Как появились названия цифр в русском языке

Когда мы учим ребёнка считать, с помощью чего мы ему объясняем наименования цифр, на чём показываем числа? Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что показываем мы ему их чаще всего с помощью пальцев рук. Сначала мы загибаем свои пальцы, показывая ему, как это делается, затем помогаем ему самому загибать свои пальчики и говорим: «один, два, три, четыре» и т.д.

Почему мы так делаем? Да потому, что наши пальцы рук - самое наглядное, естественное, данное нам природой пособие для счёта, которое всегда с нами, которое легко использовать методом загибания каждого пальца, и, в котором достаточно большое (для древнего человека) количество счётных элементов (целых десять).

Мы оперируем десятичной системой счёта, которая явно произошла от количества пальцев на наших руках.

Естественно будет предположить, что наши предки тоже использовали для счёта свои пальцы. А раз так, то они должны были дать название каждому пальцу, как обозначению какого-либо числа.

Точнее сказать, не пальцу, а группе пальцев. Но для удобства рассмотрения вопроса, давайте пока будем говорить, что наши предки дали числовое название каждому пальцу.

Методика присвоения имени каждому пальцу должна была нести в себе какой-то понятный, как говорится, до боли знакомый древнему человеку смысл.

А что, если этот смысл можно разгадать и сегодня? Что, если наименование каждого числа и поныне отражает какие-то функции пальцев. Ведь функции пальцев рук человека вряд ли могли измениться за последние сотни тысяч лет.

К примеру, так ли уж непонятны следующие иностранные слова?
Финское слово peukalo – большой палец руки.
  Рeukalo – «пыкало», "пихало" — то что "пыкает", пихает, надавливает. Большой палец — это самый сильный палец руки. Именно он, противопоставленный четырём другим пальцам кисти, обеспечивает её сильное сжатие. Поэтому он - «пихаль», тот кто спихивает кисть воедино, в кулак.
  При этом, разумеется, «пыкать», пихать можно и в том смысле, что давить что-то или кого-то, например, злобных насекомых, которых вокруг древнего человека было в избытке.
Английское слово thumb – большой палец ноги.
  Тhumb – «тум!», то что тумкает, тыкает, тычет в землю с большей силой, чем другие пальцы ноги.

  Как видим, названия пальцев способны отражать то действие, которое эти пальцы способны производить.
  Давайте рассмотрим русские названия цифр, и посмотрим, каким действиям, которые человек может производить с помощью тех или иных групп пальцев, могут соответствовать русские названия чисел.

  Мы знаем оригинальные, самобытные названия цифр от одного до десяти. Далее самобытность в названиях заканчивается, и названия следующих цифр складываются из предыдущих. Одиннадцать — это «один на дцать» - «один на десять». Двадцать пять — это «два дцать пять» - «два десять пять». И так все остальные. Из всего множества чисел из этого правила выбиваются только «тысяча, миллион» и другие аномальные, в том смысле, что, возможно, совершенно непригодные для древнего человека числа. Поэтому их мы разбирать пока не будем, как и пока оставим в покое понятие «ноль».

  Коли самобытных названий цифр десять, то легко предположить: может быть слова, обозначающие цифры — это древние названия пальцев обеих рук, от первого до десятого?

  Как древний человек мог придумать названия пальцам? Он должен был определить наиболее характерные, физически удобные действия, которые можно совершить одним пальцем; двумя пальцами, тремя пальцами, соединёнными щепотью; четырьмя пальцами; пятью и так далее. И названия этих действий дать в название каждому пальцу (точнее, как я уже говорил — группе пальцев).

  Конечно, это пока только моё предположение. Давайте посмотрим, можно ли его проверить.

 Что можно сделать одним пальцем? Ветку одним пальцем не притянешь. Ухватить кого-то им не получится. Самое характерное действие, которое можно совершить одним пальцем — это просто им ткнуть или надавить. Можно ткнуть в зловредное насекомое, можно в глаз противника или зверя (тот мир был не для слабонервных), можно тыкать пальцем землю, доставая корешки.

  Итак, один палец способен только тыкать.  Тогда «один» — это просто звукоподражательный возглас «дын!».
  «Ударный» возглас «дын!» родственен другим подобным возгласам: «дыц!, тык!, дуф!, тыч!, дал!, дуб!, тум!, топ!» и т. д., основанным на ударном зыке «ду!/ту!». Слово «дын» (один) могло обозначать обыкновенный стук. Например, костяшкой пальца по груди. Или концом пальца, придавливающего насекомое. Одним пальцем только и можно, что изобразить звук «дын!».
Каким пальцем удобнее всего раздавить насекомое? Разумеется самым крупным и самым сильным, то есть большим пальцем руки.
  «Дын!» (один) — это название большого пальца той руки, с которой начинаем счёт. Впрочем, возглас «дын» можно произнести и с акцентом на конечную согласную «дыннь!». Чувствуете, возглас превратился в имитацию давления пальцем на что-то. Представляется, что каждый обучающий мог сделать акцент на том действии, которое ему казалось более подходящим (удар или давление).

