Бахчисарайский фонтан

Пришло время реализовать мою давнюю мечту - мой творческий взгляд обратить внимание на Бахчисарайский фонтан. Произведение Александра Сергеевича Пушкина мне известно со времен школьного образования в 109 школе.

Гирей сидел потупя взор;
Янтарь в устах его дымился;
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного теснился.
Всё было тихо во дворце,
Благоговея, все читали
Приметы гнева и печали
На сумрачном его лице.
Но повелитель горделивый
Махнул рукой нетерпеливой.
И все, склонившись, идут вон.
Один в своих чертогах он;
Свободней грудь его вздыхает,
Живее строгое чело
Волненье сердца выражает.
Так бурны тучи отражает
Залива зыбкое стекло.
Что движет гордою душою?
Какою мыслью занят он?
На Русь ли вновь идет войною,
Несет ли Польше свой закон,
Горит ли местию кровавой,
Открыл ли в войске заговор,
Страшится ли народов гор,
Иль козней Генуи лукавой?
Нет, он скучает бранной славой;
Устала грозная рука;
Война от мыслей далека.
Ужель в его гарем измена
Стезей преступною вошла,
И дочь неволи, нег и плена
Гяуру сердце отдала?
Нет, жены робкие Гирея,
Ни думать, ни желать не смея,
Цветут в унылой тишине;
Под стражей бдительной и хладной
На лоне скуки безотрадной
Измен не ведают оне.
В тени хранительной темницы
Утаены их красоты:
Так аравийские цветы
Живут за стеклами теплицы.
Для них унылой чередой
Дни, месяцы, лета проходят
И неприметно за собой
И младость и любовь уводят.
Однообразен каждый день
И медленно часов теченье.
В гареме жизнью правит лень;
Мелькает редко наслажденье.
Младые жены, как-нибудь
Желая сердце обмануть,
Меняют пышные уборы,
Заводят игры, разговоры,
Или при шуме вод живых,
Над их прозрачными струями
В прохладе яворов густых
Гуляют легкими роями.
Меж ними ходит злой эвнух
И убегать его напрасно:
Его ревнивый взор и слух
За всеми следует всечасно.
Его стараньем заведен
Порядок вечный. Воля хана
Ему единственный закон;
Святую заповедь Корана
Не строже наблюдает он.
Его душа любви не просит;
Как истукан он переносит
Насмешки, ненависть, укор,
Обиды шалости нескромной,
Презренье, просьбы, робкий взор,
И тихий вздох, и ропот томный.
Ему известен женский нрав;
Он испытал, сколь он лукав
И на свободе и в неволе:
Взор нежный, слез упрек немой
Не властны над его душой;
Он им уже не верит боле.
Раскинув легкие власы,
Как идут пленницы младые
Купаться в жаркие часы,
И льются волны ключевые
На их волшебные красы,
Забав их сторож неотлучный,
Он тут; он видит, равнодушный,
Прелестниц обнаженный рой;
Он по гарему в тьме ночной
Неслышными шагами бродит;
Ступая тихо по коврам,
К послушным крадется дверям,
От ложа к ложу переходит;
В заботе вечной, ханских жен
Роскошный наблюдает сон,
Ночной подслушивает лепет;
Дыханье, вздох, малейший трепет —
Всё жадно примечает он;
И горе той, чей шопот сонный
Чужое имя призывал,
Или подруге благосклонной
Порочны мысли доверял!
Что ж полон грусти ум Гирея?
Чубук в руках его потух;
Недвижим, и дохнуть не смея,
У двери знака ждет эвнух.
Встает задумчивый властитель;
Пред ним дверь настежь. Молча, он
Идет в заветную обитель
Еще недавно милых жен.
Беспечно ожидая хана,
Вокруг игривого фонтана
На шелковых коврах оне
Толпою резвою сидели
И с детской радостью глядели,
Как рыба в ясной глубине
На мраморном ходила дне.
Нарочно к ней на дно иные
Роняли серьги золотые.
Кругом невольницы меж тем
Шербет носили ароматный,
И песнью звонкой и приятной
Вдруг огласили весь гарем:
ТАТАРСКАЯ ПЕСНЯ
1.
«Дарует небо человеку
Замену слез и частых бед:
Блажен факир, узревший Меку
На старости печальных лет.
2.
«Блажен, кто славный брег Дуная
Своею смертью освятит:
К нему навстречу дева рая
С улыбкой страстной полетит.
3.
«Но тот блаженней, о Зарема,
Кто, мир и негу возлюбя,
Как розу, в тишине гарема
Лелеет, милая, тебя».
Они поют. Но где Зарема,
Звезда любви, краса гарема? —
Увы! печальна и бледна,
Похвал не слушает она.
Как пальма, смятая грозою
Поникла юной головою;
Ничто, ничто не мило ей:
Зарему разлюбил Гирей.
Он изменил!.. Но кто с тобою,
Грузинка, равен красотою?
Вокруг лилейного чела
Ты косу дважды обвила;
Твои пленительные очи
Яснее дня, чернее ночи;
Чей голос выразит сильней
Порывы пламенных желаний?
Чей страстный поцелуй живей
Твоих язвительных лобзаний?
Как сердце, полное тобой,
Забьется для красы чужой?
Но, равнодушный и жестокой,
Гирей презрел твои красы
И ночи хладные часы
Проводит мрачный, одинокой
С тех пор, как польская княжна
В его гарем заключена.
Недавно юная Мария
Узрела небеса чужие;
Недавно милою красой
Она цвела в стране родной.
Седой отец гордился ею
И звал отрадою своею.
Для старика была закон
Ее младенческая воля.
Одну заботу ведал он:
Чтоб дочери любимой доля
Была, как вешний день, ясна,
Чтоб и минутные печали
Ее души не помрачали,
Чтоб даже замужем она
Воспоминала с умиленьем
Девичье время, дни забав,
Мелькнувших легким сновиденьем.
Всё в ней пленяло: тихий нрав,
Движенья стройные, живые
И очи томно-голубые.
Природы милые дары
Она искусством украшала;
Она домашние пиры
Волшебной арфой оживляла;
Толпы вельмож и богачей
Руки Марииной искали,
И много юношей по ней
В страданьи тайном изнывали.
