Из старых и не очень тетрадей. И некуда бежать...

«Назад в СССР»

«Ужасный» фильм Алёши Балабанова!
Коллизию смакующий Гордон.
У правды жизни колики обманные.
Эстетика, достойная Арто.
Действительность…Убойная. Советская.
В метафору завёрнутый «афган».
Шокирована лётчица Савицкая:
«Искусство превратили в балаган!».
Лоза и тот обиделся за песенку.
Ошибок груз на маленьком плоту.
Теснится грудь. Накручивает прессингом.
И Город Солнца плавится в аду.

19.10.2019
PS:
 (20.10: где-то с 0.30). Опять не без мистики…
С утра сижу в Балабанове. С чего началось? Недели две назад посмотрел его «Морфий». По сценарию Сергея Бодрова (мл.). Так сказать, «на смерть брата». Спустя 8 лет (2002/2008). После просмотра кое-что поворошил, но не более того. А вчера полезли в голову какие-то Баалы-Ваалы. Полагаю, не без Мефистофеля Гёте, подмигнувшего булгаковскому Воланду. Отмахнулся («Шествием Пути»).
А сегодня пошло всерьёз. К Лёше потянуло. Листаю, значит. Мечусь между ним и Серёгой (Сергеем Сергеичем). Заглянул и в то ущелье (Кармадонское). Почуял и узрел ту прущую со скоростью курьерского Прорву Ужаса (стена хлама из камня, грязи, вывороченных деревьев и прочей дряни). И некуда бежать. Как в «Меланхолии» Ларса фон Триера, или в «Помпеях» Пола У.С.Андерсона.
Где-то к обеду чуть погрузился в «сюжет» так и не снятого «Связного». Просмотрел список оставшихся ТАМ киношников. Выделил балабановских. Особенно художника Володю Карташова.
В момент, когда остановил глаза на фрагменте, посвящённом «Брату 2» (на страничке того же «Связного»), сидящая рядом Наташка выщелкнула (автономно!) на экране, уже TV, именно его. «Брата». В самом разгаре. Когда Данила вовсю кажет кирдык силы правды Америке. Ну, это (такое совпадение), конечно, сущий пустяк. Почти не заметили. Разве, слегка усмехнулись.
А буквально через час мои двинули на отдых в Заслоново, оставив меня  наедине с Балабановым и его проблемами. Оставили на сутки с гаком. На всю оставшуюся субботу и воскресенье до вечера. Экран «старшего брата» своего ноутбука, то бишь телевизор, я решил более не тревожить. Наедине так наедине.
Погружаюсь всерьёз. Читаю-листаю. Журнал «Сеанс». Надю Васильеву (вдову Алексея). То да сё. Гружусь, значит. Вот и до «Груза 200» добрался… Сколько уж минуло? 12 лет! С 2007-го. Шума было изрядно, но почти всё стёрлось. Надо бы перезагрузиться.
С первого наскока сам фильм мне почему-то не выдают. Зато ютуб предлагает разное вокруг да около. Так что пришлось посидеть и у Гордона. На «Закрытом сеансе» (от 11.04.2008). Окунуться в те восторги и возмущения по свежаку. Савицкая Светлана «Маршаловна» там «блистала-зажигала» (не крыльями, но зиянием интеллекта и такта). Сам Сашура. Мэтры…
Каждый забавен по-своему. От Смирнова и Митты Наумовича до тех, что с другого края: младший Говорухин и пр. Пороховщиков (покойный уж). Тактичен, изысканно-профессионален, но…Всё на сравнение с фотографией налегал. Плоско, мол, до крайности. Небось, те балабановские «уроды» 1999-го не отпускали. А аналогия с фотографией не так и прозрачна. Просто Александр Шалвович не всё выглядел.
Бедолагу Лозу прямо жалко стало. Он ещё и торопился куда-то. Мало Алексею своих рокеров было, так он попсу в саундтрек пристегнул. Подставил земелю-уральца. И Плотик махонький… А за что ухватился? За один «груз» там упоминаемый, что ли!?
Груз… Оный, у Юры-песенника (с ошибками, болью и грустью, которая в рифму с Русью, возможно), тянет на дно, а плотик шустрый, одно, плывёт. Дрейфует!
Так, видно, груз грузу рознь. У Лозы – грузик. У Балабанова (а иже с ним…) – Глыбища. А над нею – Небо (Твердь ли?). А под нею – Бездна. Какое там дно…И глядит эта Бездна в тебя! Не слабее, чем у Фридриха. Я – про Ницше.
А тут ещё и Ларс фон…И не только с «Меланхолией», но и с последним его «домиком Джека». А где-то и Паоло (Пазолини) аукает: пошто, мол, не вернулся? Обещал ведь!..

