Рэнга Таи-га, схема и краткое описание

Рэнга Таи-га (автор Иса, 2024г., февраль)

Данный вид игры рэнга (досл. “Тайга”, условн. тай (яп.) “скрытое намерение, замысел”) предназначен для успешного освоения изучения типов связи строф в стихотворной цепи на основе трактата Нидзё Ёсимото “Рэнрихисё” (“Сокровенные записки об искусстве рэнга”,1347г.)
Материал изучается параллельно с источником, “Очерки о японской поэзии IX-XVII веков” Т.И. Бреславец, 1994г. (стр. 97 —103)

Рэнга на 17 строф по количеству традиционного on-строя хайку 5-7-5. Стандартные (для классических) по три строфы весна и осень, причем в этих сезонах отдельно оговорены их поздние периоды. Введена строфа межсезонье, в ней может использоваться намек на соседний или следующий сезон. В схеме обязательно должна присутствовать строфа с темой “тайга”. К каждой строфе указан вид связи, которым надо сплетать соседний стих. Цуки-но ку — лунная строфа — не оговорена, она может появиться где угодно по желанию автора. В сезонных строфах допускается присутствие человека или автора.

Хокку всегда пишется как хонкадори. Хонкадори пишутся на стихотворения за пределами 70 лет (одно из японских правил).

Первоначально представлена только весенняя схема, после практики будут добавлены схемы и с другими сезонами

СХЕМА ВЕСНА:
1. весна, хонка (“изначальная песня”)
2. поздняя весна, ёцудэ (“четыре руки”)
3. без сезона, хикитагаэ (“неожиданная связь”)
4. без сезона, кокородзукэ (“единство души”)
5. осень, луна, кэйки (“пейзаж”)
6. осень, удзумику (“стихи с внутренней связью”)
7. поздняя осень, ибуцу (“необычные вещи”)
8. межсезонье, хондзэцу (“изначальный рассказ”)
9. без сезона, кёку (“безумные стихи”)
10. зима, тайга, кэйки (“пейзаж”)
11. зима, любовь, ёсэй (“избыточность содержания”)
12. без сезона, любовь, аитай или сотай (“соотношение”)
13. лето, какусидай (“скрытые вещи”)
14. лето, кэйки (“пейзаж”)
15. без сезона, надокоро (“название места”)
16. без сезона, котобадзукэ (“единство слов”)
17. весна, цветение, хирадзукэ-но ку (“стихи с прямой связью”)


Рецензии