Но в тишине души своей
Она любви еще не знала
И независимый досуг
В отцовском замке меж подруг
Одним забавам посвящала.
Давно ль? И что же! Тьмы татар
На Польшу хлынули рекою;
Не с столь ужасной быстротою
По жатве стелется пожар.
Обезображенный войною,
Цветущий край осиротел;
Исчезли мирные забавы,
Уныли селы и дубравы
И пышный замок опустел.
Тиха Мариина светлица…
В домовой церкви, где кругом
Почиют мощи хладным сном,
С короной, с княжеским гербом
Воздвиглась новая гробница…
Отец в могиле, дочь в плену,
Скупой наследник в замке правит
И тягостным ярмом бесславит
Опустошенную страну.
Увы! Дворец Бахчисарая
Скрывает юную княжну.
В неволе тихой увядая,
Мария плачет и грустит.
Гирей несчастную щадит:
Ее унынье, слезы, стоны
Тревожат хана краткий сон
И для нее смягчает он
Гарема строгие законы.
Угрюмый сторож ханских жен
Ни днем, ни ночью к ней не входит;
Рукой заботливой не он
На ложе сна ее возводит;
Не смеет устремиться к ней
Обидный взор его очей;
Она в купальне потаенной
Одна с невольницей своей;
Сам хан боится девы пленной
Печальный возмущать покой;
Гарема в дальнем отделеньи
Позволено ей жить одной:
И, мнится, в том уединеньи
Сокрылся некто неземной.
Там день и ночь горит лампада
Пред ликом девы пресвятой;
Души тоскующей отрада,
Там упованье в тишине
С смиренной верой обитает,
И сердцу всё напоминает
О близкой, лучшей стороне;
Там дева слезы проливает
Вдали завистливых подруг;
И между тем, как всё вокруг
В безумной неге утопает,
Святыню строгую скрывает
Спасенный чудом уголок.
Так сердце, жертва заблуждений,
Среди порочных упоений
Хранит один святой залог,
Одно божественное чувство…
…………………
Настала ночь; покрылись тенью
Тавриды сладостной поля;
Вдали, под тихой лавров сенью
Я слышу пенье соловья;
За хором звезд луна восходит:
Она с безоблачных небес
На долы, на холмы, на лес
Сиянье томное наводит.
Покрыты белой пеленой,
Как тени легкие мелькая,
По улицам Бахчисарая,
Из дома в дом, одна к другой,
Простых татар спешат супруги
Делить вечерние досуги.
Дворец утих; уснул гарем,
Объятый негой безмятежной;
Не прерывается ничем
Спокойство ночи. Страж надежный,
Дозором обошел эвнух.
Теперь он спит; но страх прилежный
Тревожит в нем и спящий дух.
Измен всечасных ожиданье
Покоя не дает уму.
То чей-то шорох, то шептанье,
То крики чудятся ему;
Обманутый неверным слухом,
Он пробуждается, дрожит,
Напуганным приникнув ухом…
Но всё кругом его молчит;
Одни фонтаны сладкозвучны
Из мраморной темницы бьют,
И с милой розой неразлучны
Во мраке соловьи поют;
Эвнух еще им долго внемлет
И снова сон его объемлет.
Как милы темные красы
Ночей роскошного Востока!
Как сладко льются их часы
Для обожателей Пророка!
Какая нега в их домах,
В очаровательных садах,
В тиши гаремов безопасных,
Где под влиянием луны
Всё полно тайн и тишины
И вдохновений сладострастных!
…………………
Все жены спят. Не спит одна.
Едва дыша, встает она;
Идет; рукою торопливой
Открыла дверь; во тьме ночной
Ступает легкою ногой…
В дремоте чуткой и пугливой
Пред ней лежит эвнух седой.
Ах, сердце в нем неумолимо:
Обманчив сна его покой!..
Как дух, она проходит мимо.
…………………
Пред нею дверь; с недоуменьем
Ее дрожащая рука
Коснулась верного замка…
Вошла, взирает с изумленьем…
И тайный страх в нее проник.
Лампады свет уединенный,
Кивот печально озаренный,
Пречистой девы кроткий лик
И крест, любви символ священный,
Грузинка! всё в душе твоей
Родное что-то пробудило,
Всё звуками забытых дней
Невнятно вдруг заговорило. —
Пред ней покоилась княжна,
И жаром девственного сна
Ее ланиты оживлялись
И, слез являя свежий след,
Улыбкой томной озарялись.
Так озаряет лунный свет
Дождем отягощенный цвет.
Спорхнувший с неба сын эдема,
Казалось, ангел почивал
И сонный слезы проливал
О бедной пленнице гарема…
Увы, Зарема, что с тобой?
Стеснилась грудь ее тоской,
Невольно клонятся колени,
И молит: «сжалься надо мной,
Не отвергай моих молений!..»
Ее слова, движенье, стон
Прервали девы тихий сон.
Княжна со страхом пред собою
Младую незнакомку зрит;
В смятеньи, трепетной рукою
Ее подъемля, говорит:
«Кто ты?.. Одна, порой ночною —
Зачем ты здесь?» — «Я шла к тебе,
Спаси меня; в моей судьбе
Одна надежда мне осталась…
Я долго счастьем наслаждалась,
Была беспечней день от дня…
И тень блаженства миновалась;
Я гибну. Выслушай меня.
Родилась я не здесь, далеко,
Далеко… но минувших дней
Предметы в памяти моей
Доныне врезаны глубоко.
Я помню горы в небесах,
Потоки жаркие в горах,
Непроходимые дубравы,
Другой закон, другие нравы
Но почему, какой судьбой
Я край оставила родной,
Не знаю; помню только море
И человека в вышине
Над парусами…
Страх и горе
Доныне чужды были мне;
Я в безмятежной тишине
В тени гарема расцветала
И первых опытов любви
Послушным сердцем ожидала.
Желанья тайные мои
Сбылись. Гирей для мирной неги
Войну кровавую презрел,
Пресек ужасные набеги
И свой гарем опять узрел.
