Беда не в спешке, что отчасти...

Беда не в спешке,что отчасти
Сбивает с ног и ум мрачит,
А в том,что мы народ несчастный
И в каждом червь вражды сидит!

Капиталист сегодня цапой
Кромсает Родину мою,
И мой народ невиноватый
Надел буржуйскую петлю!

Как одолеть сиё проклятье,
Вздохнуть всей грудью на пути,
И дружбы добрые объятья
Вернуть,как встарь,и мир спасти?!

Ответа нет!И я не знаю,
И сам об этом вам пишу,
Когда законами карают
И надевают,как узду!

Беда не в спешке,если правят
Буржуи нами столько лет,
И не народ,а доллар славят,
Задвинув Ленина портрет!

       06.02.2024г.

StoriesPro

ЛЕНИН НА ДЕНЬГАХ.
"Уберите Ленина с денег, он-для сердца и для знамён." А где же Сталин?

"...Но вот в стране узкоколейной, шугнув испуганную шваль,

В Ульянова вселился Ленин, так, что пиджак трещал по швам!"

(А. Вознесенский, стихотворение "Я в Шушенском".)

В 1967 году председатель правления Госбанка СССР уважаемый товарищ А.А. Посконов направил в ЦК КПСС жалобу: "Эти стихи при их весьма сомнительной художественной ценности по своему содержанию являются идеологически вредными. Выступая по внешнему виду на защиту величия В. И. Ленина, автор употребляет при этом недостойные двусмысленные выражения, которые являются оскорбительными для памяти В. И. Ленина. Портрет Владимира Ильича Ленина на денежных билетах отображает народную память о нём как основоположнике великих преобразований и достижений советского народа в строительстве социализма и коммунизма. На денежных билетах и монете портреты видных государственных деятелей, национальных героев и деятелей науки и искусства изображаются с давних времён во всех странах мира".

Товарищ Посконов был, безусловно, прав. Очень многие известные "великими преобразованиями и достижениями" личности оставили свои портреты и гордые профили на деньгах. Эта традиция пришла к нам с эпохи античности, когда, сменив лики разнообразных богов, на монетах появились царь Дарий I Великий и сатрап Тиссаферн. Вспомним и Александра Македонского, который тоже был Великим, и решившего увековечить свой профиль на статерах и тетрадрахмах. Интересно, что даже после ранней кончины Александра македонские цари еще долгое время выпускали монеты с его именем и портретом. После покорения Греции Римом скромную традицию чеканки своего лика продолжили почтенные римские императоры, а последующие эпохи портреты монархов на монетах уже прочно утвердились в сознании населения как символ власти и государственности. С появлением бумажных денег знаменитые лики постепенно переместились на банкноты с водяными знаками и прочими сопутствующими элементами защиты купюр от подделки злодеями.

Товарищ Посконов был, разумеется, в курсе, но вознегодовал он по чисто политическому поводу, который подал молодой поэт-шестидесятник Андрей Вознесенский. В 1966 году произошло катастрофическое Ташкентское землетрясение с магнитудой 5.2 баллов. В результате землетрясения центральная часть Ташкента была практически полностью разрушена, а это более 2 миллионов квадратных метров жилой площади, а также разрушены сотни административных зданий, учебных заведений, промышленных зданий и т. д. Без крыши над головой остались 78 тысяч семей или свыше 300 тысяч человек из проживавших тогда в Ташкенте полутора миллионов, при относительно малом числе пострадавших (13 погибших и нескольких сот травмированных) в городе с миллионным населением. По решению советского правительства вместо восстановления разрушенных старых одноэтажных глинобитных домов на их месте были построены новые современные многоэтажные дома. Город был полностью восстановлен всего за 3,5 года, причем такая масштабная реконструкция центра крупного города стала возможна в результате помощи всего СССР в восстановлении Ташкента.

