Сказ о земле благовещенской

ПАТЕТИЧЕСКАЯ ПОЭМА.

Патетика- пафос- возвышенноё,
взволнованное повествование.
***
В лугах степных купается рассвет;
Он вечный ход в природе совершил!
И всё ж родней сторонки  в мире нет-
Где ты родился! Рос! Мужал! И жил!
***

СКАЗ 1.
О ЗЕМЛЕ БЛАГОВЕЩЕНСКОЙ

В степи бескрайней между двух озёр,
На берегу красавицы Бештанки,(1)
Раскинулось село, чаруя взор,
В простых одеждах юной христианки.(2)

Сначала   было несколько  дворов.(3)
Здесь жили беспоповцы староверы.(4)
Простых корней. Но быт их был таков,
Что стал источником раскольной веры.

Сибирь  они обжили неспроста.
Они сюда бежали от гонений,
В период, когда церковью была,
Задумана реформа изменений.

Решила церковь Русь объединить,
И три Перста(5) признать главой знаменья.
А два Перста(6) отныне  запретить,
Во время трапез и богослуженья.

Но люди старой веры предпочли, -
Отринуть глас  церковного веленья.
Поднялись с мест родимых и ушли
В Сибирь, оставшись при своём знаменье.

В глухих местах их Церковь  не смогла
Достать крылом молитвы новомодной.
Считалось, что Сибирская земля
Была к оседлой жизни непригодной.

Но, нет! Сибирь пришельцев приняла.
Укрыла в час духовных потрясений.
Дала им пищу. Свет. И кров дала,-
Спасая  их от тризны  и гонений.

А следом и крестьяне  с бедных мест
Пришли сюда от барских рук укрыться.
Вспахали земли спящие окрест,
И на полях посеяли пшеницу.

С годами их количество росло.
Их домом стала пятая стоянка.
И вот в степи возвысилось село,-
По имени в честь озера, - Бештанка,

Так вдаль степную, спавшую века,
Пришла волна бурлящего истока
И Вера Православная сюда,
Пришла с народом русского потока.

А там и звёздный вскоре час  настал:
Селу согласно Вере имя дали.
В честь вести о рождении Христа,
Бештанку, - Благовещенкой назвали!

Сибирский  край. Что может быть родней?
В низовьях речка Кулунда петляет.
И мятный дух, от трав и тополей,
Весенней ранью щедро одаряет.

Здесь я родился. И сейчас живу.
Здесь многих я по имени встречаю.
И пусть порою жизнь трудна, - скажу-
Я всё же лучшей стороны не знаю!

И рад безмерно, что из года в год-
В полях благое семя прорастает!
И здесь в степи живёт простой народ!
Живёт народ! Живёт и процветает!

Казах и немец. Русский и хохол.(7)
Живут бок о бок на земле посёлка.
Хотя у каждого свой быт и ореол,
И Вера несколько иного толка

Коса и камень! Это ль не предлог?
Над степью Звёзды цепью нависают
Земля и люди - вечный диалог!
И люди эту землю понимают.

Ведь всё имеет свой предел и срок!
И для людей нет истины дороже,-
Что б терниях созревший колосок
Был в копна изобилия уложен!
***

СКАЗ 2
О СТЕПИ КУЛУНДИНСКОЙ

Кучук.  Бештанка.  Речка Кулунда…
Исконно были вотчиной казахов.
В степи они пасли свои стада,
Воздав поклон великому Аллаху.

Как видим мы, от жизни кочевой, -
Осталось лишь одно воспоминанье.
Но степь жива, и в честь реки степной,
Она теперь несёт своё названье.

Но русский дух здесь тоже обитал.
В степи сибирской жили староверы.
Они  скитами жили. Но стоял
Их быт уже в иных истоках веры.

Сюда с глубин Российских от кнута
Бежал народ, теряя в правду силу.
Но церковь беглых, к милости Царя,-
Его от веры напрочь отлучила.

Произошёл раскол. Теперь сам по себе!
Здесь Русский жил народ. И также Богу
Сам по себе молился и к Душе
Он понемногу забывал дорогу.

И в каждом доме был свой « Царь» и «Бог».
Среди людей не значилось единства.
И всякий скит отдельно жил как мог
По мере знаний, долга и  меньшинства.

Однако жизнь текла и здесь рекой.
И лишь  в начале прошлого столетья,
Великий царь признал народ-изгой,
Воздев свой жезл над тризной лихолетья!

И хлынул вновь сюда народ на свет!
Уже без страха, в новом устремленье!
А Церковь с беглых свой сняла запрет!
Во благо Мира и Соединенья!
***

СКАЗ 3
ОБ  ОЗЕРЕ  КУЧУКСКОМ

Село Кучук, - не броское на вид.
Его дома крадутся вдоль ложбины.
За речкой поле ровное лежит…
И нет вокруг  прекраснее картины.