Пред хана в смутном ожиданьи
Предстали мы. Он светлый взор
Остановил на мне в молчаньи,
Позвал меня… и с этих пор
Мы в беспрерывном упоеньи
Дышали счастьем; и ни раз
Ни клевета, ни подозренье,
Ни злобной ревности мученье,
Ни скука не смущала нас.
Мария! ты пред ним явилась…
Увы, с тех пор его душа
Преступной думой омрачилась!
Гирей, изменою дыша,
Моих не слушает укоров,
Ему докучен сердца стон;
Ни прежних чувств, ни разговоров
Со мною не находит он.
Ты преступленью не причастна;
Я знаю: не твоя вина…
Итак послушай: я прекрасна;
Во всем гареме ты одна
Могла б еще мне быть опасна;
Но я для страсти рождена,
Но ты любить, как я, не можешь;
Зачем же хладной красотой
Ты сердце слабое тревожишь?
Оставь Гирея мне: он мой;
На мне горят его лобзанья,
Он клятвы страшные мне дал,
Давно все думы, все желанья
Гирей с моими сочетал;
Меня убьет его измена…
Я плачу; видишь, я колена
Теперь склоняю пред тобой.
Молю, винить тебя не смея,
Отдай мне радость и покой,
Отдай мне прежнего Гирея…
Не возражай мне ничего;
Он мой! он ослеплен тобою.
Презреньем, просьбою, тоскою,
Чем хочешь, отврати его;
Клянись… (хоть я для Алкорана,
Между невольницами хана,
Забыла веру прежних дней;
Но вера матери моей
Была твоя) клянись мне ею
Зарему возвратить Гирею…
Но слушай: если я должна
Тебе… кинжалом я владею,
Я близ Кавказа рождена».
Сказав, исчезла вдруг. За нею
Не смеет следовать княжна.
Невинной деве непонятен
Язык мучительных страстей,
Но голос их ей смутно внятен;
Он странен, он ужасен ей.
Какие слезы и моленья
Ее спасут от посрамленья?
Что ждет ее? Ужели ей
Остаток горьких юных дней
Провесть наложницей презренной?
О боже! если бы Гирей
В ее темнице отдаленной
Забыл несчастную навек,
Или кончиной ускоренной
Унылы дни ее пресек!
С какою б радостью Мария
Оставила печальный свет!
Мгновенья жизни дорогие
Давно прошли, давно их нет!
Что делать ей в пустыне мира?
Уж ей пора, Марию ждут
И в небеса, на лоно мира,
Родной улыбкою зовут.
…………………
Промчались дни; Марии нет.
Мгновенно сирота почила.
Она давно желанный свет,
Как новый ангел, озарила.
Но что же в гроб ее свело?
Тоска ль неволи безнадежной,
Болезнь, или другое зло?..
Кто знает? — Нет Марии нежной!
Дворец угрюмый опустел;
Его Гирей опять оставил;
С толпой татар в чужой предел
Он злой набег опять направил;
Он снова в бурях боевых
Несется мрачный, кровожадный:
Но в сердце хана чувств иных
Таится пламень безотрадный.
Он часто в сечах роковых
Подъемлет саблю, и с размаха
Недвижим остается вдруг,
Глядит с безумием вокруг,
Бледнеет, будто полный страха,
И что-то шепчет, и порой
Горючи слезы льет рекой.
Забытый, преданный презренью,
Гарем не зрит его лица;
Там, обреченные мученью,
Под стражей хладного скопца
Стареют жены. Между ними
Давно грузинки нет; она
Гарема стражами немыми
В пучину вод опущена.
В ту ночь, как умерла княжна,
Свершилось и ее страданье.
Какая б ни была вина,
Ужасно было наказанье! —
Опустошив огнем войны
Кавказу близкие страны
И селы мирные России,
В Тавриду возвратился хан,
И в память горестной Марии
Воздвигнул мраморный фонтан,
В углу дворца уединенный.
Над ним крестом осенена
Магометанская луна
(Символ конечно дерзновенный,
Незнанья жалкая вина).
Есть надпись: едкими годами
Еще не сгладилась она.
За чуждыми ее чертами
Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами,
Не умолкая никогда.
Так плачет мать во дни печали
О сыне, падшем на войне.
Младые девы в той стране
Преданье старины узнали
И мрачный памятник оне
Фонтаном слез именовали.
Покинув север наконец,
Пиры надолго забывая,
Я посетил Бахчисарая
В забвеньи дремлющий дворец.
Среди безмолвных переходов
Бродил я там, где бич народов,
Татарин буйный пировал
И после ужасов набега
В роскошной лени утопал.
Еще поныне дышет нега
В пустых покоях и садах;
Играют воды, рдеют розы,
И вьются виноградны лозы,
И злато блещет на стенах.
Я видел ветхие решетки,
За коими, в своей весне,
Янтарны разбирая четки,
Вздыхали жены в тишине.
Я видел ханское кладбище,
Владык последнее жилище.
Сии надгробные столбы,
Венчанны мраморной чалмою,
Казалось мне, завет судьбы
Гласили внятною молвою.
Где скрылись ханы? Где гарем?
Кругом всё тихо, всё уныло,
Всё изменилось… но не тем
В то время сердце полно было:
Дыханье роз, фонтанов шум
Влекли к невольному забвенью,
Невольно предавался ум
Неизъяснимому волненью,
И по дворцу летучей тенью
Мелькала дева предо мной!..
…………………
Чью тень, о други, видел я?
Скажите мне: чей образ нежный
Тогда преследовал меня
Неотразимый, неизбежный?
Марии ль чистая душа
Являлась мне, или Зарема
Носилась, ревностью дыша,
Средь опустелого гарема?
Я помню столь же милый взгляд
И красоту еще земную,
Все думы сердца к ней летят,
Об ней в изгнании тоскую — …
Безумец! полно! перестань,
Не оживляй тоски напрасной,
Мятежным снам любви несчастной
Заплачена тобою дань —
Опомнись; долго ль, узник томный,
Тебе оковы лобызать
И в свете лирою нескромной
Свое безумство разглашать?