Свой вклад вносили все граждане СССР - в том числе и ненавидимая Лениным интеллигенция. Так вот один из её представителей поэт Вознесенский написал и опубликовал в мартовском номере журнала "Звезда Востока" за 1967 год стихотворение "Уберите Ленина с денег". Опубликовано оно было вместе с другими материалами в чрезвычайном номере: "Писатели России Ташкенту". Гонорары за все публикации перечислялись в фонд восстановления Ташкента, пострадавшего от землетрясения. После этой публикации редакцию журнала безжалостно уволили в полном составе. Дело в том, что товарищ Вознесенский, как шестидесятник, в соответствии с линией партии, заданной на ХХ съезде КПСС, очень любил товарища Ленина и ненавидел развенчанного съездом товарища Сталина. Он написал хлёсткое идейное стихотворение, в надежде на понимание в высших эшелонах власти. Понимания поэт не нашел.
Привожу, достойное ознакомления, стихотворение, чтобы читать осознал в полной мере, что такое, по выражению председатель правления Госбанка СССР, "...недостойные двусмысленные выражения, которые являются оскорбительными для памяти В.И. Ленина".

"Я не знаю, как это сделать, но, товарищи из ЦК,
Уберите Ленина с денег, так цена его высока!
Понимаю, что деньги – мера человеческого труда.
Но, товарищи, сколько мерзкого прилипает к ним иногда…
Я видал, как подлец мусолил по Владимиру Ильичу.
Пальцы ползали малосольные по лицу его, по лицу!
В гастрономовской бакалейной он хрипел, от водки пунцов:
"Дорогуша, подай за Ленина два поллитра и огурцов".
Ленин - самое чистое деянье, он не должен быть замутнён.
Уберите Ленина с денег, он - для сердца и для знамён."
Сказано мощно, но поэта, как тогда было принято, подвергли публичной моральной посеканции - исключили, обсудили, рассмотрели, поставили на вид и проч. Поэт раскаялся и омрачился безутешно - хотел, как лучше, получилось, как всегда. Но и товарищи "по цеху", ознакомившись с верноподданическим поэтическим посланием в ЦК, расценили поступок своего товарища Вознесенского, как подлизывание к власти. Другой трибун, гонимый ЦК и КГБ, Иосиф Бродский откликнулся пародией на "желавшего, как лучше". Эти строки были тогда опубликованы в "самиздате", но тем не менее стали хорошо известны в народе:

"В расклеенном на уличных щитах "Послании к властителям" известный, местный кифаред,
Кипя негодованьем, смело выступает с призывом Императора убрать (на следующей строчке) с медных денег.
Толпа жестикулирует. Юнцы, седые старцы, зрелые мужчины и знающие грамоту гетеры единогласно утверждают, что "такого прежде не было" - при этом не уточняя, именно чего "такого": мужества или холуйства.
Поэзия, должно быть, состоит в отсутствии отчетливой границы."
И товарищ Вознесенский долго восстанавливал доброе имя и возможность печататься в не только в районной прессе, но и всесоюзной. В конце концов, ему это удалось и он ушел в мир иной с гордо поднятой головой в звании мэтра отечественной поэзии.

А идея увековечить лик Ильича возникла в головах товарищей большевиков уже через месяц после смерти вождя мирового пролетариата. В феврале 1924 году Управление фабриками Заготовления Государственных Знаков (От автора - так назывался Гознак первые два года после революции) разослало примерно двадцати известным художникам того времени письма с предложением создать портрет Ленина. В письмах говорилось, что портрет должен быть таким, чтобы с него можно было сделать классическую гравюру на металле для изделий Гознака.

По условиям конкурса, портрет следовало исполнить "...в академическом характере, желательно итальянским карандашом". Среди художников были действительно выдающиеся фигуры - Кустодиев, Анненков, Малютин, Лансере, Петров-Водкин, Кордовский, Эберлинг. Естественно, каждый работал над портретом в своей манере. Например, Ю.П. Анненков представил Ленина в стиле почти кубическом, то есть совершенно не академическом, но одну из первых премий Гознака он все же получил. В 1924 году для участия в XIV Международной художественной выставке Анненков выехал в Венецию, и в СССР уже не возвращался, поселившись в Париже. В своих воспоминаниях художник писал, что первая премия за портрет Ильича оказалась "весьма кстати перед отъездом в Париж".

