Тем, кто выбрал смерть

ПРОЛОГ

О тех, кто принял муки на кресте,
эпоха мемуарами богата,
и книга о любом таком Христе
имеет предисловие Пилата.
          - Игорь Губерман


Да, были те, кто выбрал смерть
Сократ, Сенека, Бруно, Овод.
Готовы были умереть,
А власти дали только повод.

Шли также на костры, на смерть
Под инквизицией иудеи
Им было проще умереть,
Чем Богу изменить идее.




СОКРАТ 470-399 гг до нэ

Люди требуют свободы слова в обмен на свободу мысли, которая у них отсутствует.
              —  Сократ


"Я знаю лишь, что я не знаю"
Так говорил Сократ всем просто,
И говорил то приставая
К Афин всем гражданам с вопросом.

Вопросы разные - о жизни,
О справедливости, о смерти...
Платон его тогда послушал
И в "Диалогах" сделал вечным.

Бывали случаи в истории
Когда философы вещали
Полны идеями, как море...
Для нас ничто не написали.

Таков Сократ был и Иисус,
А также Будда, как ни странно.
Ученики, впитав из уст,
Их мысли разнесли по странам.

Все что мы знаем о Сократе -
Мы знаем только из Платона,
Еще из греческих комедий
Где был осмеян был до стона...

Да, не ошиблись в те века
Тогда дельфийские пророки,
Признав Сократа без труда
Умнейшим греком той эпохи.

Сократ себя познать хотел,
Проникнуть в суть вещей старался.
Печален был его удел -
Он принял яд.  Вопрос остался.




СЕНЕКА.   4 BC - 68 AD

Сделай первый шаг, и ты увидишь, что все не так страшно.
               - Сенека Луций Анней


Умён Сенека был, оратор.   (1)
В Сенате "речи выдавал",
Себе во вред.  Ведь император
Умней себя всех убивал.  (2)

Но пронесло. Бывал он в ссылке,
Потом ещё раз ласку знал -
Советник первый при мальчишке,
Ему и душу он продал.

Философ связан был с убийством
И с оправданием его.
Не жалко Аггрипину, мысли
Лишь о достоинстве его.

Нерон в награду : "Сделай выбор,
Как умереть ты хочешь сам?"    (3)
Сенека сделал - вены вскрыл он
С женой совместно.  Мир всем вам...  (4)



(1) Луций Анней Сенека (лат. Lucius Annaeus Sеnеca minor), Сенека Младший или просто Сенека (4 до н. э., Кордуба — 65, Рим) — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма

(2) Популярность Сенеки возбуждает зависть императора Тиберия и он распорядился убить Сенеку. Однако одна из многочисленных наложниц императора уговорила его не делать этого, сославшись на то, что слабый здоровьем философ и так скоро умрёт.

(3) Нерон, ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику покончить жизнь самоубийством. По приказу Нерона Сенека был приговорён к смерти с правом выбора способа самоубийства.

(4) Несмотря на возражения мужа, жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть вместе с ним




ИИСУС

Чтобы гарантировать ему мученичество, Бог родил своего сына евреем.
              - Станислав Ежи Лец


Есть философия христианства,
Есть философия Христа,
Она - этически гуманна,
Она - логически проста.

Там бог, страдающий, как символ -
В других религиях не найдёшь.
Он смерть мучительную принял,
Но умирал он "не за грош".

Он искупал своею кровью
Грехи других, грехи всех-всех.
Он призывал всех жить любовью!
В том - необычность и успех.

Себя считал он сыном Бога,
Был чудотворец, но себя
Не спас тогда. Его дорога
Стать мерой этики, скорбя.

"Люби врагов, щеку подставь,
В грехах покайся, для прощения.
Возможен ад, возможен рай" –
Той философии наставления.

Я не найду нигде примеров,
Начав с учеников Христа,
Чтоб шла любовь совместно с верой,
Чтоб мир спасала доброта.

Найдите строй или общину,
Село, станицу иль кишлак,
Где все друг друга бы любили...
Не в каждой и семье ведь так.

Идея, все же, та – прекрасна!
Любовь вокруг и доброта...
Я много лет ищу напрасно,
Где та чудесная страна?



ДЖОРДАНО БРУНО   1548-1600

Возможно, вы с большим страхом произносите приговор, чем я выслушиваю его.
             - Джордано Бруно


То, что зовём сегодня «правдой»,
Такой считалась не всегда
И за неё с большой отвагой
Боролись в прошлые века.  