Поклонник Муз, поклонник мира,
Забыв и славу и любовь,
О, скоро вас увижу вновь,
Брега веселые Салгира!
Приду на склон приморских гор,
Воспоминаний тайных полный —
И вновь таврические волны
Обрадуют мой жадный взор.
Волшебный край! очей отрада!
Всё живо там; холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса,
И струй и тополей прохлада…
Всё чувство путника манит,
Когда, в час утра безмятежный,
В горах, дорогою прибрежной
Привычный конь его бежит,
И зеленеющая влага
Пред ним и блещет и шумит
Вокруг утесов Аю-дага…


 Картина Карла Павловича Брюлова, которая относится к жанру живопись, написана была в 1849 году на полотне размером 86.5;76 см. привлекло внимание в 2022 году.
А до этого я в библиотеке Карла Маркса перечитала и посмотрела на картину и вспомнились первые впечатления о ней. Первое звучание и первое упоминание сразу запомнилось и ловко осталось жить в сердце. При этом я ощутила горячесть, теплоту и ностальгию. Второй взгляд на картину во мне вызывает ощущение ностальгии и как буд-то сама энергия мне близка, я эту историю переживала в прошлом. Появилось желание описать картину с точки зрения психоэмоционального переживания. Третий взгляд на картину вызвал видение, что во мне есть поток энергии, информации по поводу этого знаменитого произведения.  И сейчас, в момент написания данного эссе, я беру ключи от моего сердца и открываю им дверцу сердца моего. А оказывается мое сердце помнит эту историю. 
В этой картине на первый план выставлен Бахчисарайский фонтан и окружающие его люди из местных жителей. Правда главная героиня картины - девушка в голубом платье, сидящая поотдаль и художником нарисована на заднем плане.
Художник Брюллов в первую очередь хотел показать фонтан, как социо-культурное, общественное место сбора жителей дворца богато падишаха и намеревался как можно точнее передать характер и настроение каждого собравшегося. По атмосфере сразу видно, что собравшиеся люди знают друг друга и почти все (кроме слуг) живут одной большой семьей. Вокруг фонтана собрались представительницы гарема. В культуре и семейной конституции восточных стран гарем - явление традиционное.  Девушки - юные особы, красивые, милые, думающие о счастье, мечтающие, скучающие или просто созерцающие за всем происходящим. Для девушек попасть в гарем было счастьем (если девушка была влюблена в шаха) или спасением (если девушка имела простое происхождение) или испытанием (если у девушки был возлюбленный).
Смотря на картину веет энергией спокойствия, видимого мира, а внутри есть сгусток напряжения и неудовлетворенности, все вежливы, беззаботны,веселы, каждому человеку там хорошо живется на первый взгляд. А на второй взгляд в гареме есть хитросплетения, сговор и помощь...В гареме быт и жизнь налажены. Вся ситуация на картине происходит судя по всему после пробуждения, ближе к дневному послеобеденному времени.  Это совместное времяпровождение происходит каждый раз и оно повторятся изо дня в день, из года в год. Правда на картине есть оживление, мужчина прибыл с вестью, а другой мужчина, сидящий в позе лотоса, готов слушать и за одно ответственно исполняет свои прямые обязанности. При наличии саблей он охраняет дворец и защищает жен своего хозяина. Он расположился слева, а справа сидят его помощники, которые копируют поведение своего отца в военном деле. Отец - не родной, а духовный, который подскажет и направит молодое подрастающее поколение в военной службе. При дворце всегда были слуги, военные, евнухи.
Характерная, колоритная фигура старшей жены привлекает взгляд. По ее взгляду направленному в сторону милой особы - пленницы хана - сразу появляется понимание,что ее женские думы и мысли заняты только пленницей хана.  Женщина уверена в себе, очень умная и образованная (как она о себе считает, то есть с самооценкой у нее всё в порядке), от нее в компании других жен хана веет больше материнской энергией и энергией матриарха. А женщина-матриарх имеет мужской стержень внутри с женским обликом снаружи, она легко совмещает мужской и женский тип мышления, у нее логика и чувства, разум и эмоции пришли к консенсусу, в ней превалирует тяга к равноправию с мужчинами. Учитывая, что  в ту эпоху господствовала и сейчас господствует патриархальная система, то в мыслях людей всегда обнаруживается позитив с негативом, оптимизм с пессимизмом, как говорится черно и белое всегда рядом, нет абсолютной гармонии, мира, истины, безусловной любви, счастья, но зато есть хитрость, мощь, сила, выносливость, борьба с победами,некая конкуренция, соревнования...
По версии мною уважаемого, почитаемого любимого Александра Сергеевича Пушкина между главной женой, ханом и девушкой в голубом выстраивается любовный треугольник. Пушкин думает, что пленница в печали из-за того, что редко видит хана, а старшая жена Зарема волнуется, что ее хан разлюбил и любит пленницу. У Александра Сергеевича свое мнение по происходящему на интересной картине. Правда у меня сложилось свое видение ситуации, подсказывающее мое женское сердце, а значит и женская интуиция, которая родилась вместе со мной и играет важную роль в моей судьбе. Дополню, что поэт Пушкин мог принять эту легенду, историю в устных воспоминаниях старожилов. Как он любил слушать сказки Арины Радионовны и писать все ее истории так и в юности продолжает собирать, запоминать, систематизировать, придумывать и добавлять свое

   
На картине наибольший интерес для меня представляет образ зрелой девушки в голубом платье. Естественно видно по внешнему облику - по русым волосам, что она имеет славянское происхождение (русское, польское, белорусское...), по ровной осанке можно определить, что она из семьи богатой, обеспеченной, знатной, в ее роду были точно иерофанты, церковные служители, музыканты, военные, модельеры, писатели, поэты, художники. Она в ходе военных действий попала в плен ханну или польский король мог отдать ее в жены хану, чтобы сохранить город, себя и обойтись меньшими военными потерями в солдатах, в конницах, в артиллерии.  На польского правителя это похоже.  Договорились с ханом, самую красивую девушку в городе передали, но хан его обманул и он был намерен захватить город, нарушив мирные договоренности. естественно хан, почитаемый во дворце и уважаемый среди городов Востока, с которыми были заключены мировые пакты и заключены союзы.   