А вот резюме о событии на «первом канале» (21.04.2007):

«11 апреля в программе «Закрытый показ» обсуждался фильм Алексея Балабанова «Груз-200». Эмоциональная дискуссия разделила приглашенных критиков, режиссеров и актеров на два воинствующих лагеря.
Те, кто горячо поддержали фильм, увидели в нем метафору, живую боль, реализм, произведение искусства. Яростные противники утверждали, что картина опасна и никакого отношения к искусству не имеет, что это «дурдом, шизофрения, патология и мерзкий подлог фактов».
Кроме того, фильм не заставляет думать, ничему не учит, а напротив будит самые низменные чувства (С.Савицкая). Бурные споры сосредоточились вокруг недавней советской эпохи ( 1984 год).
Также разделились мнения и по поводу актерской и режиссерской работы. Кому-то образы показались плоскими, а фильм напомнил застывшую фотографию. Поклонники же поблагодарили Алексея Балабанова за детальную проработку персонажей и качественную работу с актёрами.
В дискуссии приняли участие Алексей Балабанов, Даниил Дондурей, Александр Пороховщиков, Андрей Смирнов, Светлана Савицкая, Александр Митта и многие другие.
Доля ток-шоу по окончании просмотра составила 34%-36%, то есть каждый третий россиянин посмотрел эту дискуссию, продолжавшуюся до трёх часов ночи».

А где же обещанная мистика?!
Отсмотрел я собственно «Груз 200» на ютубе аккурат к полуночи, по ходу накидав малость в рифму. Выключаю свой многострадальный, до бела раскалённый ноут. Так вся ночь ещё впереди! Вспоминаю о «старшем брате». Вхожу. Раз щёлк. Два (случайно же). Бац! Канал «Русский иллюзион». И сходу – «афишка-посылка»: «Груз 200». С первого кадра! Типа – «Вызывали?». Опять не иначе Мефистофель хулиганит.
Шутки в сторону! Смотрю ещё раз. В круге втором, значит. И смотрится ведь уже не так, как по-первому, что с ютуба…И видится то, что там не разглядел. Не иначе и в меня ОНО смотреться начало? Я – не о «вообще» (дело-то – привычное…), а именно наедине с Балабановым.

Уж и не знаю, что оказалось «забавнее»… Сам фильм или…
Кстати, сам фильм меня как раз и не шокировал. Про «ужасный» – так, с иронией. Ни восторга, ни тотальной «прибитости» не испытал. Хотя и пустым время, отданное «теме», не считаю.
Хотя…Почти 12 лет прошло. С того показа. Тогда, по свежим следам, не помню, чтобы как-то отреагировал. За эти годы что-то во мне (и вокруг) изменилось. Но не так, чтобы… Да. Ушёл сам Балабанов (2013).
А с того, «оруэлловского», 1984-го – и вовсе почти «вечность» минула. Тридцать пять! С нею и «та страна» куда-то канула. В один момент слиняла-выгорела («город солнца»). Ушли отец, мать… Сам я из начинающего «препода» вуза превратился в пенсионера (что, в общем, банально) и – чуть неожиданнее – в «свободного художника». Последнее в отношении конкретного индивидуума какую-никакую значимость, а представляет.
А в принципе, «тотально», «в нас» ничего не изменилось…
Всё как всегда: «Про уродов и людей». В любое время. В любом месте. В каждой семье. В каждом человеке…Хотя и не поровну.

«Уйду я от вас…»

Был Трофим, и нет Трофима.
В мусор. Чтоб не воскресал.
В кадрах крохотного фильма.
С «Кинотаврами» в призах.
Поезд прибыл. Поезд убыл.
Счастье билось в трёх шагах.
В миске реденького супа.
В тусклом взгляде ишака.
Покажите ваше темя!
В доме пусто и темно.
Поезд убыл. Вышло время.
Вот и кончилось кино.

22.10.2019

А упомянутое «Шествие Пути» - вот

«Путя-Шествия. От Лукоморья до реки Суворощь»

Кумир бесчестия Ахава –
быкует импортный Баал.
Путаны шествуют лукаво.
За шефом тянется вассал.
Огромно, обло и озорно,
рывком проникшее во Власть,
сгребло сокровища –
Трезором
стозевную разверзло пасть.
Оно Радищеву казалось.
Явилось Веньке в «Петушках».
В славянских приторных базарах.
В моих порхающих стишках.
Опять народом тянут репу.
Горят в заказниках леса.
О, диво дивное! Под небом
твои не меркнут чудеса.

19.10.2019


Рецензии