Белые снегири - 59 -4-

4. МЕТОДИКИ ИСЦЕЛЕНИЯ

      Валерий Петрович Иванов прислал для публикации в нашем журнале цикл статей о своем друге. Статьи, безусловно, очень полезны и нужны в наше время, т.к. несут позитивный настрой и надежду всем людям и особенно инвалидам, которым необходимо внимание и забота.
Начиная с 2011 года статьи публиковались в журнале "Физкультура и спорт". От этого издания мы получили разрешение на публикацию цикла работ Валерия Петровича в нашем журнале. Данная  статья - первая, была опубликована  в журнале "Физкультура и спорт" №10 за 2011 год.


Валерий ИВАНОВ,
(г. Ногинск, Московской обл.).

Новые методики исцеления

                ФИЗВОКАЛИЗ — ГОЛОС ЗДОРОВЬЯ

Анатолий Иванович Попов, пройдя долгий сложный путь, создал бесценную оздоровительную систему — физвокализ, способную не только избавить людей от профессиональных заболеваний, связанных с речевой деятельностью, но и укрепить здоровье, продлить полноценную жизнь, отодвинуть, если не исключить старость! Так считают ученики А.И. Попова. И мне трудно с ними не согласиться. Ведь я хорошо знал Анатолия Ивановича, занимаюсь по его системе и чувствую на себе ее благотворное влияние. Но обо всем по порядку.
Толя Попов был очень музыкален — пел замечательно с раннего детства. В 14-летнем возрасте в 1939 году поступил в старший детский хор Московской консерватории, одновременно занимаясь вокалом в музыкальной школе. Его вообще очень интересовало все, что связано с голосом, с развитием вокальных способностей. Например, он задавался вопросами: почему многие люди не могут хорошо петь, имеют хриплые, скрипучие или глухие голоса и можно ли восстановить у них естественные, по убеждению Попова, качества – красивый сильный голос, хороший слух, а вместе с ними и певческие способности. Он стал много читать, пытаясь найти ответы на волнующие его вопросы. И, например, отметил для себя, что в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» во втором сне Веры Павловны все герои великолепно пели. А ведь это были люди «светлого» будущего, в котором все будут гармонично развиты. Получается, что и писатель считал способность хорошо петь естественной для гармонично развитой личности.
В 1941 году Попов был призван на фронт, участвовал в обороне Москвы. В Великую Отечественную войну в армии он заразился туберкулезом. Причем заболел редкой и очень тяжелой его формой — туберкулезом подчелюстных лимфатических узлов. Часто температура его тела превышала 40 градусов. Попова отправили умирать в эвакуационный госпиталь. Ему было всего 19 лет. Шел тогда 1944 год.
Он выжил, хотя к туберкулезу добавились бесконечные ангины и воспаление миндалин. Врачи ему говорили «Вы не только петь, говорить не будете!» Операцию по удалению гланд Попову сделал уже после войны блистательный хирург Иван Александрович Казанский. Врачи же все равно твердили свое: «Петь не сможете! Нового горла вам не вставить». А ведь до болезни Попов пел очень хорошо оперные партии, ему даже прочили карьеру И.С. Козловского.
Для кого-то приговор врачей мог стать трагедией, но не для Попова. Огромная вера в себя и природная смекалка подсказали правильное решение. Он начал вслух читать стихи, и вскоре понял, что палочка Коха боится его голоса. Впоследствии Попов стал всем советовать начинать укрепление своего здоровья именно с чтения стихов отечественных поэтов. Ведь русский язык так певуч. Читая вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Попов почувствовал, что горло перестало болеть, а голос его окреп. Благодаря декламации организм насыщался углекислым газом, который в свою очередь расширял мелкие кровеносные сосуды (эффект, схожий с действием дыхательной гимнастики по Бутейко). В результате улучшалось кровоснабжение больных органов и воспаление рассосалось. Таким образом Попов вылечил свой туберкулез.