Александр Сергеевич Пушкин в своем стихотворении точно уловил эмоциональную составляющую картины. Мое мнение схоже и видение картины дополненное. Действительно девушка пленница находится  печали, грусти, сердце тоскует, оно почти разбито вдребезги. Оно страдает из-за любви и в этой любви задействованы 4 человека и получается четыерхугольник. Главные персонажи - девушка Мария, ее защитник (лучший друг), султан и его первая жена. Старшая жена любит своего хана, хан делал попытки удостоить своим прекрасным вниманием юную особу, правда получив отказ и объяснение через старшую жену, что у нее на Родине иные семейные традиции. В Польше не принято многоженство и устройство гарема ей не по душе. Хотя она с пониманием и уважением относится к окружающим людям, особенно к восточным женщинам. Девушка образованная и умная и все ее решения взвешенные. Правда она захотела остаться пленницей , нежели седьмой женой хана - султана. Милая девушка объяснила старшей жене, что любовь случается между двумя людьми и семьи на ее Родине разрешают создавать по благословению обоих родителей или родственников (если родные родители упокоились) и у них другое вероисповедание - поклоняются Божьей Матери, Единому Богу и чтят всех святых, пророков, чудотворцев, святителей, целителей. Девушка сумела сохранить жизнь по Божьей Милости и свою веру и не пошла на уговоры сменить вероисповедание, чтобы стать еще одной супругой султана.
Девушку это характеризует с положительной стороны - она обладает смелостью раз дала отпор уважаемому хану, силой духа и непоколебимой верой, а также огромной мудростью, жизнестойкостью. Конечно после отказа хан был зол, бзбешён, горевал и мог приговорить к смертной казне. Правда она осталась жива по ходатайству одного из слуг и военного человека. Да и старшей жене Зареме она понравилась и была интересна как иностранка, поэтому она своему великому, любимому хану сказала, что ей нужен покой, время акклиматизации, адаптации к новым жизненным условиям. Ей нужно свыкнуться, обжиться и чтобы ее лишний раз не беспокоили. С тех пор хан понял и стал благосклонным хозяином к юной особе, но не тираном в доме. Хотя свою тиранию он выплескивал на мировой политической арене. 
Хан любил всегда новости и желал знать кто и как живет в его гареме. У него должен был быть всегда четкий порядок и все под присмотром. Он отвечал за безопасность и брал ответственность за судьбу жен, города и перспективы развития государства. Его любовь распространялась на каждую и он в каждом человеке видел достоинства и недостатки. Любовь к женщине в мусульманском мире особенная и отличается от традиционной формы любви. Любовь сопряжена с военной страстью, с демонстрацией силы, мужского могущества, в ней нет нежности, духовного влечения, позитивных моментов. А напоминает борьбу, захват, завоевание и показательная демонстрация, кто в доме хозяин. Здоровые отношения строятся не на борьбе, а на истинной любви. Истоки истины любви хранятся в милой незнакомке, пленнице, которая в последствии стала уважаемой и дорогой гостьей. После того как он узнал о ее добром происхождении, хорошей репутации семьи и благих намерениях нескольких юнцов из Польши на ней жениться. Правда юная особа была к ним холодна и равнодушна, в ней вызывали чувства цветы, все стихии мира и многие иконы, с которыми она могла быть открытой, откровенной, честной.
Чувства хана были к ней как пылающий жаркий огонь. Он понимал, что со второго раза он в нее влюбился, когда произошла короткая и емкая беседа между ними во дворце- в зале для приемов гостей, высокоуважаемых людей. Разумеется первая или старшая жена влюбленность чувствовала своего хана незнакомке и в ее поведении всегда была синхронность со своим мужем. Между ними была довольно сильная энергетическая связь. Психоэмоциональное состояние мужа своего она моментально принимала на себя, оно даже само передавалось на расстоянии. Муж и жена - единое целое, как сообщающиеся сосуды. Если у хана возник интерес узнать о жизни славянки - так и моментально первая любимая жена начинала интересоваться судьбой приезжей и попавшей в плен славянки. В итоге хан старшей жене сказал за ней наблюдать, за ее настроением, поведением и докладывать. По началу девушка была в радостном и приподнятом настроении, с крепкой  волей, сильным характером, с душевным спокойствием и с каждым годом она влилась в обыденность, рутину жизни в гареме.
Девушка была высоконравственная и воспитывалась в крепкой православной вере. Девушка отказалась стать любимой женой султана, потому что она знает свою судьбу, ей предрекали прекрасного мужа, верного друга и одновременного защитника. Еще в детстве одна бабушка - знахарка или ведунья - бывала у них в гостях. Ее путь шел через их улицу в дождливый день и в городе она была проездом. Ситуацию сложилась так, что ее родители приютили и любезно предложили ночлег бабушке - женщина была уже немолодая, зато энергичная, затейливая и любила всех организовывать. Звали ее Константинопольская Константина Васильевна. ее близкие люди звали ее Костя или уменьшительно ласкательно Костюшка, Косея, Коса, Коня, Кон или Васина, Василек, Вася. Женщина не имела детей, за то были у нее помощница Ангелина по дому и помощник по поездкам по делам, в гости. Больше к ней в гости ездили - матери с детьми, отцы с сыновьями, целыми с семьями. Ночь была грозовая, над городом сгустился мрак, тучи осели на горы, спокойная тихая речка разбушевалась и сильные волны накатывали на берег из-за поднявшегося быстрого, почти ураганного ветра. Птицы взмылись верх, голуби припрятались под крыши домов, вороны летали с дерева на дерево. Искали более пушистое дерево и найдя убежище от дождя, многие собрались у древнего тополя. Тополю было 300 лет и рос возле дома молодой славянки, дом располагался на улице Радужной,которую потом переименовали в Садовую.  Батюшка приютил добрую женщину, а матушка с первого взгляда невзлюбила ее и даже не хотела принимать гостью. Но стерпела, потому что поперек слова мужа жена не вставляла слова. Сохраняли единомыслие и дружбу в семье, что все решения должны были приниматься в семейном союзе единогласно. Женское сердце матушки славянки правильно почувствовал, но не могла она себе и мужу обьяснить почему сразу возникла ненависть к ней. Это потом, через несколько лет поняла сама Мария. Женщина в темном одеянии во время чаепития раскрывала тайны судьбы каждого члена семьи без их согласия. Она была обязана, это была ее работа и она неспроста появилась, проезжая возле их счастливого дома. На котором ютились аисты,целая семья аистов, они свели гнездо при прадедушке Василии и Борисе. Прабабушка Вера любила их, прабабушка Ольга боялась всех птиц, насекомых и животных, кроме кошек.  на ночь глядя   Эти знания ей открылись во время очередной молитвы и даже во время мягкого пленения она продолжает молиться Божьей Матери, она думает о своей семье - отце, матери, сестре, младшему брату. Она сердцем чувствует, что отца тоже пленили как ее и посадили в малопригодные условия для жизни. Мама с младшим братом живет одна у них дома, младшая сестра куда-то уехала, в другом городе проживает. Жизнь данной семьи шла своим чередом, была благополучна, а с началом военных действий прям как буд-то гром и молния ударили в их дома и упали на их семью испытания. Каждое испытание дается по силам его вынести, как говорят верующие люди. А вера в их семье играет важную роль, преемственность поколений также, сохранение семейных традиций очень важна.
