О главном и прочем - 2

     Вчера  мне  попалась  на  глаза  заметка  одного  автора  из  групп  ВКонтакте  о  пресловутом  последнем  «Мастере». Очень  пафосная, ну  просто  фильм  фильмов, самого  высшего  уровня  качества, давнотакогонебылоаскореевсегонебылотакогоникогда. Что  вызывает недоумение  и  досаду автора  заметки,  так  это  факт  пустующего  зала:  семь-восемь  душ  зрителей. Тут  же  последовали  комментарии  о  раскупаемости  билетов  в  других  городах («в  Пятигорске   раскуплено  уже  50% билетов»)… Что,  собственно,  насторожило  меня – переписка  эта  велась  в  группе  одного    композитора,  музыка  которого мне  однажды  так  понравилась,  что  я  открыто  ему это  высказала… Мы  люди  одного  поколения,  и  наши  вкусы  формировались  в  определённое  время,  в  том  числе,  в  кинозалах  кино  для  интеллектуалов – Тарковский,  Сокуров,  Параджанов. Помню  одну  такую  молодёжную  компанию в  Виннице. Мы  покупали  десять  билетов  и  смотрели  втроём  дневной показ  «Цвета  граната». Больше  желающих  смотреть  Параджанова  не  нашлось),  мы  уговорили  прокрутить  для  нас. Читали  в  самиздате  Бродского,  куда  же  без  него; я  показала  ребятам Борхеса,  Маркеса,  Кортасара  и  Мачадо. Писали  сами,  не  что-нибудь,  а  научную  фантастику (ребята  работали  с  ЭВМ). Ежедневное  место  встречи -  кофейня  в центре,  недалеко  от  библиотеки. Кто  помнит,  в  то время  ещё  не  хватало  сахара,  давали  талоны  на  него в  конце  80х гг. «Своим»  из-под  прилавка  насыпали  в  кулёчек  по  просьбе  -  мне  предстояло  выезжать  в  гастроли  по  области, где  там  сахар  достанешь? Разве  что  на  сахарном  заводе  подарили как-то пару  килограмм).
     Что  там  говорить,  команда  была  умненькой  по  составу,  палец  в  рот не  клади. Это  я  к  тому,  что  не  всякое  новомодное  принималось  в  качестве  эталона  и  руководства к  действию Мне,  к  примеру,  не  «зашёл»  И.Бродский,  кому-то  что-то  ещё, потому  что  мы  анализировали  свои  впечатления  и  отсеивали  шелуху,  под  каким  бы  соусом  не  подавался  новый  товар. Конечно,  для  обоснованных выводов  требуется  научная  база,  и она  была  у  нас, вчерашних  выпускников  вуза  искусств,  а  у  меня  даже  «двойная» (первая  запись  в  графе  «специальность»  в  трудовой  книжке – «теоретик»,  вторая  «музыковед»),  поскольку  аналитический  стаж в  профессии  у  меня  начался  раньше,  чем  собственно  «жизненный  опыт»... Молодая  творческая  и  научно-техническая интеллигенция -  да  мы  бы  горы  свернули! Времени  не  хватило:  до  распада  Союза  осталось  каких-нибудь  три-четыре  года.
Ценности  поменялись,  одни  заменились  другими. Не  до  искусства  стало  многим, а  другие  вели  нищенский  образ  жизни. Артисты  сидели  без  зарплаты  годами…  побирались  на  улицах  с  гитарами  в  руках. Нас  назвали  «потерянным  поколением». Да, мы  ещё  не  успели  состояться  в  профессии,  а  уже  стали  не  нужны в  новом  времени  всеобщего  одичания. Надо  было  физически  выживать,  в  прямом  смысле,  а  не  размышлять  о  путях  развития  искусства. А  мы  ещё  успели  родить  детей  и  ломали  голову,  как  их  накормить. Повторяю,  выпало из  обоймы  целое  поколение  талантливой  молодёжи,  умной  и  дерзкой. А  те, кто пришли  после  нас, уже  были  совсем  не  такими. В  учебные  заведения  стали  брать  с  улицы  всех  подряд -  а  мы  выдерживали конкурсы при  поступлении,  на  актёрский  так  кое-где  и  сто  к  одному.  Вижу  в  сериалах  скучные  лица  двоих-троих  сокурсников  с  актёрского  факультета, где  остальные,  бог  весть. И  эти-то  жуют  жвачку с  одним  и  тем  же выражением  лица  в  полусонном  бреду  этого  бесконечного  конвейера  посредственности -  что  там  играть?  И  как  можно  вырасти  во  что-то  на  таком  «материале»? Но…  жить  как-то  надо, вот  и  жуют  бредятину  с  пустыми  глазами. А  что творится  в  музыке  для  кино, я  принципиально  говорить  не  стану. Какое  кино,  такая  и  музыка  в  нём.   
   Сегодня  я  услышала  мнение  о  новой  киноверсии  булгаковского  романа  -  и  предыдущая  бортковская  весьма,  на  мой  взгляд,  облегчённая,  с  музыкой  Корнелюка,  известного  своей  песенкой  грустных  бандитов  в  «бандитском Петербурге») -  мнение  человека из моего  поколения, не  из  мира  искусства, а  писателя, эксперта и  т.д.  Он  в  культурном  шоке от  «нижайшего  качества» экранизации. Фильм  оканчивается  сценой…  сожжения  Москвы - ? Всей  Москвы,  не по  роману. По  американской  и  общезападной мечте. Вот  он,  новый  Воланд.
Вот  же  он,  старый  вандал  всего  и  вся. Я  ещё  не  знаю,  кто  писал саундтрек  к  фильму, и  даже  почти  уверена,  что  имя  мне  ничего не  скажет. Возможно, брат  поющего  Меладзе, недоучившийся корабельный  инженер, по  адресу  «музыки»  которого  я  могу  сказать  только  одно: хорошо,  что  он  не пошёл  строить  корабли. Плохо  то,  что  он  натворил  со  вкусом  массового  слушателя. Пусть  результат  усилий  «творческого  коллектива» авторов  фильма  остаётся  на  совести  его  авторов. Но  ведь  есть  же  -  должна  же  быть! -  ответственность  перед  народом  тех,  кто  несёт  ему,  за  его  же  народные  деньги, неразумное,  недоброе  и,  смею  надеяться,  не  вечное.  Ну,  а  если  нет,  то  тогда  уж…  пусть  их  бог  накажет.
03.02.2024.    


Рецензии