- два — это «дав» (давить). Понятие «дав» означает, что двумя пальцами (большим и указательным) уже можно сдавить, прищемить что-нибудь.
  «Дав» (два) — это название двух пальцев, большого и указательного пальца той руки, с которой начали счёт.

- три — это «тёр/дёр». Понятие «дёр» означает, что щепотью из трёх пальцев (большой, указательный и средний) можно осуществить дёрганье, выдёргивание чего-то из чего-то. Например, пропалывание мелких сорняков на огороде мы осуществляем именно щепотью из трёх пальцев.
  «Дёр» (три) — это название трёх пальцев – большого, указательного и среднего пальца той руки, с которой начали счёт.


- четыре -  это «че дёр» (ше дёр, ще дёр), более сильный «дёр», ибо в процессе дёргания теперь участвуют четыре пальца (большой, указательный, средний и безымянный).
  Окончания «-ше/-ще/-че» в русском языке придают словам превосходную, превосходящую степень. Например: ещё, громче, звонче, больше, старше, срашилище и т. д.
  «Че дёр» (четыре) — это название четырёх пальцев – большого, указательного, среднего и безымянного пальца той руки, с которой начали счёт.

- пять — это «поять» (древнерусский глагол).  Понятие «поять» означает возможность объять ладонь, сжать все пальцы вместе, в кулак. От древнерусского «ять» (взять, имать) образовались слова «объять, изъять, разъять, обоять» и т.п.
  В данном случае слово пять (поять) говорит о том, что с помощью всех пяти пальцев руки, то есть целой кистью легко поять, схватить, держать что-либо или кого-либо.
  В русском языке имеется слово «пядь» (мера длины). Установлено, что размер древнерусской пяди колебался в пределах 18 — 23 см. Академик Б. Рыбаков выяснил, что на Руси малая пядь равнялась 19 см, а большая — 22 — 23 см.
Слово «пядь» произошло от слова «поять» - объять расстояние между максимально раздвинутыми пальцами. Легко заметить, что малая пядь — это расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами, а большая пядь — это расстояние между раздвинутыми большим пальцем и мизинцем. Возможно, именно это действие, измерение расстояния с помощью раздвинутых пальцев, послужило образованию слова «пять».
  В древнерусском языке существовало слово «пясть», означающее «кисть руки, ладонь с пальцами». Созвучие со словом «пять» очевидно.
  В любом случае основа слов «пять» и «пядь» - это «поять». Итак, пять (поять) это название всех пяти пальцев той руки, с которой начали счёт.


Но надо иметь в виду, что пять пальцев руки могут работать не только как хватательный орган, но, плотно сжатые вместе образуют кулак, способный наносить удары. И тогда слово «пять» могло звучать в древности, как «пэт!» (бить). На санскрите пять – панча. Здесь корневая основа «панч» как раз и говорит о том, что пятью пальцами, сжатыми в кулак, ударяют. Ср.: (анг.) punch – ударять кулаком, откуда слово «панчер» (нокаутёр).
Казалось бы, всё ясно. Всё-таки «пять» родственно слову «бить». Но арабское слово «хамса» и слово на иврит «хамиша» имеют корневую основу «хам», что на всех языках понимается, как «дыхание, приём пищи» и, как производное от этих понятий – «взятие, хамание, хапание». Выходит, не зря в русском слове «пять» в корне имеется звук «я», символизирующий «ятие» (взятие, хапание).
Так что, прошлое корневой основы слова «пять» расходится на два потока: один относится к возгласу «пэт!», в значении «бить», а другой к понятию «ять» (взять, поять).

Казалось бы, счёт окончен, но не тут-то было. У нас ещё есть рука. Переходя к счёту на другой руке, человек объявлял: «У меня рука ще есть! (ещё есть)». Сочетание «ще есть» (ещё есть) и дало название цифре «шесть».
  Только надо разобраться, какой палец другой руки примкнул к пятёрке пальцев другой руки.
Легко предположить, что, если на первой руке счёт начинался с большого пальца, то и на другой руке счёт начнётся тоже с большого пальца.
  Шесть (ще есть) (шесть) это название шести пальцев – пяти пальцев одной руки и большого пальца второй по счёту руки.

- семь — это «съемь, съём, съим». На базе основ «ем, ём, им» построены слова «имаю, сымаю, ем, подъемлю, съёмка, приёмка» и т.д.
  Такую цифру легко проиллюстрировать театрально, с помощью показательных манипуляций руками. Представьте, кистью одной руки вы наклоняете и притягиваете к себе ветку, и двумя пальцами другой руки аккуратно срываете ягодку с этой ветки. Задействовано семь пальцев — пять одной руки, наклоняющие иллюзорную ветвь, и два пальца (большой и указательный), снимающие иллюзорную ягодку с этой ветви.
  «Съемь» - название семи пальцев – пяти пальцев одной руки и двух пальцев другой руки, большого и указательного.

    Латинское слово ceptem (семь), тоже говорит о снятии плода с ветки. Ceptem — «цап там». Одной рукой показывающий изображает «цап» ягоды двумя пальчиками, а другой рукой показывает где происходит этот цап - «там», на иллюзорной ветке, которую он притянул к себе всеми пятью пальцами другой руки.