Картина сама открывает тайну времени,а именно сколько длится эта ситуация. Девушка в плену находится не год, не два, а точно около 4-х лет, потому что смотря на нее сразу приходит мысль о надежде. Из всех духовных сил Надежда остается последней и девушка обладает стойким характером и огромной любовью к жизни. Она будет точно до последнего стоять на своем и надеется на лучшее. Она попала во дворец в мирное время, чуть позже началась война и гарем хана редко видит из-за военных действий. Пленение девушки будет идти до конца войны.
По поведению девушки понятно, что она держится особняком, в дали от милых девушек и женщин, ей жизнь гарема не интересна. Она не влилась в компанию жен, которые ужились в гареме. Каждая из них  уникальна и красива как цветок в райском саду. Они цветут как цветы, пышат здоровьем, дышат, меняют красивые наряды, подбирают дорогие украшения. Из развлечений - на досуге в тени послушать речи евнуха, смешные истории, песни, стихи. А порой просто пообщаться между собой, похохотать или поиграться с водой в фонтане, золотыми рыбками, загадывая желание, любоваться птицами - павлинами, которые всегда царственно расхаживают по дворцу и время от времени поют свои брачные песни и устраивают красивые танцы. 
А девушка в голубом на картине чахнет, увядает ее красота, прежняя жизнерадостность, молодость и веселый, добрый нрав. Она перестала жить, во дворце она просто существует, даже были попытки отказываться от еды и питья. Физически она находится в гареме, а мысли ее далеко, за три девять земель. Ее мысли по началу были заняты семьей, потом спасением, затем гаремом и молитвами. Чувствуется усталость,земные переживания,знание, что все будет хорошо и надежда, что за ней прискачет ее добрый спаситель- мужественный, храбрый, из семьи военных по имени Александр. Находясь во дворце не как пленница, а как гостья знатного происхождения она свыклась с ситуацией, смирилась с ней и поняла, что необходимо просто ждать и проживать эту ситуацию, в которой она ничего не может сделать.  Приспособилась к жизни в тени гарема и стала невзрачным цветком. Из всего многообразия цветом мира ее можно сравнить с розой, лилией, а из фруктов с гранатом.
Художник Карл прекрасно изобразил ее и социальную дистанцию в обществе - приближенность и отстраненность женщины к гарему, к обществу. Она за 4 года проживания в гареме отстояла честь, сохранила веру, жизнь и установила личные границы. Она на картине сидит на подоконнике, окно открыто. Это означает открытость девушки к миру, к вестям, к новостям. На самом деле она очень любит мир, жизнь и у нее золотые руки с большим материнским сердцем. Она каждый день слушает, что происходит во дворце и в тайне надеется услышать хорошие новости для нее - о конце войны, о том, как польские отряды подходят к городу, огражденному стенами. Сам Бахчисарайский фонтан располагается в фортификационном городе, хан и его предшественники в родовом поместье и последующие потомки позаботились очень хорошо о сооружениях защищающих город.
Высокие стены окружают город, каждый день палящее Солнце окутывает все улицы города с восточным базаром, с огромным количеством фонтанов. На жаркую погоду в городе указывает на самой картине фигура негра с опахалом. Правда одна из жен султана вырвала опахало из рук благопристойного слуги, привезенного из Африки, и начала им омахивать расположившихся ближе ней двух жен. Одна из жен - теплолюбивая барышня - расположилась лежа около фонтана. В ее выражении чувствуется непринужденность, красота, а по выбору расцветки женского платья и желтого тюрбана считывается  религиозность,светлые мысли и поступки, у нее абсолютно чистая душа и совесть. Она женственная, разумная, ее любовь обращена к Богу, к Аллаху, по духу ее призвание быть жрицей, молиться. В течении взросления она обретала духовные знания, девушка просветленная, смышленая, любознательная и в египетской культуре ее энергия соответствовала бы энергии сфинксов. Сфинксы - просветленные личности достигшие абсолютного знания и для характерна сохранение тайны бытия, мироздания. Ее одно из перевоплощений проходило в Золотом веке.
 Анализируя цветовые гаммы картины - светлое, солнечное, легкое, яркое. Сразу приковывает внимание и возникает желание рассмотреть каждую женщину, мужчину, детали одежды, сам фонтан, натуралистично нарисованные деревья, часть дворца, фасад которого дело мастеров востока.
