Рифма

СПОСОБЫ РИФМОВКИ.


Строки в четверостишиях могут связываться четырьмя различными способами рифмовки:
Смежная – рифмуются рядом стоящие строки попарно
Перекрёстная – рифмуются строки 1-ая с 3-ей и 2-ая с 4-ой
Кольцевая – рифмуются строки 1-ая с 4-ой и 2-ая с 3-ей
Сквозная – рифмуются все строки с 1-ой по 4-ую


ПЕРЕКРЕСТНАЯ РИФМА
1 * 3 ,2 *4

1.Так думал молодой повЕСА,

2.Летя в пыли на почтовЫХ,

3.Всевышней волею ЗевЕСА

4.Наследник всех своих роднЫХ.

СМЕЖНАЯ (ПАРНАЯ)
1*2, 3 *4
1.Друзья Людмилы и РуслАНА!

2.С героем моего ромАНА

3.Без предисловий, сей же чАС

4.Позвольте познакомить вАС:

КОЛЬЦЕВАЯ(ОХВАТЫВАЮЩАЯ)

1*4, 2*3

1.Онегин, добрый мой прияТЕЛЬ,

2.Родился на брегах НеВЫ,

3.Где, может быть, родились ВЫ

4.Или блистали, мой читаТЕЛЬ;

СКВОЗНАЯ

1.Сквозная рифма – рифмуются все строки с 1-ой по 4-ую
2.И это рифма, которая подразумевает совпадение не только окончаний строк, но и их серединок.


Сквозные рифмы могут быть и неточными. Они, кроме того, могут присутствовать в части стихотворения и отсутствовать в другой его части.

1.Император устАЛ.. Ведь дорога от леса до гороДА—
2.Это локтем подДЫХ и ещё на колене уШИБ,
3.Чьи-то лица в кустАХ,  санитары, плюющие в бороДУ,
4.И другие плоДЫ разложения русской дуШИ.
(В. Пелевин)
(Перекрестная : 1*3, 2*4   и сквозная рифмы: устАЛ*в кустАХ, подДЫХ* плоДЫ

    Тут видно, что сквозная рифма делит стихотворение не посередине, а ближе к началу строки. Дело в том, что такая рифма должна располагаться там, где в стихотворении находится цезура(цезура — это внутристиховая пауза-|, разделяющая строку на две или несколько равных или неравных части

1.Император устАЛ..| Ведь дорога от леса до гороДА—
2.Это локтем подДЫХ | и ещё на колене уШИБ,
3.Чьи-то лица в кустАХ,| санитары, плюющие в бороДУ,
4.И другие плоДЫ| разложения русской дуШИ. ).
Теоретически, на месте цезуры можно просто брать каждый раз новую строку:

Император устАЛ..| Ведь дорога от леса до гороДА—

Император устАЛ..
Ведь дорога от леса до гороДА—

Это локтем подДЫХ | и ещё на колене уШИБ,

Это локтем подДЫХ
 И ещё на колене уШИБ,

 Цезура, делящая строку на два равных полустишия, называется медианой:

Император устАЛ..
 Ведь дорога от леса до гороДА—


Важно уточнить, что сквозная рифмовка – это скорее поэтический приём, с помощью которого автор организует стихотворный текст. Также следует сказать, что по поводу этого явления среди стиховедов имеются различные точки зрения. По мнению исследователя Т. Скоренко, «сквозная рифма подразумевает, что рифмуются не только окончания строк, но и их середины». В других источниках, например, в работе М. Л. Гаспарова «Русский стих начала ХХ века в комментариях» сквозная рифмовка упоминается, как способ построения стихотворения, при котором одна и та же рифма проходит сквозь всю строфу или целое произведение.
Сквозная рифмовка представляет собой необычное и достаточно редкое явление. Обычно этим приёмом авторы пользуются ради шутки или в качестве поэтического упражнения.
Вот стихотворение, в котором присутствует «двойная» сквозная рифма:
К воспоминаньям пригвождённый Бессонницей моих ночей                Я вижу льдистый блеск очей            И яд улыбки принуждённой:              В душе, до срока охлаждённой,   Вскипает радостный ручей.     Поющим зовом возбуждённый,         Я слышу томный плеск речей.      (Так звон спасительных ключей.  Внимает узник осуждённый).             И при луне новорождённой        Вновь зажигаю шесть свечей.            И стих дрожит, тобой рождённый.   Он был моим, теперь ничей.      Через пространство двух ночей Пускай летит он, осуждённый,  Ожить в улыбке принуждённой    Под ярким холодом очей.             (Анне Ахматовой», Б. А. Садовской)
Как видим, благодаря богатству русского языка, возможно сочинять такие произведения, через которые проходит одна и та же рифма. Некоторые авторы пользуются этим приёмом и создают смелые оригинальные произведения.