- восемь — это «вы семь», то есть выход из семи; число, стоящее после семи. В данном случае начальное «во-» это приставка «вы-», такая же, как в словах «выезд, выход, вылаз, выемка» и т. д.
  Итальянское otto (восемь) как раз подтверждает предположение, что «восемь» - это «вы-семь» (за семь). Otto –  буквально: «от то», от указательного пальца.
  Хотя начальное «во» может быть и возгласом преувеличения, одобрения «во!». То есть «восемь» - это «во съём!», «во, каких больших плодов съём!». И действительно, снимать крупные плоды с дерева тремя пальцами удобнее, чем двумя.
  «Во съём!» (восемь) — это название восьми пальцев – пяти пальцев одной руки и трёх пальцев другой руки: большого, указательного и безымянного.

  Мы увидели, что слова «семь» и «восемь» относятся к указательному и безымянному пальцу. Им предшествует большой палец руки. Значит именно он шестой по счёту, и именно он открывал новый счёт, после того, как счёт по пальцам первой руки был закончен.

- девять - это «давить». Чтобы задушить человека в бою, ему надо сдавить кадык. И удобнее всего это сделать двумя руками, причём одной рукой снизу всей пятернёй перехватывается горло, а другой рукой четырьмя пальцами сдавливается кадык. Почему четырьмя? Потому что именно четыре пальца ловчее всего обхватывают сравнительно небольшой кадык.
  Почему, алкоголики, беря стакан, «элегантно» отводят в сторону мизинец? Да, потому что человеку физиологически удобнее брать или сдавливать узкий предмет четырьмя пальцами, а не всей пятернёй.
  Удушение человека очень легко изобразить с помощью театральных средств. Надо сделать зверское лицо, одной рукой как-бы обхватить шею противника всеми пятью пальцами, другую руку расположить выше, и четырьмя пальцами этой другой руки показать, как вы выворачиваете кадык врагу. В древние времена зрители острее всего реагировали на демонстрацию простейших, всем известных приёмов.
  «Давить» (девять) — это название девяти пальцев – пяти пальцев одной руки и четырёх пальцев другой руки: большого, указательного, среднего и безымянного.

  То, что слова «два» и «девять» произошли от одного понятия «дави, давить», нас не должно смущать. Во-первых, в одном случае употреблена краткая форма «дав, дава, два», а в другом расширенная форма «давить, даветь, девять». Во-вторых, в древности абсолютно все слова демонстрировались театрально. Театрально изображалось понятие «два» двумя пальчиками одной руки, и театрально изображалось понятие «девять» девятью пальцами двух рук. Спутать было невозможно.

- десять — это «тисс то». От возгласа «тисс/тищ» произошли слова «тискать, стиснуть, таскать, тащить, тужить, стяжать». Имея в наличии обе кисти руки, мы можем руки стиснуть. Демонстрируя зрителям свои крепко стиснутые ладони, человек говорил: «тисс то, десс то» - десять.
  От этого «тисс» русское слово «десна», английское teeth «зубы», татарское «теш» (зуб). Очевидно, что человек стискивает зубы и дёсны. При этом, конечно, двумя руками можно и тискать возлюбленную, и таскать добычу, и стяжать победу в бою.
  «Тисс то» (десять) — это название всех десяти пальцев двух рук человека.

  Когда мы хотим показать друг другу какое-то число, мы показываем группы пальцев. Желая показать число один, мы поднимаем один палец, желая показать число два, поднимаем два пальца и т. д.
  Причём русские, демонстрируя число два, поднимают вверх указательный и средний палец, а немцы поднимают большой и указательный.
  И именно германская манера демонстрации пальцами цифры «два» оказалась вписывающейся в приведённую выше систему именования пальцев цифрами.
  Каждой группе пальцев наши предки дали определённое имя.
  Один палец может сделать только «дын!» (тычок или надавливание).
  Группа из двух пальцев (большого и указательного) может сделать «дав» (сдавливание). И, чтобы показать кому-то число «два» наш предок поднимал вверх два пальца (большой и указательный).
  Группа из трёх пальцев (большого, указательного и среднего) может сделать «дёр». И для демонстрации цифры три человек поднимал вверх эту группу пальцев
  Четыре — это название группы пальцев: большого, указательного, среднего и безымянного.
  И так далее. Вплоть до девяти и десяти.
  Девять — это название группы пальцев, которая включает в себя все пять пальцев одной руки и четыре пальца другой руки. И, чтобы продемонстрировать цифру девять, древний человек, точно также как и мы, поднимал вверх 9 пальцев.
  Ну и «десять» - это название группы, состоящей из всех десяти пальцев обеих рук человека.


Хочу сказать, что названия, данные числам в других языках, тоже отталкиваются от смысла слов, описывающих манипуляции, производимые группами пальцев человека. Естественно, лексемы, заложенные в название чисел в этих языках, перекликаются со звуками корневых основ слов этих языков.


Рецензии