Село Кучук, - старинное село.
Его река дугою огибает,
С названием, что и село само,
И в озеро Кучукское впадает.

Но надо бы  напомнить и сказать,
В степи озёр и рек не так уж много  -
Чьи  воды можно было бы вкушать,
И скот поить в любое время года.

Да здесь иной расклад. Иной софит!
Река впадает  в мёртвую пучину.
Где соль пластами по берегам лежит
И воды Озера на вкус горчины.(8)

В больших количествах,- соль прежде яд!
Она всему живому есть отрава,
Но соль продукт и занимает ряд
Среди веществ особенный по праву

Вода - есть жизнь. А соль её гарант.
Она как хлеб, - так нужный организму.
И хоть она обычный консервант,
А без неё нет нужного лиризма

Еда без соли - пресная еда.
Щёпотка соли сменит впечатленье.
И едут люди с дальних мест сюда,
Что б взять дары природного явленья.

Ведь здесь совсем иная с миром связь.
Иная суть природного убранства.
На Озере у дна лежит пластами грязь,
Но нет  на свете лучшего лекарства.(9)

Казалось бы, оставил землю Бог,
Забыв надолго про дела земные…
А нет!  Ведь кто ещё другой так мог
Создать вокруг источники живые.

СКАЗ 4.
О ЦЕЛИНЕ

Алтайский край!  Могучий! Славный край!
Великий край святого воплощенья!
Его земля, сады и каравай,-
Всеобщего достойны восхищенья!

А ведь всего сто лет тому назад
Земля казалось, здесь была негодной,
Была пустынной, мало обжитой,
И как бы к жизни в целом непригодной.

В Сибири летом зной и мошкара.
Зимою снег. Мороз. И волки воют.
И нет затишья, чтобы у костра,
Согреться было телом и Душою

Здесь путник редко без нужды бывал.
Лишь птица у воды гнездилась летом.
Да ветер в поле травы колыхал,
И пел свои весёлые сонеты,

Но час настал, - растаяли снега.
Пришла пора, степной земле проснутся,
Что б наконец открыть свои глаза,
И в новый берег жизни окунутся.

А хлеба нет! Беда вокруг! Раскол!
В стране большой - большие и заботы,
И первым делом, - что бы сытный стол
Встречал всегда рабочего с работы.

А рядом степь. - Забытый всеми край!
Так хватит  жить без цели и без Бога!
Иди  вперёд народ! Живи! Дерзай!
Одна теперь на всех  у нас дорога!

И хлеб пошёл! Пошёл с полей рекой.-
Такого степь ещё здесь не видала!-
Целинный хлеб! Желанный хлеб! Родной!-
И жизнь вокруг на много лучше стала!
***

(примечание автора
1 - БЕШТАНКА -  старинное название озера ( от тюркских слов « беш» и «стан»-пятая стоянка).  Это же  название получило и село, что образовалось на его берегу.  Ныне – Благовещенка
2 - В ПРОСТЫХ ОДЕЖДАХ ЮНОЙ ХРИСТИАНКИ. - после октябрьской революции церковь на Благовещенской земле была закрыта. И только в 1988 году гонение  на церковь было прекращено. И вновь на Благовещенской земле открылся приход для верующих.  Это был юбилейный год- год 1000- летия Крещения  Руси.
3 - ДВОР- то же, что и скит. Насчитывал несколько семей. Люди жили замкнуто. Был обнесён земляным валом, либо изгородью
4 - БЕСПОПОВЦЫ СТАРОВЕРЫ - сибиряки, те же русские люди.  Веровали в Бога. Но Вера их была несколько иной. Была раскольной.  Церквей не имели.
5 - ДВА ПЕРСТА -  крестное знамение Православной Веры, приверженцев старообрядческих взглядов. Так как   ПРАВЬ славили. По ведическим описаниям: ЯВЬ - осязаемый мир, НАВЬ -  мир Духов и Предков, ПРАВЬ - мир Богов
6 - ТРИ ПЕРСТА, -  крестное знамение Христианской Веры,  введённое  в 17 веке  Патриархом всея Руси Никоном. Это привело к расколу Верований.
7 - ХОХОЛ - так называли украинцев, осевших на Алтайской земле.
8 - ГОРЧИНА ,- горькая, пропитанная  солью земля  с бедной  растительностью и  тухлым запахом.
9 - В солёной воде  Кучукского озера находится весь состав химических элементов. Солёная вода ( рапа, зимой не замерзает) - вода тяжёлая, но целебная. Лечит многие костные заболевания. Грязи Озера так же целебны. На западном берегу, в летний период действует курорт.
  2020 г.


Рецензии