Главная героиня картины - девушка в голубом. При помощи цвета художнику Карлу Брюлову удалось передать ее закрытость как женщины и открытость миру в качестве человека. Голубой цвет сразу нам объясняет ее невинность, природную красоту и соблюдение чистоты души или отражает преданность своему избраннику по судьбе. Она влюблена в него как в друга, соратника и любовь, вера и надежда помогают ей в этой непростой жизненной ситуации. А при этом чувствуется, что душа притомилась (это чувство возникло за счет эмпатии, в гареме также присутствует чувство томных душ, накопившаяся в них энергии просто фонтаном могла изливаться в творчество, в ремесло и в мастерство), она видит в женах красивых птичек,живущих в золотой клетке. А душа девушки Марии просит свободу, была бы она птицей, то упорхнула бы с дворца и взлетела бы в высокое синее небо. В этом контексте синий цвет платья отражает ее потребность души - душа желает парить в облаках, как свободная птица. Девушка еще символизирует мир, наполненность духовными благами. Учитывая, что моя интуиция открывает еще одну тайну жизни девушки в голубом - она мессия в женском облике, та самая Чаша Грааля, которую искали масоны, крестоносцы, многие другие искатели истины.
 Можно обратить на цвет ее платья - он небесно голубого цвета, ее женственность спрятана в глубине души. Голубой цвет в мусульманских странах - цвет бога, пророка, мага (джина) или Аллаха, в православных странах - голубой цвет в сочетании с розовым и золотым - цвет Божьей матери. Мой проницательный взгляд полностью раскрыл ее дух - дух ее пленен, душа как образ отважного русского воеводы, на которого выпала доля защитить себя словом и знанием. Расширяя видение картины можно констатировать девушка Мария - одна из воплощений Божьей Матери, ее нелегкая судьба в юности всегда оборачивается счастьем, любовью, победой добра и процветанием. В русской литературе воплощение Матери Иисуса была Маргарита Булгакова в его произведении "Мастер и Маргарита" и Джульетта в произведении Уильма Шекспира "Ромео и Джульетта".
Александр Сергеевич Пушкин пишет в своей поэме о трагической концовке. Конечно он эту историю услышал и красиво пересказал и изложил в своем легендарном стихотворении. Я знаю, что она могла быть, правда по Божьей Милости девушка была спасена. Возможно этот рассказ передавался из уст в уста после жизни хана около Бахчисарайского фонтана. Те восточные сказатели точно концовку изменили, потому спасение девушки равнозначно было позору хана. А хан не мог допустить огласки этой истории. Ведь он знал, что все девушки его города мечтали быть в числе его жен, а славянка (так он ее называл) отказалась и просто жила и дождалась своего спасителя на белом коне. Хан мог ждать, долго терпел, а "помочь" ему решила старшая жена.
Теперь вернемся к его старшей жене. Она действительно раньше интересовалась судьбой славянки, она с ханом думала, что облагоразумиться. Правда старшая жена сильно пожалела и уже видела ее мрачные настроения, которые ей не нравились и она боялась, что ее настроение передастся слугам, гарему. Жена Зарема четко следила за каждой и слуги султана по его велению в гареме поддерживали положительный настрой, веселье, беззаботную жизнь. Зарема долго думала как же славянке помочь и только могла придумать ее тихий уход из жизни. Подстроить как бы ее самоубийство, отводя глаз от себя. Она долго продумывала план и как раз на картине изображена Зарема в момент окончательного принятия решения о судьбе польской Марии. В момент принятия ей решения уже русские войска собрались и двинулись в сторону современного Крыма, в котором до сих пор красуется Бахчисарайский фонтан около Ханского дворца. Он сейчас функционирует почти как музей и считается одной из достопримечательностью.
Для осуществления плана старшей жене нужно было время, три месяца. Как раз за это время русские и польские войска, объединившись подошли к городу, чтобы урегулировать ситуацию. Первым делом договориться о мире и и обменять людей - своих людей  вернуть из плена, на людей хана отдать. А если хан не пойдет на уступки - попробовать взять штурмом дворец с крепостью. В итоге посол, дипломат явились оповестить о своем прибытии. А хана в это время не было дом и гонца отправили за ним. В течении недели гостей принимали, хотели предоставить ночлег  пока хан вернется. Правда около дворца был разбит лагерь и получилось, что со славянкой познакомились военные и узнали ее судьбу. Один из молодых офицеров как раз решил как ее спасти. У него интуиция была хорошо развита и подсказала, что хан согласиться обмену и в тот же день ему надо хана попросить набрать в деревянные бочки воду, чтобы вывезли на гужевом транспорте и в одну бочку как раз спрятать милую славянку. То есть пополнить водные запасы для обратного пути. Жена через помощника подсушивает часть разговора и слышит только информацию о бочке и воде. Старшая жена удумала обхитрить и в бочку воды налить яду гремучей змеи. Но ее план проваливается и оборачивается против нее. Одна бочка воды остается во дворце, оказалось, что ей не хватило место в тележке с двумя лошадьми. На следующий же день слуги готовят воду из этой отравленной воды. В итоге все хана дожидаются, молодому офицеру интуиция верно подсказывает о согласии обмена людей. Неделю в ожидании хана юная полячка с русскими и еврейскими корнями тайно выходит из дворца и общается с военным штабом, а старшая жена не может ее найти во дворце, посылает слуг ее искать. Просто решила свой план оперативно воплотить в жизнь и слуга докладывает о ее тайных прогулках вне дворца. И в тот же вечер Зарема приходит к Марии с неприятным разговором. В ее комнате Зарема высказывает все, что  накопилось нелицеприятного в душе, в глаза сильной и смелой полячке. Суть разговора сводилась к тому, что она не хочет здесь ее видеть, что ей не место в гареме, что ей нужно выбрать жизнь или смерть. И уже в конце разговора хотела наброситься на Марию и сама решить ее судьбу. Как вдруг входит в комнату настрадавшейся Марии вторая жена, которой по сути нужно было служить в мечети, читать молитвы и быть духовной наставницей дворца и берегиней города. Она входит в тот момент, когда Зарема спокойным шагом, спрятав женский маленький кинжал за спину, подходит к Марии у окна. А за вечерний свежий воздух, яркое небо,мерцающие