Известен всем Джордано Бруно -
Философ, мистик прошлых лет. 
Сказал он первым - «Верить трудно,
Но в мире множество планет».

Что: «Звёзды — это те же Солнца,
При них планеты, как у нас.
И может есть там люди тоже,
Христос и их конечно спас.»

За эту ересь был сожжен он
На очень медленном костре,
Но до того - язык проколот
Гвоздём калёным на угле. 

Зашиты челюсти и губы,
Чтоб слова он не мог сказать...
Теперь скажите, правдолюбы -
Кто мог за правду так страдать?

Он был поэт и был философ!
Что есть страшнее для властей?
Писать ли гимн, лизнуть ли в прозе,
Но мнение своё – не смей!

А может лучше, чтоб сознался,
Как было множество других?
«Врагов народа» выдал, сдался;
В Сибири б жил у снежных пихт?

Ах, перепутал я эпоху,
Лет на четыреста вперёд.
Здесь преданность вождю, не Богу
Решала - пуля или срок...

Потом, на месте его казни,
Ему воздвигнут монумент.
Менялись взгляды, как и власти,
Но тот костёр не гаснет, нет...


Джордано автор многочисленных трактатов. Признан выдающимся мыслителем эпохи Возрождения. Он отказался отречься от своих учений и после семилетнего тюремного заключения был сожжён на костре как еретик. 




ИНКВИЗИЦИЯ

А странно мы устроены: пласты
великих нам оставшихся наследий
листаются спокойно, как листы
альбома фотографий у соседей.
         - Игорь Губерман

Святая инквизиция оказалась дьявольской.
         —  Аркадий Давидович


Понять нельзя чужую боль.
Услышать боли крик возможно.
Кто видел муки день и ночь,
То и тому представить сложно.

Кто шёл дорогой к эшафоту,
Кто пульсом вычислял минуты,
Кто взгляд поднял последний к солнцу -
Прохожим его чувства смутны.

Теперь представьте инквизицию -
Подвал, где "правду" выбивали...
Такие славные традиции -
Судите тех, кого сломали.

Кто недоспал, кто выл от боли,
Народом и семьёй забытый...
Все те, кто сыт, судьбой доволен -
Не знает чувства, как быть битым.

Виновны ль те, кто не сдержал
Обета, принятого Богу?
Не нас палач тогда пытал,
Не нам судить чужих дорогу.




КТО ПОПАДАЛ ПОД ИНКВИЗИЦИЮ?

Сжечь — не значит опровергнуть! Грядущие века меня оценят и поймут!
            - Джордано Бруно


Кто попадал под инквизицию?
Конечно, только христиане.
Те, с еретическою мыслью
Или нечистыми делами.

Сначала было обвинение
И доказательства не нужны,
Достаточно лишь только мнение,
Что тот  "другому богу служит".

Потом арест и конфискация
Всего имущества конечно,
А если будет оправдание -
Имущество ушло навечно.

Потом допрос. Не сознаешься -
Есть способы и инструменты...
Пусть пострадает тело может,
Душа же спасётся непременно.

Дознание месяцы шло, годы
Подробно и со знанием дела,
И всё секретно и дотошно
Подшиты документы в дело.

Они и женщин не щадили
О, инквизитор был хитёр -
Да и беременные было
По обвинению шли в костёр.

Костёр - орудие инквизиции
И искупление за грехи -
На землю крови не пролиться,
Задача - душу бы спасти.

Немногим тем, кто помнит чистки
И "чёрный ворон", стуки в дверь...
“Не ошибающиеся” лица
Поймёт, о чём пишу теперь.





ЯНУШ КОРЧАК  1878-1942

И все мы себя подгоняем – скорее!
Все путаем Ветхий и Новый Завет.
А может быть, хватит мотаться, евреи,
И так уж мотались две тысячи лет?!

        - «Кадиш» (молитва человека, находящегося в трауре после смерти близкого родственника) крещенного еврея А. Галича по ассимилированному еврею Якову Гольдшмидту (Янушу Корчаку).


Когда детей вели на смерть
Зверьё в обличии людей
И некому сказать:  “Не сметь!”
Он доказал - любовь сильней!

Он успокаивал детей,
Он их помыл, он их одел.
Он руки их держал в своей,
И разделил всех их удел.

Он там не гениев спасал,
Хоть точно были среди них,
Он шёл с детьми на тот причал,
Куда дотянется лишь стих.

