одна другую своим внутренним настроением и смыслом.
ЭЛЬ ГРЕКО, зависимый от заказчиков, современник, а, может быть, и свидетель костров Аутодафе, знал все о Первом "Черном" инквизиторе Кардинале с устрашающим именем ТОРКВЕМАДА, когда писал свои бессмертные картины.
Художник закончил портрет кардинала, 4-го Великого инквизитора ЧЕЗАРЕ НИНЬЙО ДЕ ГЕВАРЫ незадолго до назначения его на высочайший пост.
Малиново-красный цвет атласной мантии со вспышками света на сгибах пурпурной ткани контрастирует и в то же время оттеняет пронизывающий взгляд в оправе темных роговых очков. Мрачное лицо аскета, верховного сыщика средневековой христианской полиции - непроницаемо, но обладает притягательной силой. Скрюченные тонкие пальцы левой руки, как птичья лапка в драгоценных перстнях, судорожно сжимают подлокотник кресла, на котором восседает будущий Инквизитор. Внизу у края картины надпись: "Доменико Теотокопулюс сделал это."
Названный в быту коротким именем ЭЛЬ ГРЕКО, он всегда подписывалась свои картины полным именем "ДОМЕНИКО ТЕОТОКОПОЛУС." Картина "ТОЛЕДО ПОД ГРОЗОВЫМИ ОБЛАКАМИ", один из первых пейзажей в искусстве.
Внизу на первом плане мост АЛЬКАНТАРА отражается бликами в водах ТАХО.
колокольни, башни и замки озарены грозовыми вспышками молний в разрывах серых туч...
Возможно, живописный грозовой пейзаж выражает тяжелое предчувствие беды, нависшей над евреями ИСПАНИИ, изгнанными по указу ПЕРВОГО ИКВИЗИТОРА ТОРКВЕМАДЫ в 1492-м году.
Некоторые исследователи жизни ЭЛЬ ГРЕКО предполагают, что он мог быть скрытым мараном, поселившимся в доме АБУЛАФИИ в бывшем Еврейском квартале...
Картина хранится в Нью- Йорке в музее МЕТРОЛИТЕН, купленная за 75,000 франков.

Насколько мрачны две зловещие картины, настолько светла в своем пленительном очарование дама, окутанная пушистыми мехами, отливающими серебром.
Портрет кареглазой ИЕРОНИМЫ КУЭВАС, неизменной спутницы жизни Эль ГРЕКО, матери сына ХОРХЕ, написан молодым ЭЛЬ ГРЕКО, приехавшим в Толедо в 60-е годы 16-го века. Красавица почему-то не стала женой художника, но они любили друг друга.
Каковы бы ни были анализы грунтовки картины, она, бесспорно, принадлежит волшебной кисти молодого художника.
В ТОЛЕДО были живописцы, изображавшие статичных красавиц с в богатых нарядах, но никто из современников ЭЛЬ ГРЕКО не мог создать такие ясные, незамутненные житейской суетой, прекрасные глаза....

Картина “ПОХОРОНЫ ГРАФА ОРГАСА.'' (1586-1588).

В расцвете творческих сил гениальный художник написал свою знаменитую панорамную картину "ПОХОРОНЫ ГРАФА ОРГАСА" (1586-1588).
Ее высота достигает 4 метра и 85 см. а ширина 3 м. 60 см. Священник церкви Сан-Томе в Толедо, (стоит на картине справа с молитвенником) заказал ЭЛЬ ГРЕКО картину в память о праведном аристократе, и Художник создал свой подлинный шедевр! Под высоким потолком почти в 5 метров в капелле Сан-Томе творится чудо — заполненное сонмом праведников и пророков, облаченных в белые воздушные, как облака , одежды.
В белилах небесного света, пронизанного жаркими вспышками красного кадмия и золотисто-оранжевой охры, вьются белые одежды и ангельские крылья.
Натурщиков, изображающих святых, художник находил в обители больных с душевной травмой. На мрачном фоне католической капеллы горюет массовый портрет видных граждан города. Духовенство, юристы, поэты, ученые—Аристократы старого ТОЛЕДО, молодые люди и более пожилые, все 20 человек, поражают и очаровывают не только внешне.
Лица участников похорон восхищают своей индивидуальной благородной красотой, одухотворённостью и глубоким участием, выраженном во взглядах...
Среди скорбящих в центре оказался сам художник, и взор его задумчивых очей
уходит за предел картинной рамы и вовлекает зрителя в философские глубины картины
"Погребения графа Оргаса." По отзывам, она считалась "самой замечательной картиной того времени и вызывала восхищение у иностранцев."

