Под огонь, голубящий притворы. 4

         Я была одинокой Офелией, впитавшей в себя всё прошлое, настоящее и будущее, удивительным концентратом западно-европейской и восточной культуры, бесконечно тянувшейся к знаниям и самостоятельно решившей пойти в школу учиться в 4 года. Школа была близко, в пяти минутах хотьбы от нашего зелёного деревянного дома на той же улице Дзелсцеля /Железнодорожной/, идущая по прямой вдоль железной дороги. Мы жили в железнодорожном доме, потому что папа работал в Рижском депо электромехаником. Эту профессию он приобрёл, закончив железнодорожное училище, после того как ушёл из Краснознамённого Балтийского Флота, где отслужил 7 лет по призыву в армию, захватив 1944-й год, боцманом и получил звание Ветерана войны. Но когда родилась я, мы жили прямо на станции Асари, в маленькой комнатушке на втором этаже справа, так как мама работала поначалу начальницей станции Асари и Слоки. Папа приходил с ночного дежурства, брал меня с коляской и шёл на море в дюны, чтобы поспать. Сон "под огонь, голубящий притворы" был глубоким и на морском воздухе никогда не запоминался.

          Впитавшей в себя прошлое, чтобы затем, более или менее сознательно подражая и опираясь на него, возвращать, чтобы оживить, повторить и осовременить в своём мифотворчестве, становясь великим лицедеем и мастером перевоплощения, играя свою жизненную трагедию, возможно, мной самой инсценированную,- прекрасно осознаю в себе не только Офелию, но и гамлетовские черты. Ведь любая жизнь, даже самая счастливая, это трагедия, потому что кончается смертью. только в этом смысле жизнь и является трагедией. Во всех остальных — это в любом случае самое прекрасное и занимательное времяпровождение при любых обстоятельствах!

          В младшем возрасте я с жадным волнением поглощала книги, слушала бабушкины сказки, бесконечно прося повторить их и даже останавливая её, когда она что-то рассказывала не в тех выражениях, к которым я привыкла. Я всегда чувствовала родственную близость с теми, кто творил искусство. Как и всякую юную душу, меня поражало тревожной новизной всё, что было новым и необычным, разверзало передо мной глубины, о которых я и не подозревала, иногда вызывая смешанные чувства преклонения, а иногда и жалости к трагичевским судьбам творцов. Я и сейчас испытыываю трагическое чувство  сострадания к любой душе, пытавшейся одолеть непосильную для неё задачу "жить хоть триста лет", сломленной, подобно Гамлету, непомерным бременем знания, которое было открыто ей, но для которой, возможно, она не была рождена.

          Чувство сострадания к душе восприимчивой, нежной и доброй, испытывавшей горячую потребность в любви и благородной дружбе, и совершенно не созданной для одиночества, с невозможностью даже понять бесконечно холодное одиночество, в котором замыкаются многие души. Сострадание к внутреннему миру человека, сначала исполненного глубочайшего пиетета к существующему миропорядку, искренне привязанного к благочестивым традициям старины, как и к революционным бурям всевозможных свершений, а затем застигнутого судьбой и насильно ввергнутого ею в опьяняющее безумие пророческого служения, в безумие воспринятой лжи и лицемерия общества, заставляющее отринуть всякий пиетет, вплоть до попрания своей собственной природы, почти становясь певцом буйной варварской силы, очерствения совести и зла. Бодлер, вписавший в историю литературы свои "Цветы зла", несомненно испытывал подобные чувства. Но даже их страшно потерять. Страх неизбежных потерь, когда после твоей смерти твои фотографии и книги вынесут на помойку, есть самый сильный страх, который страшнее смерти!

           Мы зигзагообразны как молния, и зигзагообразен наш Путь. Если мы хотим понять причудливость и неправдоподобие многих происходящих явлений, неожиданность поворотов и непредсказуемость решений, надо проследить, как формировался наш внутренний облик и что воздействовало на становление индивидуальности, хотя сами мы почти никогда не осознаём ни этих воздействий, ни того, насколько они могли быть чужды нашей натуре.

3 февраля 2024 года

*Песня яркой птицы.1
http://stihi.ru/2023/11/30/8154

Падшая звезда. 2
http://stihi.ru/2023/12/03/4773

Китайской скатерти сиянье.3
http://stihi.ru/2024/02/03/3413

Под огонь, голубящий притворы.4
http://stihi.ru/2024/02/03/3968

/продолжение следует.../


Рецензии