Октябрьский снег засыпал крышу

26 октября 2012 год. Крайний Север Югры. Днём обходила лога. Ночью тайгу накрыл первый и сразу же сильный заморозок. Оттого снег хрустел и не позволял охотиться. Птица не подпускала, - сходила. Здоровье, что-то пошаливало. Поэтому спешила вернуться в балаган, к теплу и безопасности жилья. На души не ощущалось лёгкости и веселья.В такую пору в лесу редко радуешься. Клинья гусей и лебедей с тоскливым кликом разрывали небо. Птицы в спешке летели с севера на юг, что означало: завтра ждать холода и метели, – снег вот-вот накроет землю. А там – и зима!..

Останавливаюсь, чтоб перевести дыхание. Очень плохо с сердцем. Боюсь упасть и не встать. Появилась одышка после подъёма на крутой склон.Нервы сорваны. Из-за постоянного стресса здоровье ухудшается.Невольно боковым зрением обратила внимание на кедровок, что неподалёку суетились, - скакали по веткам деревьев невдалеке.

 – Чем они заняты?!..

Птицы находились далековато, и рассмотреть не представлялось возможным. Да к удивлению, заметив моё внимание к птичьей персоне, одна кедровка сама приблизилась, подлетев ближе.Вероятно, она молода и прежде не встречала в таёжном урмане столь странного двуногого обитателя. Любознательная особа перелетала с ветки на ветку, тихонько подбираясь всё ближе и ближе ко мне. Наконец,усевшись на ветке совсем рядом, принялась со всех сторон внимательно меня осматривать.- Непрерывно крутясь,то поворачивалась боком, то наклоняла голову, чтоб лучше разглядеть человека.

Обозрев меня с одной стороны,подлетела ещё на один метр ближе,поглядывая на пришельца с другого бока. Удостоверившись, что опасности не представляю, подлетела практически вплотную. И принялась разглядывать человека то в профиль, то в анфас – со всех сторон,теперь уже с ветки берёзы, что едва не касалась макушки моей головы.

Любопытство,непосредственность и смелость этих птиц - не новость. Кедровка - одна изумнейших созданий. Чрезвычайно любопытна. Неизменно стремится изучить человека и его поведение. Умело передразнивает порой и меня и собак, других птиц… – своеобразный таёжный попугай самоучка.Сейчас, вблизи, мне представилась возможность в деталях рассмотреть её внешность и поведение:

- На голове оперение окрашено в виде шапочки, - подстать дятлу. Грудка – пёстрая в серо-белых крапинах. Спинка – чёрная. Под хвостом – светло. Глаз – чёрный. Внимательный. Любознательный. Вопрошающий. Клюв – чёрный и крепкий. Птица внешне напоминает галку. И даже - ворону. Её относят к семейству врановых.

Налюбовавшись мной и,в конце концов, потеряв интерес, кедровка пошла по тонкой веточке берёзы,над самой моей головой, склёвывая пристывшие льдинки. Льдинки на ветках образовались из подтаявшего снега и капели последнего осеннего дождя. Я впервые наблюдала, как кедровка утоляет льдом застывшего дождя жажду. Осеннее похолодание заморозило лужи и болотца. Оттого птицы остались без воды, а снег ещё не выпал. Морозная бесснежная осенняя пора опасна живому миру леса не голодом, а жаждой. И, если не ягоды, то птица может массово гибнуть от жажды, во что сложно поверить.

Прозрачные хрусталины привлекали внимание не только птиц, но и меня.Меня тоже одолевала жажда. По пути, я непрерывно отрывала льдинки от хвоинок еловых лап и отправляла в рот. Талая вода казалась сладковатой и имела стойкий привкус хвои. Насытившись влагой льда, кедровка улетела. А я пошла дальше.

В ночь, вслед за лебедиными стаями в тайге завыла метель. Я сидела в тепле лесного жилища и мусолила огрызок карандаша. - Паста ручки давно отказалась писать. Карандаш хранился в балагане со времён Советского союза. Приходилось слюнявить, чтоб писал, экономно точить, - так на дольше хватит. В голову лезли стихи – начало, а дальше не хватало слов под рифму.С прозой у меня получается как-то проще!.. – если начинаю писать, финал сам-собой завершается. Вот, что вышло:


Итак:

Октябрьский снег засыпал крышу
И тая, капает на печь.
Гудит за дверью злобно ветер,
- Как тут не верить в благодать?!..

Отважный пёс почуял зверя,
- Рванул из дома в темноту.
Мелькнул в двери колечком хвостик,
- Умчал пугнуть вражину за жильё.

Вздохнула печь- раскрыла дверку.
Смольё гудит, трещит, поёт огнём.
А я сижу, пишу, глотаю чай и гречку,
Фонарик светит призрачным лучом.

ОктЯбря шаг не канул в лета,
- Уж  снегом выстлало тайгу.
Укрыло белым бурого соседа,
Угнало к югу лебедя перо.

И лета долго ждать и грезить,
А снег всё сыплет, сыплет на лога.
Сижу в глуши- вдали от грязи сплетен,
Ночи на лес спустилось полотно.

А в полночь тучи разомкнуло,
Из сосен выплыла Луна,
Как Марс – красна и величава,
Пошла, вращая круглые бока.

А я усну, мечтами  утомившись,
Во сне увижу хлебные поля,
Родимый край – в саду цветущем вишню,
Отца в трудах, и мать, стоящей  у окна.

Как в детстве мы наивны были!
Всё ждали взрослости,
А в юности - судьбу.
А вот теперь изрядно подостыли.
Оставив в прошлом улицу свою.



Понедельник, 23 октября 2023 г.. Минуло одиннадцать лет. На реке Ятрия вчера появились забереги, а сегодня днём пошла шуга. Выпавший раньше снег, растаял. И лес стоит зелёным. Лужи покрылись льдом.

Набираю тексты в рассказы таёжные с лесных бесчисленных дневников. За окном – темно. Ночь. В комнате болтает телевизор. И вдруг шум людских экранных голосов перебил знакомый, душу выворачивающий клик. Соскакиваю с кресла, прыгаю на табурет, распахиваю форточку: над селом, над крышей нашей двухэтажки, в темноте, едва не касаясь крылами, громко, очень громко перекликаясь, идёт с севера на юг огромная стая лебедя кликуна. Обычно птица летит по свету, днём, а ночью отдыхает. А сейчас летит, ориентируясь на огни села без отдыха, потерявши в темноте Уральские горы, что полосою тянутся с Ледовой тундры до Каспия. Птиц не видно. Но по крику понимаю, - их много, и слышен шум крыльев, так низко идут. Раздаётся во дворе свист: кто-то тоже видит лебедей, не удержался, залился в ответ свистом. Никого не оставляет равнодушным отлёт и прилёт лебедя. Невольно беспокоюсь за птиц. В километре Большое Болото с травой. По всем признакам, устав, они идут на посадку. Рядом и река. Она ещё течёт. А ночью птиц никто не тронет.


 

Фотоснимки автора.На фото: Западная Сибирь. Бим у печи-буржуйке в тайге.
26 октября 2012. Западная Сибирь.


Октябрьский снег засыпал крышу.

Ключевые слова: лебедь – кликун, октябрь, снег, осень северная, ХМАО-Югра, Крайний Север, кедровка, холод, льдинки, птицы севера Югры, тайга северная, метель октября, отлёт птиц, ночь, шуга, ледостав, Ятрия, Таёжное село.

Анонс: 23-26 октября в северной тайге. Природа Севера. Отлёт лебедей. Умные кедровки.


Рецензии