Творить себя

Анри Бергсон (1859-1941) французский философ, представитель философии жизни. Он родился в год, когда Ч. Дарвин опубликовал свое знаменитое «Происхождение видов», а биология набирала авторитет в научном мире. Основным предметом его философии стала жизнь, но жизнь не в смысле экзистенции, «моего существования» (Бергсон не экзистенциалист), а в смысле жизни и живого вообще, Бергсон прежде всего, пытается разгадать загадку жизни как таковой. Основной его работой, в которой он и предпринимает эту попытку, является «Творческая эволюция». Эта книга была опубликована в 1907 году и во многом именно благодаря ей, Бергсон был удостоен Нобелевской премии по литературе. «Творческая эволюция» написана очень талантливо, в ярком стиле, особенностью которого является огромное число аналогий.                Википедия.
               

                Тот, кто ничего не делает для других,
                ничего не делает для себя.
                (И. В. Гёте)

                Делая себя, мы делаем это и для других –
                это будет посложнее, но, в конечном счете,
                тоже будет – дело и для других.       ©


Разберемся с некоторыми мыслями, взятыми из книги
Анри Бергсона «Творческая эволюция»

«Длительность – это непрерывный прогресс прошлого, пожирающего будущее и растущего по мере движения вперед».
                (Бергсон)

--- Как полно и метко сказано! Остается только разобраться с:
«длительностью» и «прогрессом».
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ - (продолжительность) — время, период, срок, в течение которого что-либо действует, происходит, существует.  Длительность в философии — одно из основных понятий в философии Анри Бергсона.
ПРОГРЕСС - (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, повышение уровня ...
Если мы не разберемся с ключевым словом в этой формулировке Бергсона – со словом «пожирающего» - мы не поймем этого, одного из основных понятий его философии – «Длительности». Что такого заложено в этом слове и в этом понятии, что его тоже заложил Бергсон в фундамент философии. К примеру, нота или пауза в музыке могут быть длительными – и что? А то, что после них неминуемо должна быть смена ритма, темы, мелодии – это, своего рода, порог, дверь туда, где всё уже другое, которое, пусть будет и не лучше, но уж, никак не хуже предыдущего. Ежели же эта пауза завершающая часть, то следующая часть тоже будет вести прежнюю тему, но уже повышая уровень и накал страстей и понимания – иначе не будет общей темы, полноты произведения, завершенности и целесообразности, а, следовательно, и прогресса. Как же именно ПРОШЛОЕ может «пожирать» БУДУЩЕЕ, в каком случае и ради чего. Да ради чего угодно! Догмы и догматы, косность, лень, выгода от устоявшегося, страх перед будущим, отсутствие целей и ориентиров и пр. пр. пр. Прошлое, если и не пожирает будущее, то цепляется за него всеми своими корнями. Опасно ли это? Вполне! С одной стороны, мы «хороним» прошлое, отрекаясь от него, со всеми его достоинствами и достижениями, а с другой стороны, не пытаемся исправить ошибки, покончить с его изъянами и недоработками – и они (обязательно!) «прорастут» уже на новом поле жизни. Революции всегда приводят к дискретности времен, понятий и политики – а это чревато уже новыми ошибками – так сорная трава. Не удаленная с корнями, обязательно даст новую более густую поросль. Так что с прошлым следует поступать разумно – продолжать его, обязательно, движением вперед, о котором можно будет судить по новым успехам. Иначе оно будет «пожирать» ваше будущее.
                (автор)

                *********************

«Жизнь есть стремление, сущность которого состоит в том, чтобы, пройдя форму зародыша, создать одним фактом своего роста расходящиеся направления, по которым распределится ее порыв.»      

---  Здесь тоже емко и своеобразно представлен жизненный путь человека:  прежде всего, это стремление – река течет в озеро, в море, в океан – а куда и как должен стремиться человек?
     Вот его фазы, этапы, формы, имеющие свои пути:

  Зародыш => рост => направления  => порыв по направлениям

Что в этой «формуле» - самое главное, без чего все усилия могут, рухнуть, упереться в стену или тупик?
Вот оно – главное: РАСХОДЯЩИЕСЯ НАПРАВЛЕНИЯ !!!!!
И чем в более широком пространстве рассуждений, планов, знаний и дел будет находиться «растущий» человек, тем больше направлений он должен создать. Чтобы затем иметь силы и возможности для выбора или соединения их в одно.
Причем на каждом этапе, у него должны быть задатки, толковые советчики, помощники и учителя и конечно же – возможности, чтобы не «взять» лишнего, преждевременного или чужого.

                ********************

«Исследования по теории познания и по теории жизни должны соединиться вместе; они тогда будут бесконечно двигать друг друга вперед».

--- Ну, тут совсем просто – до гениальности. Очевидно из  понимания, умения и следования этому и прорастает гениальность, но не обязательно вырастает сам ГЕНИЙ.
Всё будет решать (в большей степени) то, насколько эти две теории будут в конфликте друг с другом. И естественно – от характера и претензий самого исследователя. Приведу только два примера, которые показательны и по сей день:

Диоген, найдя для себя вполне подходящим жилищем большую бочку, мог себе позволить, безнаказанно сказать Александру Македонскому – на его предложение о любой награде – «Отойдите в сторону – вы заслоняете мне солнце». Разумеется, это тоже была тонкая лесть, но выглядела она, всё же, дерзостью.

Сократ, имевший свою школу и своих учеников, в своих беседах с ними, часто затрагивал вполне нежелательные темы для сильных мира того. Его приговорили к смертной казни, но с учетом его «заслуг», заменили её через отравление ядом. Которое он должен был осуществить собственноручно. И он осуществил это в присутствии своих учеников, диктуя им этапы прихода смерти.
          


Рецензии