Но пришло время, когда, одно чтение стихов перестало удовлетворять Попова. Пора было переходить к пению. Голос его восстановился, однако певческие навыки были частично утрачены. Анатолий Иванович вспоминал любимых певцов, и, конечно, своего кумира Федора Ивановича Шаляпина. Его пение всегда пробирало Попова до «мурашек». И он задумался: в чем тайна голоса этого великого певца? Вспомнив статную, прямую фигуру Федора Ивановича, его могучий голос, исходящий откуда-то из глубины его тела, Попов понял, что замечательному пению Шаляпину помогают многие его мышцы. Кстати, Федор Иванович Шаляпин говорил, что поет пятками. Однако, звук, как известно исходит от голосовых связок (складок). Следовательно, организм поющего, как и говорящего, превращается в звуковой биоинструмент, вибрирующий от стоп до головы. Звуковые волны распространяются только в упругих средах, к которым относятся газы, жидкости и твердые материи. Все это есть в человеке. Воздухом наполнены ротовая и носовая полости, трахея, бронхи, легкие. К тому же тело человека на 75% состоит из воды, а остальное — это костно-мышечная система, от которой тоже зависит звучание. К слову, итальянцы, беря высокие ноты, говорят, что поют коленями.
Изучив, какие мышцы участвуют в звукообразовании, Попов понял, что нужно делать, чтобы хорошо петь. Так было положено начало созданию новой системы, которую он назвал физвокализ. Она позволила Попову не только вернуть свои певческие способности, но и достичь мощности голоса в 130 децибел. Так, спустя много лет, Анатолий Иванович ответил на свой давний вопрос. Люди плохо поют оттого, что не задействуют при пении звукообразующие мышцы, перенапрягая при этом гортань, что часто приводит к спазму голосовых складок.
А.И. Попов утверждал: правильное звучание создает особую звуковую волну, которая массирует внутренние органы, каждую мышцу и даже клетки тела человека, расшлаковывая их. Организму зачастую просто недостает вибраций собственного голоса. Этот дефицит и восполняет физвокализ — мощное средство самоисцеления, которое нормализует физиологические и психофизиологические процессы в организме, создавая оптимальный нервно-мышечный тонус, особенно благотворно действуя на дыхательную, сердечно-сосудистую и пищеварительную систему (в первую очередь, улучшая перистальтику кишечника). В общем, все в организме связано: для хорошего звучания голоса нужно специальным образом натренированное тело (мышцы), а уже вибрации, которые сопровождают пение или речь в виде биоакустического резонанса во всем теле, начинают оздоравливать его.
Чтобы натренировать мышцы, участвующие в звукообразовании, Попов предложил вначале всего несколько упражнений. Постепенно их число увеличилось до почти 4-х десятков. Вот некоторые, из которых в дальнейшем сложился физвокализный комплекс. Все они выполняются из одного исходного положения: стоя в третьей балетной позиции — пятка левой ноги упирается в середину стопы правой.
1. Руки держать под углом 30 градусов от тела, ладони смотрят друг на друга. Нужно напрячь мышцы ног, живота, спины и через несколько секунд резко бросить руки вниз.
2. Поднять руки до пояса и произнести «Говори». После этого, подняв руки до предела вверх, сказать «Спи». Затем, резко бросая руки вниз, произнести «Ной». Получается «Говори спиной».
3. Слегка сжать кулаки и положить их на тазобедренные суставы. Затем начать сильно на них давить, каждое нажатие сопровождая звуками: «юн», «ен», «ин», «ян». Их надо стараться произносить так, чтобы они исходили из глубины тела и все оно вибрировало.
4. Руки опущены вниз. Сконцентрировать внимание на кончиках пальцев рук. Сделать движение руками, как будто хотите пальцами проткнуть пол. Эти действия надо сопровождать звуками: «со», «ни».
Все эти упражнения помогают оздоровить организм и обладают омолаживающим эффектом.
Это, как и многое другое, я узнал от Анатолия Ивановича Попова, познакомившись с ним много лет назад.
В восьмидесятые годы прошлого века в Москве в Лужниках работал Народный университет здоровья. По субботам там читали лекции специалисты по вопросам здорового образа жизни. Я постоянно посещал эти лекции. Особенно мне нравились выступления Анатолия Ивановича Попова — автора системы физвокализа, по которой он занимался и с группами желающих.
