Шаман

...В стойбище, куда их сопроводили охотники-эвенки, находилось с полдюжины чумов и с дюжину развьюченных оленей. Буквально через минуту-другую с момента появления Александра и Благоева, их окружило десятка два эвенков. Это были смуглые, широкоскулые и узкоглазые мужчины и женщины, одетые в национальную одежду, сшитую из оленьих шкур. Правда, у одной из пожилых эвенок, гости приметили европейское платье, а точнее широкую длинную юбку и шаровары, которые были заправлены в искусстно сшитые олочи. Как выяснилось, эта пожилая женщина по имени Сахайа, была тут старшей. Старик, стоящий чуть в стороне и с прищуром наблюдающий за гостями, удерживающий при этом в руке курительную трубку, был шаманом стойбища. Благоеву и Александру сразу показалось, что старших кто-то заранее предупредил об их приходе, но кто и когда, ведь они пришли вместе с эвенками-охотниками? Тем не менее, Сахайя заблаговременно потребовала развести костер, на котором готовился обед. Из котла, установленного над огнем, расползались апетитные запахи. Это была свежая оленина. Чтобы мошкара не одолевала гостей, Сахайя приказала заодно развести дымокуры – молодую поросль черемухи и ивняка от которых было много дыму.

   - Здравствуйте, однако! Я давно ждала вас к себе, - приветствовала Сахайа и назвала мужчину и юношу по имени, чем немало удивила гостей.
   - Да, вот, хотели поближе познакомиться с соседями, - откликнулся Благоев. (К этому времени, Благоев едва держался на ногах, хотя и храбрился). – Еще, кое-что привезли с собой. А скажи ка нам, уважаемая, кто предупредил вас о визите и откуда ты знаешь наши имена?
Но в ответ Сахая лишь покачала головой, затем сказала:
   - Звезды подсказали.
Поняв, что старуха другого и не скажет, а может из-за усталости, Благоев махнул рукой.
   - А ну ка, Саша, достань из рюкзака ситец, чай и табак, да не забудь про соль.
   - Добрые лючи – желанные гости! - обрадовались эвенки и тут же Сахая, предложила Благоеву и Александру потрапезничать вместе.

Благоев не стал себя уговаривать, сразу сбросив с себя рюкзак и куртку. Попросив у эвенков немного воды, он направился к ближайшему кусту, чтобы умыться.
   - Ну-ка, Сашок, помоги мне да заодно привяжи  собаку.
Пока закипала вода с олениной, то один-то другой эвенк задавал Благоеву вопрос:
   - А много лючей живет в Ейске и Иркутске? А правда ли, однако, что Германия побеждает на большой войне с Россией и скоро займет все земли вплоть до Урала? А есть ли у русских большие летающие железные птицы, которые извергают огонь и стрелы?

Благоев не мог не подивиться широте интересов и знаний этих на вид отсталых, примитивных людей. Их плоские с пришлепнутым носом лица и узкие глаза, казалось, готовы заучить каждое новое слово. Только сейчас он увидел маленьких детей, которые осмелев, вылезли из своих убежищ. Их чумазые, кругленькие лица, были полны смешанного любопытства и страха перед неизвестными людьми. Наконец дымящееся мясо было извлечено из котла, и каждому присутствующему досталась положенная доля. Традиционное в таких случаях «КУ», когда происходит задабривание враждебных духов, и все племя приступило к трапезе. Благоев и Александр были немало удивлены, что мясо было совершенно не соленым, кроме того, эвенки никогда не заедали его хлебом. Шаман при этом получил свою долю отдельно и с жадностью насыщался оленятиной, находясь в стороне от всех. Как показалось Благоеву, шаман часто и пристально поглядывал в сторону Александра, что заставило его немало поволноваться. После обеда эвенки предложили гостям отдых в одном из чумов, а заодно и ночлег.

   - Сегодня вечером шаман будет просить помощи у духов, и вы можете поприсутствовать. Только хорошо бы сделать ему какой-нибудь подарок. Можно оружие, - намекнули эвенки.
Благоев и Александр сразу переглянулись: «Эти примитивные на вид люди оказались не такими уж простачками».
   