Виды рифм:
Точная/неточная. Точная рифма - если в рифмующихся словах совпадают ударные звуки и согласные звуки, например, Бога-дорога, правил-заставил и др.
Точная:
1.Друзья Людмилы и РуслАНА!

2.С героем моего ромАНА

3.Без предисловий, сей же чАС

4.Позвольте познакомить вАС:


Неточная рифма - если в рифмующихся словах есть несовпадение согласных звуков, например, пеПЕЛ-свеТЕЛ, беЛЫЙ - несмеЛО

Точные рифмы сочетаются с неточными. Это придаёт произведению уникальность и гармоничную несимметричность.

Я думаю: как я была глуПА,
Когда стыдилась собственного ЛБА –
Зачем он так от гения свобоДЕН?
Сегодня, став взрослее и трезВЕЙ,
Хочу обедать посреди друЗЕЙ.
Лишь их привет мне сладок и угоДЕН.                «Я думаю: как я была глупа…», Б. А. Ахмадулина.

Время сердцу быть в покое
От волненья своего
С той минуты, как другое
Уж не бьётся для него,
Но пускай оно трепещет –
То безумной страсти след:
Так всё бурно море плещет,
Хоть над ним уж бури нет!..    «Время сердцу быть в покое…», М. Ю. Лермонтов.

Забудемся, в мечтах потонет мука;
Уныние, губительная скука
Пустынника приют не посетят;
Мою печаль усладой муза встретит;
Утешусь я – и дружбы тихий взгляд
Души моей холодный мрак осветит….                «Разлука», А. С. Пушкин.

Русский язык богат на красивые слова, которые могут изменяться при склонении, образовании различных форм, оборотов и т. д.. В ходе этих изменений могут получаться оригинальные точные и неточные рифмы, придающие стихотворению уникальное звучание и интересную непредсказуемость.

МУЖСКАЯ и ЖЕНСКАЯ РИФМЫ.

Итак мужская рифма - рифма с ударением на последний слог. К примеру:
Большие городА. Пустые поездА

 А женская рифма - это рифма с ударением на предпоследний слог:
Тихой ночью, поздним лЕтом,
Как на небе звезды рдЕют,
Как под сумрачным их свЕтом
Нивы дремлющие зрЕют.
(Ф. И. Тютчев. )

Обычно мужская и женская рифмы чередуются:
Мой дядя самых честных прАвил,
Когда не в шутку занемОг,
Он уважать себя застАвил
И лучше выдумать не мОг.


Здесь важно отметить, что не всегда в стихотворении присутствует только один тип рифмы. Часто поэтическая гармония создаётся с помощью чередования мужских и женских окончаний. Это можно проиллюстрировать следующим примером:
За днями гасли дни. Уж год прошел с тех пОр.
И снова шлет весна лучи свои живЫе,
Цветы одели вновь причудливый убОр.
А я? Я все люблю, как прежде, как впервЫе.               
 «Беатриче. Сонет», К. Д. Бальмонт.

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ (ТРЕХСЛОЖНАЯ) РИФМА - это рифма, в которой ударение падает на третий с конца слог рифмующихся слов (рифмантов).                Если ударение падает на четвертый с конца слог, рифма называется ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКОЙ (ЧЕТЫРЕХСЛОЖНОЙ), если на пятый, шестой и т.д. - СУПЕРГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКОЙ.Последний вид рифмы в поэзии практически не встречается.

Дактилические, в которых ударным является третий от конца стиха слог;
Пример:

Потонула деревня в ухАбинах,
Заслонили избёнки леса,
Только видно, на кочках и впАдинах,
Как синеют кругом небеса.
«Русь», С. А. Есенин.

Гипердактилические, в которых ударение падает на четвёртый от конца слог.
Пример:
Когда обидой – опилась
Душа разгнЕванная,
Когда семижды зареклась
Сражаться с дЕмонами…. 
«Деревья», М. И. Цветаева.


.По звуку, которым оканчивается рифма, выделяют:
открытые рифмы, т. е. те, в которых последнее в строке слово заканчивается гласным звуком;
закрытые рифмы, в которых слово заканчивается согласным звуком.
Так, фрагмент сонета Бальмонта, представленный выше, представляет собой сочетание открытых и закрытых рифм.

По положению в строке рифмы делятся на:
конечные, самые распространённые;
начальные.
Пример такой рифмы:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.  «Двенадцать», А. А. Блок.

Внутренние.
Пример такой рифмы:

Блестели и пели капели,
Златился покров ледяной…
Сестрицы сидели и млели
В окошке весной под луной.   «Скромная любовь», А. Белый.
.


Рецензии