звезды. Старшая жена уже намеревалась исполнить свой коварный план, как вторая жена Вара начала говорить , что зашла пожелать спокойной ночи и все ли у них хорошо, спросив - что они тут делают. Зарема испугавшись оборачивается и со спокойным тоном говорит, что все хорошо. Подходит к столу с экзотическими фруктами и с восточными сладостями. Делает вид, что захотелось спелого зеленого яблока. Демонстративно режет половину, откусывает и молча уходит. Вара подходит к славянке и улыбается лучезарной улыбкой и намекает на то, что она подозревает Зарема намеревалась что-то жуткое с ней сделать. Описала, что видела и чувствовала. Зарема и Мария начали думать и придумали, что весь следующий день Марии лучше провести у всех на виду, в перерывах между приемами пищи, сном и променадом и увеселительными мероприятиями быть в заднем дворе, где садовники хорошо потрудились и разбили великолепный цветочный сад, а в середине посадили дерево с густой кроной. Вара почти приказном тоном сказала Марии, чтобы она проводила время возле дерева, греясь на солнышко. И с ней ничего не случиться, потому что дворец очень хорошо охраняют и часовые патрулируют по периметру. На смене завтра будут Хасан, Грек, Митрей и Абу-Алли. А ночью Вара готова была приютить Марию в своей спальне, спрятать от внезапного ночного появления слуг старшей жены Заремы в комнате почетной гостьи. Вара - девушка милая, с доброй душой и открытым сердцем, давно проникнулась к Марии. Иногда она ее называла Мари или Мери или Мерилина. Говорила как она часто видела Мери во снах - как она отважно скакала на лошади в Горах, потом превратилась в девушку с загадочной улыбкой и она висела в большом зале, на нее смотрели много людей, а затем в виде голубя с веточкой оливы прилетела в пустыню, села на каменную девушку. Вара днем была молчалива, а вот с Мери она всегда расцветала и всегда отличалась разговорчивостью и коммуникабельностью. Две девушки в тот вечер сидя на тахте отвели души, болтая на разные темы, им всегда было интересно вместе и в глубине души она чувствовали родственную связь, правда родом были из разных семей, из разных стран и их разных культурных сословий. Час теплого общения пролетел быстро как 15 минут, спокойное совместное времяпровождение украсило текущий длинный день и волнительный вечер. Перед сном они нежно обнялись, как сестры. Уходя, вторая жена, уточнила - может я останусь и постерегу твой сон. А гостья с пониманием ответила смотря на звездное небо. Видишь упала звезда вдалеке и я загадала,чтобы эта последняя ночь оказалась очень хорошая. На этих позитивных нотах души розовых ангелов они улеглись спать. Весь следующий день Мария жила по плану Вары и последующую ночь они провели ее вдвоем. А днем славянка попросила Вару передать  кувшин голодной воды из горного источника конюху и на дно положить три камушка. А конюх сказала: - "Передайте многоуважаемой госпоже - ровнов 12 часов ночи мы ждем свет в западном огне". Ночью Вара Марию расспросила и поняла, что у нее созрел план побега. Три камушка на дне означал знак согласия на осуществление плана, а свет в окне - сигнал о готовности. По счастливой закономерности судьбы на западном фасаде Варины окна выходили и окна Заремы, двух младших жен, которые попали на сеанс к целителю. А в восточном крыле расположены спальни хана, его телохранителя, евнуха и двух поваров. В итоге они не дремали, ночь была звездная, холодная из-за ветра. А ароматы цветов наполняли женскую комнату Варюшки и Мария решила оставить на память монетку с Бахчисарайским фонтаном и с профилем Марии. Вара решила помочь в сборах и в золотистом шелковом платочке передала свой женский кинжал. Они обе спустились в подвал и нашли свечку и прозрачную емкость. Ближе к полуночи все приготовления завершились и нежная Вара зажгла и обе подали сигнал. Ждали ответного сигнала, но не дождались. Потому что офицер и его два помощника увидели два зажженных сигнала с западного стен дворца. Офицер думал,что делать и как реагировать. А второй свет не был сигналом, а был источником света для проведения древнего ритуала.Зарема всю ночь его проводила,задействовав свет молодой Луны и очищающий огонь. Ритуал она проводила на едине с  собой, призвав дух дедушки, который ведал многими  обрядами и успел передать дар ей до того как он ушел на покой и она вышла замуж за султана.  Ее способности к магии и точным наукам у нее проявились в 10-11 лет, а дедушка знал, что свой дар можно передать только девочке из своего рода до 12 лет. Зарема унаследовала дар ясновидения, дар работы с металлом. Ее дедушка Захир мог поставить защиту на любые предметы железные.  Офицер Александр решил отложить на завтра выяснение ситуации, а девушки обеспокоенные легли спать. А два помощника рано утром прибежали и забросили три камушка в те окна, в которых горел свет. На первом окне, где жила Зарема, лампада стояла и на окне стояла клетка с большим попугаем ара, на втором окне лампада была убрана. выда         



Россия, город Новосибирск, 18.02.2024 год, 18:29 - чч.


Рецензии
!..Дорогая АнгеЛина, восхищена Вашим Произведением
и вложенными, в эту удивительную историю, кажется - личными чувствами сопричастности - к событиям, происходившим в Ханском Дворце Бахчисарая,
в те давние времена!..
Сопутствующая, Поэме, информация - так же является ярким бонусом,
помогающим, во всех тонкостях воспринять особую атмосферу, царящую, как в гареме,
так и на "политической арене того мира"!
...Вы - Большая Умница!!!
...Рада Встрече:)

Грид Светлана   19.02.2024 13:59     Заявить о нарушении
Светлана, дорогая, добрый вечер!
Рада встрече на поэтическом портале.
Сегодня довелось почитать Ваши милые, добрые хокку!
Добавила Вас в список избранных! У вас светлая душа.
Бахчисарайский фонтан - особое историческое место. Александр Пушкин и Карл Брюллов прославили в своем творчестве. А во мне вызывает глубокий душевный отклик. Я верю в теорию реинкарнаций и поэтому объясняется чувство ностальгии, что я была в прошлые века там. А когда сегодня пересматривала современные фотографии дворца Хана,то побежали мурашки (реакция - физическая память срабатывает, что действительно посещала).
Желаю прекрасного настроения и уютного вечера!!!
С теплом и улыбкой, Лина.

Лина Хачиковна Усепян-Овсепян   19.02.2024 19:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.