Когда начало смеркаться, эвенки приготовили все, что было необходимо шаману при совершении ритуала. Наконец, когда все было готово и члены племени вместе с гостями расселись по местам, появился сам шаман. Он был одет в зверинную шкуру с многочисленными амулетами; на голове у него красовалась живописная шапка с перьями и конечно, традиционный бубен, разукрашенный магическими символами. Этим бубном шаман, как ключом открывал вход в мир духов и бил в него до тех пор, пока не впадал в транс. Когда шаман начал бить в бубен, выкрикивая при этом какие-то заклинания, все присутсвующие, словно завороженные устремили свои взгляды на его пляску. Вначале Благоев и Александр смотрели на происходящее спокойно. Федор Трофимыч даже позволил себе отпустить легкую шутку: дескать, эвенки, как и все отсталые народы, просто большие дети, находящиеся под гипнозом. Но по мере того, как нарастал темп, и шаман постепенно впадал в транс, менялось восприятие происходящего.

На фоне густого мрака при ярком свете луны и метающихся языков пламени, все присутствующие начинали вести себя неспокойно, порой как одержимые, повторяя за шаманом движения руками и телом, словно были одухотворенны какой-то неведомой силой. При этом в глазах изумленных Благоева и Александра начинали возникать необъяснимые фантастические образы в виде первобытных зверей и доисторических людей. С каждым мгновением искры костра поднимались все выше и выше, свиваясь  в  тонкую нить и растворяясь в черной воронке неба. Несколько раз шаман, устрашающе сверкая глазами, подбегал к Александру, словно пытался напугать его. При этом старик бормотал какие-то несвязные слова. Благоевым, по мере того как он впадал в гипнотическое чувство, овладели странные и противоречивые мысли – теперь он полностью был зависим от шамана... Наконец до его слуха долетела одна, единственно внятная фраза: «ИСКАНДЕР – СЫН ВОЛКА!» И вот, когда этот дьявольский колдовский танец, достиг своей высшей точки напряжения, шаман завертелся, как одержимый, вскинув при этом руки вверх, упал на землю и покатился едва ли не в самое пламя; тело его содрогалось и корчилось, словно бы он впал в предсмертную агонию или лихорадку. Выкатив обезумевшие глаза и язык, колдун внезапно затих.

Раскинув руки по земле, он казался мертвым, при этом тело и ноги шамана находились в неестественно скрученном состоянии. Глаза же его были устрашающе выпучены, а с дрожащих губ сбегала пена. Бубен колдуна лежал в стороне, а присутсвующие эвенки и гости, словно окаменевшие, не могли двинуться с места. Наконец, казавшийся мертвым шаман, пришел в себя и медленно, с помощью соплеменников, поднялся на ноги. Ему помогли добраться до чума и переодеться.    Когда все разошлись по чумам, Благоев, Александр и два дозорных эвенка, некоторое время сидели у  костра, прислушиваясь к таинственным звукам ночной тайги, и наблюдали за пляшущими, заметно ослабевшими языками пламени. Благоев, испытавший часом ранее «Неведомое и загадочное», постепенно приходил в себя. Произнесенные в экстазе шаманом слова, не давали ему покоя. И только когда веки его начали смыкаться, он и Александр, отправились на покой...
 
Утром, когда они позавтракали, к ним подошла Сахайа и сказала:
   - Вчера дух шамана побывал в Верхнем мире и получил указания от духов для своего племени. Еще он сказал, (и женщина посмотрела на Александра) что Искандер, сын волка, и его ждут Великие испытания, что судьба Александра теперь зависит от этого амулета.
И женщина накинула на шею юноши кожанный ремешок с большим зубом.
   - Это волчий клык. Ты понимаешь язык животных, и тебе ничего не грозит. Только берегись незнакомых людей - они страшнее волка.
   - Спасибо Сахайа, - поблагодарил Александр и поднес волчий зуб к глазам. – Какой большой!
   - А это передай шаману, - сказал Благоев и вручил женщине двухстволку.
   - Вас проводят до тропы.
И Сахайа жестом подозвала к себе молодого эвенка.

                *Полную версию читать роман "Легенда об укротителе"

                https://proza.ru/2022/01/09/869


Рецензии