ЛИСТАЯ ПОЖЕЛТЕВШИЕ СТРАНИЦЫ.
;
Отстав случайно от группы советских туристов, бродила я, как в полусне, по узким улочкам средневекового Толедо.
В прохладном сумраке, куда не проникал солнечный луч, не трудно было заблудиться.
Неожиданно оказавшись перед громадой пустынного Кафедрального собора, я нерешительно открыла массивные входные двери. В высоком сводчатом пространстве, начинённом живописью и скульптурой, сквозь круг отверстия на крыше ТРАНСПАРЕНТЕ — струился свет и парили крылатые ангелы.
Снаружи, у стены стрелка указывала направление к Дому ЭЛЬ ГРЕКО. Музей в то воскресенье был закрыт...
Припав лицом к чугунной решетке ворот, я увидала Дом, построенный ШЕМУЭЛЕМ
АБУЛАФИЕЙ... Густым туманом из глубин времен заволокло и дом, и двор Абулафии,
а из тюрьмы Севильского застенка до слуха долетело эхо голоса под королевской пыткой:
"Я — не виновен, но виноват только в том, что был талантлив и умен, что королевским был советником и казначеем, на зависть многим царедворцам.
Я жертвовал на помощь бедным людям и строил синагоги в городах Кастилии;
Виновен я, что прожил жизнь свою евреем, погиб под пытками в расцвете жизни в 40 лет. Мое жилище захватили рыцари из КАЛАТРАВЫ и выгнав Иудеев, превратили дом молитвы нашей в церковь.
Я ненавидим ими был и презираем.
Я виноват, что у ПОЭТА ХАЛЕВИ последним вздохом был — ЙЕРУШАЛАИМ!"

От ДОМА АБУЛАФИИ в тенистую аллею шел пологий спуск, и там сидел перед мольбертом живописец.
Над ним - пронизанный лучами утреннего солнца, звенел в ветвях немолчный птичий хор.
Художник видел берега извилистого Тахо, где некогда напевами пернатых и струнным перебором был наполнен воздух в кварталах древней Худерии.
Когда-то жили там еврейские поэты, два неразлучных друга — ЙЕХУДА ХАЛЕВИ и ИБН ЭЗРА.
Звучала музыка фонтанов, благоухали розы в патио тенистых, и детский смех звенел, как колокольчик.
Во мгле веков, на лобном месте, обжитом иудеями ТОЛЕДО,
остались только две Прекрасных синагоги, украшенные письменами на иврите и арабской вязью.
Свидетельницы прошлого, они хранят следы присутствия еврейского народа
с певучим именем, звучащим — ТО-ЛЕ-ДА-НО.
Построенная в 1180-СИНАГОГА БЛАНКА сверкает белым мрамором на восьмигранной колоннаде. В субботний день она заполнялось народом, в молчание слушавшим ПИЮТЫ И НАПЕВЫ ЙЕГУДЫ ХАЛЕВИ, - потомка рода Храмовых ЛЕВИТОВ:

"...Я все отдал бы, чтоб до срока
Узнать одним желанием томим,
Места, где Бог своим пророкам
Открыл себя среди вершин.
Где для полета взять мне крылья?
Какая из дорог верней?
Но дай мне задохнуться пылью
Твоих рассеянных камней..." (Перевод Шломо Крола)

А во дворе одной из синагог осталась резиденция раввина, миква и учебный зал, где занимались все ученики ешивы. Но Синагога слышала не только речь раввинов...
Борясь за чистоту и крепость своей веры, священники- католики во время службы без приглашения приходили, угрожая смертью, иль изгнанием.
Монахи сразу после изгнания евреев, превращали синагоги в церкви. ''Дель Трансито" в арабском стиле Мудехар, построенная Шемуэлем Ха - Леви Абулафией
досталась ордену монахов Калатравы. Часть комплекса еврейского квартала
в Толедо была куплена Эль Греко.
 
Над крутизной отвесного обрыва, под грозовыми сполохами неба не раз стоял ДОМЕНИКО ЭЛЬ ГРЕКО и слушал плеск реки, омывшей водами крутые берега покинутой еврейской Худерии. РИМ называл реку ТОЛЕДО —ТАГУС, испанцы переименовали ее в ТАХО, а португальцы — звали —ТЕЖУ.
Из глубины времен, длиною в 1,000 км., обогащенный горными ручьями ПИРЕНЕЕВ, пробился Тагус — Тахо — Тежу — сквозь скалистые ущелья к АТЛАНТИЧЕСКОМУ ОКЕАНУ, разлившись в ЛИССАБОНЕ полноводной голубой МАРИНОЙ.
 
ЭПИЛОГ со счастливым концом.

Картины сказочного дня были дописаны в отеле перед началом ужина в средневековом замке, в богатой резиденции Толедского Эмира. С повинной головой смиренно стоя
перед партийным босом и его супругой в апартаментах, затененных плюшем штор,
вдыхая воздух с примесью паров ''Spiritus vini", я выслушала речь не просыхавшего партийца из Обкома,
Но вдруг, издалека послышались раскаты грома;
Охваченный средневековым бредом,
Колоколами в небо опрокинулся Толедо.
Над башенными крышами столицы
Кружили с криком растревоженные птицы,
Мерцали в рваных облаках зарницы,
Зажжённые палитрой человека, — ДОМЕНИКО,
ХУДОЖНИКА ПО ИМЕНИ - ЭЛЬ ГРЕКО.

ББ©2024


Рецензии