(От автора - В марте 1923-го у Ленина случилось резкое ухудшение состояния, практически полностью была поражена произвольная речь. Его словарь ограничивался отдельными словами: "вот-идите-вези". Иногда звучали и иностранные слова, например "гутен морген". В его распоряжении остались мимика, отдельные жесты, а потом - только слезы. Это стандартная картина болезни. И тут в светлую голову старого партийца товарища Каменева приходит шальная мысль - увековечить Ильича в живописи пока тот болеет, так сказать в процессе. Он привез в Горки Юрия Анненкова, чтобы тот написал портрет Ленина. Анненков поехал, осмотрелся, поговорил с сестрой Марией Ильиничной, но писать наотрез отказался. "Ленин мог служить моделью только для иллюстрации его страшной болезни, но не для портрета").

Прижизненный портрет Ленина работы Юрия Анненкова 1921 года. Ленину портрет не понравился, но нравился более "продвинутым" в сфере искусства товарищам из ЦК.
Однако не анненковский портрет попал на изделия Гознака, а работа А.Р. Эберлинга, который писал Ленина маслом, а не итальянским карандашом. Альфред Рудольфович Эберлинг, выпускник Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Петербурге, был широко известен еще в царское время, занимая должность официального придворного портретиста вплоть до отречения Николая II.

В 1909 году журнал "Родина" - русский дореволюционный исторический иллюстрированный журнал для семейного чтения, писал о нем так: "Альфред Эберлинг. Четко и красиво, поэтично звенит это сочетание слов... Это имя поэта, и он действительно поэт, поэт красок. Его краски - стихи в живописи, легкие, прозрачные, прекрасно холодные. У Альфреда Эберлинга божественный дар острым взором проникать в красоту, разлитую в мире, и лучистыми красками говорить о ней свои слова..." Кроме официальных портретов, Эберлинг известен портретами знаменитых балерин – Анны Павловой, Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной, с которой он был дружен. Но он был не только портретист, но и пейзажист, график, фотограф, иллюстратор, много преподавал, при советской власти даже состоял в Ленинградском союзе художников, несмотря на "тёмное" прошлое.

Сохранился договор Эберлинга с Гознаком, подписанный 20 октября 1924 года: "Настоящим я, нижеподписавшийся, художник Альфред Рудольфович Эберлинг, беру на себя обязательства исполнить для Управления фабрик Заготовления Государственных Знаков портрет В.И. Ульянова-Ленина, согласно словесным указаниям тов. Енукидзе, размером не меньше натуральной величины, способом, который признаю наиболее целесообразным, за сумму 500 рублей золотом".

(От автора - Управляющий фабриками Заготовления Государственных Знаков Трифон Теймуразович Енукидзе приходился двоюродным братом другому известному большевику Енукидзе - Авелю Сафроновичу, который был крестным отцом жены Сталина Надежды Аллилуевой. Трифон Теймуразович Енукидзе был расстрелян 26 ноября 1937 года, а Авель Сафронович - 16 декабря 1937 года. Оба Енукидзе по решению Военной коллегии Верховного Суда были обвинены "...в измене родине, террористической деятельности и систематическом шпионаже в пользу одного из иностранных государств". Какого - даже не озадачились установить.)

По договору с Эберлингом половина суммы выдавалась авансом, кроме того, художнику полагалась первая премия в 1000 рублей. Но были выдвинуты довольно жесткие требования - через три месяца, 1 февраля 1925 года, портрет должен быть готов, и все права на него переходили Гознаку. При работе над портретом Ленина главной сложностью Альфреда Рудольфовича - было отсутствие натуры, хотя "натура" уже лежала на Красной площади во временном деревянном мавзолее. Несмотря на то, что Эберлингу довелось увидеть Ленина на одном из публичных выступлений, для портрета он все же воспользовался фотографией. С сотрудничества с Гознаком в творчестве художника начинается новый этап жизни.

