Мы ехали-ехали, читали Чехова

*  *  *

Тьмой не боли голова,
не боли, голова, людьми,

небо у рта, у рва,
вырванное зверьми,
бьётся ещё в траве,

в розовый клюв плотве
выйдет из тьмы лиса
с прорубью в голове,

выест тебе глаза.


*  *  *

Ты один у меня, ты один,
тебя под маленькой буквой спрячу,
часовщик древесных моих пружин,
колёсиков птичьих, камней висячих,
я одна у тебя, я одна
посреди народов, живущих ти'кать.

На колени сядь ко мне, тишина,
я согреюсь смертью твоей от крика.


*  *  *

Господи Боже мой, Гос-по-ди,
Ты мой голос пёрышком позолоти,
присядь ко мне на часок,
на шесток или на волосок,
на ветер наискосок,
на орех с желудями, на дуб с орехами,
улыбнись им солнечными прорехами,
нашепчи серёжки к ольховым мочкам,
насмотри им детство Твоё на слух:
мы ехали-ехали, читали Чехова —
чух-чух, трюх-трюх —
шли на носочках
по зелёным листочкам,
в рамку — бух!


*  *  * 

Как мне говорить с Тобой,
если уши Твои заложены временем,

проснуться в Тебе
по ту сторону слуха,
продышать во сне Твоём
лицо золотое,

колокольчиком зрения
плакать боль Твою
колыбельную,
голубиную.


Рецензии
Если бы ещё внутри рамки имелось хоть какое-то содержание, было бы не так тоскливо смотреть на эту свинью, подрывающую в поисках желудей не только корни русской культуры, но и всё, чем мы когда-то гордились.

"Ионыч" одержал оглушительную победу над Homo sapiens. Да и остальные герои этого чеховского рассказа легко опознаются в нашем окружении. Идеалы молодости приносятся в жертву старческому маразму, радость искренней любви - чревоугодию, талант и профессионализм - алчности и тщеславию.

"На колени сядь ко мне, тишина,
я согреюсь смертью твоей от крика".

И в тишине жить никаких сил, ибо за ней пустота души, и от криков хочется бежать куда глаза глядят. А глядят он в пустоту экранов, где всё временное подаётся как непреходящие, вечные ценности. И нет пока того колокольчика, который раскроет глаза отказывающимся видеть, вернёт слух спрятавшимся за бессмысленный бубнёж.

Спасибо за стихи! И за Чехова.

С уважением,
Александр

Колокол   14.03.2024 20:19     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Александр! Спасибо Вам за развёрнутый отклик. Приходите на мою страницу в ВК (Любовь Березкина). Только что опубликована первая часть интервью с Василием Нацентовым. Возможно, Вы найдёте утешение для себя, прочитав его целиком.

Вирель Андел   14.03.2024 20:28   Заявить о нарушении
Благодарю за ссылку на интервью. Впечатление от первой его части весьма двойственное. Как и от стихов Василия Нацентова. Понравился вот этот момент:

"Но вот что стоит обозначить: человек – биологическое существо, но все человеческое в нем – из культуры, из памяти. Человек настолько человек, насколько он сопротивляется природе! Вспомним Мамардашвили: "Человек – это существо, которое есть в той мере, в какой оно самосозидается средствами, не данными в самой природе..." В этом смысле стихотворение – вещь из другого измерения. И ландшафт там тоже другой, идеальный. Это соотношение реального и идеального в образе тоже очень интересно..."

В целом, сложилось ощущение, что для Василия идеальность ландшафта ценнее того, насколько этот ландшафт соотносится с реальной жизнью. В этом плане вполне ожидаемо упоминание и Платона, и Гегеля. Возникает неизбежный вопрос о сущности искусства: это талантливый пересказ божественного замысла или же уникальное порождение творческого союза разума и воображения самого человека. Ответ на этот важный вопрос подразделяет нас на тех, кто считает себя главным автором своих произведений, и тех, кто разделяет эту позицию:

"каждый из нас — это частный случай музыки и помех
так что слушай, садись и слушай божий ритмичный смех
ты лишь герц его, сот, ячейка, то, на что звук разбит
он — таинственный голос чей-то, мерный упрямый бит
он внутри у тебя стучится, тут, под воротничком
тут, под горлом, из-под ключицы, если лежать ничком
стоит капельку подучиться — станешь проводником
будешь кабель его, антенна, сеть, радиоволна
чтоб земля была нощно, денно смехом его полна..."

Колокол   14.03.2024 22:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.