Он умер, как другой еврей,
Хотя и не был он распят,
Но руки распростёр сильней
Закрыв собой детей, ребят.

Последний крик их или стон
Не беспокоит вас в ночи?
В Израиле по ним есть звон,
А Польша, как всегда, молчит.


Януш Корчак (польск.  настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмидт  22 июля 1878, Варшава — 7 августа 1942, Треблинка) — польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.


Когда в августе 1942 года пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886—1942), другими воспитателями и примерно 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку.
Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере





СМЕРТЬ НА МИРУ

Возможно, и на пороге смерти прибита подкова счастья.
     - Ежи Лец

"Смерть на миру совсем не страшна" -
Народная молва гласит.
Возможно казнь была не важна,
Раз никого не устрашит?

Сожжения ведьм были публичны,
И казнь стрельцов, и Пугачёва.
Распятия, костры Мадрида
И гильотины вид знакомый.

Центральным было Лобно Место,
Конкорда Площадь возле Лувра,
Мадрида центр костром освечен
Казнили там в жару и в стужу...

Но все умнеют понемногу
И казни тайнами покрыли -
Судили декабристов строго
И в стенах крепости убили.

Могилы их нам неизвестны,
Как тех, застреленных в подвалах...
Хоть смерть народу интересна,
Но убивают в рвах, канавах.

И нет толпы, чтоб поклониться
Сказать - "Прости" иль "Не виновен",
Теперь уходят в неизвестность
Без публики, что страшно более.




БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ

Быть честным – по нашим временам значит быть единственным из десяти тысяч.
        - У. Шекспир, Гамлет


Как много Гамлетов мы знали?
Как многим роль была своя?
Но как по разному играли,
Своих эмоций не тая.

А ведь слова уже им дали,
Вся роль размечена для них
И что их ждёт в финале знали,
Всё без сюрпризов.  А зал стих.

Играли тысячи актеров,
Как жизни собственной финал!
Под перекрёстным зала взоров,
Под море чувств, эмоций шквал.

Решали “быть - не быть” на сцене,
Вопрос философов, жрецов.
Ответ искали, как умели...
Но каждый день Вопрос был нов.

Ответ шекспировским вопросам
Не найден. Просто нет его.
Впустить вопрос нам в душу просто...
Мы каждый - Гамлет для него.




ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ

Как оценить нехватку тех
Кто не пришли и не дожили,
Не для родных. Для нас, для всех,
Что потеряли мы - живые?

Открытий сколько не открытых,
И не написанных мелодий,
Как не хватает тех, убитых,
Что не прошли свою дорогу.

Детей как много не рожденных
Как нам их смеха не хватает,
Картин не созданных, сожженных.
Мы, что могло быть, вспоминаем.

А те страдания, стоны, слезы
Кто там страдал и все ж вернулся,
Их исковерканные грезы
Кто там заснул и не проснулся

Я жертвы все объединяю
На западе что, на востоке...
Не знаем мы, что потеряли,
Как мы несчастны, как убоги.








ЭПИЛОГ

Есть вещи худшие, чем смерть
И нам неплохо помнить это. 
И "быть - не быть” решить посметь
То уравнение жизни сметой.

В каменоломнях быть рабом,
В цепях галер веслом ворочать,
Быть битым барским батогом,
Сибирский лес валить пол-ночи.

Быть по приказу палачом,
Вести невинных к смерти верной,
Считаться “тёртым калачом”
У воровской шпаны примерной.

Слыть негодяем у друзей,
Отвергнутый и осуждённый...
И знать, что поделом тебе
Расплатой за поступок чёрный…

Но это мой и только взгляд.
Я знал других, сменивших маску,
Стряхнувших всех грехов наряд,
Себя простивших "под завязку".

Не мучит советь их, мораль
От людоедов не отлична…
Я верю, что их встретит сталь
И что котёл им будет личный.


Рецензии
Почему-то во все века лучших убивали?
Есть вещи, худшие, чем смерть, Вы правы, дорогой Оскар!

Лариса Чех2   02.02.2024 12:37     Заявить о нарушении
Как оценить нехватку тех
Кто не пришли и не дожили,
Не для родных. Для нас, для всех,
Что потеряли мы - живые?
.
http://stihi.ru/2015/07/15/838
.
С благодарностью

Оскар Хуторянский   02.02.2024 16:59   Заявить о нарушении