С 1920 по 1930 год он пишет портреты К. Маркса, И. Сталина, В. Молотова, М. Калинина и других видных товарищей и вождей. Многие из них Гознак огромными тиражами печатал на плакатах. И все же самым известным в советское время стал его портрет В.И. Ленина, появившийся не только на бумажных денежных знаках, но и на почтовых марках. Эберлинг скончался на восьмидесятом году жизни 18 января 1951 года. Его произведения можно найти в Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, США, Италии, Германии, Франции и других странах.

В 1937 году Гознаку было поручено изготовление новых билетов Государственного банка СССР достоинством 1, 3, 5 и 10 червонцев, которые собирались выпустить к двадцатилетию Октябрьской революции. Именно они и стали первыми купюрами с Лениным. Портрет Ленина, выполненный Эберлингом, гравировал художник А.Г. Блюм.

По-новому изобразили и герб СССР: теперь пучки колосьев обвивали уже не шесть, а одиннадцать лент – по количеству союзных республик. (От автора - Молдавию, Литву, Латвию и Эстонию, присоединили к СССР в 1940 году).

P. S. А как же отец народов товарищ Сталин? Во второй половине 1949 года товарищи из ЦК чуть головы не сломали над идеей удивить товарища Сталина чудесным подарком, ведь близилось 21 декабря - день 70-летия В.И. Сталина. Задача была архисложной, так как официальное возвеличивание в послевоенные годы достигло немыслимой высоты, и сказать что-то в многоголосном хоре восхвалений было очень не просто. К тому же генералиссимус с ходу не воспринимал предложения, которые могли не столько возвысить, сколько развенчать легенду о его скромности в личной жизни. Поэтому он отклонил идею об "ордене Сталина" и медали "В ознаменование 70-летия И.В. Сталина". Вместе с тем предложение учредить Международную Сталинскую премию "За укрепление мира между народами" и награждать лауреатов премии медалью со своим изображением Великий вождь поддержал и соответствующий указ президиума Верховного Совета СССР 20 декабря 1947 года был подписан. (От автора - В сентябре 1956 года премию переименовали в Ленинскую). Не вызвало возражения и предложение почтового ведомства выпустить блок с четырьмя многоцветными марками, отражающими этапы его мужественного и гениального жизненного пути.

В то же время, в соседней Чехословакии после мирного разрешения политического кризиса в феврале 1947 года государственная власть перешла к коммунистам и президентом страны в июне 1948 года стал председатель Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ) товарищ Клемент Готвальд. Здесь традиции медальерного дела сохранились, и вскоре после окончания Второй мировой войны, выпуск юбилейных и памятных монет возобновился. К тому же в этот период расцвел талант в медальерном искусстве выдающегося чешского художника Отакара Шпаниела (1881-1955), автора ряда монет мирового класса. На двух из них достоинством 50 и 100 крон (серебро 500-й пробы) изображен Сталин в маршальском мундире. "Сталинские монеты" Чехословакии были отчеканены по миллионному тиражу каждая и до денежной реформы 1953 года являлись платежным средством.

Чешские 50 крон (серебро), на которых изображен Сталин в маршальском мундире.
Однако в обращение они попадали не часто: многие посчитали нужным сохранить их в домашних шкатулках в качестве "свидетелей истории". Время от времени в каких либо, по большей части экзотических государствах, типа остров Бейкер в Тихом океане, объявляюся монеты с изображением генералиссимуса. Но рекорд по тиражу принадлежит пока Грузии - 2000 штук.

В 1995 году, к "50-летию Победы" была выпущена золотая монета номиналом 500 лари, отчеканенная во Франции. Вдоль канта, круговая на двух языках надпись: "Республика Грузия", а на реверсе групповое рельефное изображение Сталина, Рузвельта, Черчилля и де Голля.

Источник:https://dzen.ru/a/YgP-wJGsiBgWHXAI


Рецензии