Конспектируя его лекцию 17 октября 1987 года, я написал, что Попов создает музей Шаляпина в доме, где жил певец в 1904—1907 годах. Его адрес : Третий Зачатьевский переулок, дом 3. Там организуется Центр Шаляпина, где будут проходить занятия по физвокализу. Эти занятия будут вести специально подготовленные инструкторы. И действительно, занятия постоянно проходили до конца 2000 года, когда дом поменял собственника. В те годы у Попова появилось немало учеников.
С закрытием Народного университета здоровья, к сожалению, общение с Анатолием Ивановичем на время прервалось. Возобновить встречи удалось в 2007 году. Тогда я пригласил Попова в Ногинск, в наш клуб здоровья «Движение», и вскоре встреча с ним состоялась в зале Центральной районной библиотеки. Он прочитал нам лекцию и провел практическое занятие по физвокализу. Я сделал видеозапись этой встречи.
Попов рассказал, что физвокализ был признан как оздоровительная система в 1981 году и в доказательство показал письмо Российского Государственного Университета Физической Культуры (РГУФК), полученное им. В нем в частности говорилось, что автором предлагается способ оптимизации мышечной координации звукообразующего комплекса при выполнении специализированных физических упражнений, направленных на развитие качественных характеристик голоса и оптимизации биоакустического резонанса нервно- мышечного аппарата. Результаты исследований, выполненные в 1981 году во ВНИИФК (Всесоюзном научно-исследовательском институтом физкультуры), продемонстрировали, что предложенная методика физвокализ позволяет повысить работоспособность и уменьшить время постнагрузочного восстановления у спортсменов. Несомненно, что методика физвокализ может быть широко использована в целом ряде оздоровительных технологий и образовательных программах». Письмо подписал ректор РГУФК А.Н. Блеер.
А.И. Попов очень хотел создать документальный фильм «Профилактическая физическая культура физвокализ — культура тела и культура голоса». Но он не был снят: не нашлось материальных средств для его создания. А насколько проще было бы изучать эту методику, посмотрев такой фильм!
А. И. Попов приезжал в наш город еще дважды, он хотел открыть в Ногинске кабинет физвокализа. Потом много раз мы обсуждали этот вопрос по телефону. В трубке звучал звонкий голос молодого человека. И пел он как юноша даже в преклонном возрасте.
Я часто вспоминаю, как пел он у меня дома, куда я его пригласил после встречи с ним в нашем клубе. Мы сидели с Анатолием Ивановичем в комнате у окна, смеркалось. Он попросил свет не включать. И вдруг запел. Мы с женой услышали чистый, звонкий, молодой голос. А ведь это пел 82-летний человек! Звучали неаполитанские песни. Непрерывное пение продолжалось четыре часа! Казалось, что звучало все тело Попова, и я ощущал на себе воздействие его мощного голоса. Думаю, что каждая клетка моего организма вступила в резонанс с целительными звуками. Пение было завораживающее, и я сожалею, что не сделал видеосъемку этой поистине лечебной процедуры. Кстати, голос (речь и особенно пение) человека, владеющего методикой физвокализа, действительно оказывает на слушателей оздоравливающее действие.
А какой оптимист был Анатолий Иванович! У него были огромные планы и главный из них распространить физвокализ в различных городах страны, но не успел. Летом 2009 года, на 85-м году жизни он скончался. У Попова остались ученики, которые активно занимаются физвокализом.
В мае 2010 года в гостях в нашем клубе здоровья «Движение» была его ученица Светлана Адольфовна Москотина. Она привезла отпечатанное описание упражнений комплекса физвокализа и показала, как его выполнять. Благодаря этой «шпаргалке» в моей памяти всплыли многие упражнения, которым я научился у Попова. И я не только возобновил занятия физвокализом, но и вовлек в освоение этой системы членов нашего клуба. Думаю, что и вы, дорогие читатели, можете присоединиться к нашим занятиям.

Продолжение следует


Рецензии