Тон и полутон

В своих работах я называю крайние короткие строки "полутон" а длинную строку "тон" или одна часть хайку тон, вторая полутон. В акцентном стихе это должно быть наиболее интересно. Терминология взята из музыки и понятия "ОН" звуковые единицы. Обратимся к поэзии "Джейн Рейхолд, в ее терминологии короткая строка фрагмент - полутон, а более длинная фраза - тон". Обычно полутон это короткая строка, а тон длинная. Как правило полутон, это первая или третья строка, но бывает и в середине, сжатой  между тоном. Данная теория нужна для того что бы исключить из наших работ, предлоги, местоимения и не добавлять ненужных слов.    Английские хайку на счет употребления артиклей я не рассматриваю, моя работа, это "русские хайку".
 В следующим хайку она поместила "фрагмент или  полутон" в третью короткую строку, я предлагаю переместить полутон в первую строку. Так мы видим первый образ - кладбищенского забора. Перечитав хайку, мы видим забор, у каждого он будет разным. У одних покосился, старая, ржавая оградка, давно требующая ремонта, у других: старинная бронзовая ограда и вдруг мы видим что забор "не  в силах" и тут ставим смысловой перебив.
  Присмотревшись внимательнее мы замечаем, что через решетку проросли белые лилии. "слова - сдержать напора белые лилии" мы можем разделить "запятой, тире" некая пауза, которая даёт время увидеть те самые лилии, что растут не смотря на ограду, и забор не способен, просто не в силах сдержать их напора, природа побеждает. Две части стихотворения примерно равны, но кто-то должен победить.
               
                Кладбищенский забор,
                не в силах -  сдержать напора
                белые лилии.

                ***

                Кладбищенский забор,
                не в силах сдержать напора -
                белые лилии.

               

   Считая слоги мы видим в первой строке "шесть слогов", вторая "восемь" а третья "три слога". Приглядевшись еще раз мы видим что запятая "пауза" более уместна " после забора" куда ее и перемещаем. Вторая пауза после напора. Так мы получим в первой и третьей строке "6 +4 слога, а в центральной строке восемь слогов". В нашей теории первый и третий образы "кладбищенский забор и белые лилии" сталкиваются вместе. Превращаясь в тон. Тогда как "Не в силах сдержать напора". Перерождаются в полутон, до этого полутон был в начальной строке но объединившись они переродились. И все благодаря знакам препинания.

                Кладбищенский забор -
                не в силах сдержать напора:
                белые лилии.
 
    Третий вариант мне видится белее подходящим к тайнам "саби, аваре, югэн". И наиболее полно попадают в теорию тона и полутона. Три образа соединенных в единую цельную картинку.
    Еще одна работа мастера Джейн. Если вы хотите укоротить свое стихотворение, то, отказываясь от лишних слов, обратите свое внимание внимание прежде всего на полутон - фрагмент. Однако этой рекомендации не следует следовать когда вы работаете над фразой или тоном. Бывает что критики комментируя то или иное хайку, говорят, что оно рубленное. Имея ввиду, что в конце каждой строки синтаксическая перебивка окончательная. Две строки тона не связаны ни грамматикой ни смыслом. А если подумать, мы же пишем хайку, а смысл, смысл надо найти, даже если, как нам кажется, его нет. Впрочем работа критиков в том и заключается, чтобы критиковать, и им за это платят деньги. Вот и хайку.

                Та же зелень
                заливной весенний луг...
                белоснежная цапля.

  Прочитали, и что видим? Зелень, возможно, мы ее уже видели, вчера, неделю назад, прошлой весной... Наступила новая весна, и хотя еще снег, не совсем еще растаял, и на лугу много воды, но местами, проглядывают проталины, островки зеленой травы. И тут откровение "заливной" первые пять букв слова, читаются ЗАЛИВ, весенний луг находиться у залива! Также в этом хайку встречается несколько приемов. В словах "зелень и весенний" мы видим "ЕН", а это называется "анафора" вынесение вверх; повторение - стилистический прием, заключающийся в повторение сродных звуков, слов синтактических или ритмических построений, также тут можно видеть парадокс или апорию.
  Теперь еще раз перечитали и расставляем тон и полутон. "Та же зелень заливной весенний луг" все логически верно; зелень, трава, растущая на лугу у залива, но тут присутствует некая недосказанность и мы ставим многоточие, "..." и вдруг наш взор упирается в цаплю, гуляющую по "весеннему лугу", многоточие дает нам время увидеть цаплю, прямой контраст "зелень заливного весеннего луга и белая цапля". После слова зелень можно поставить паузу, а можно и не ставить.

                Та же зелень
                заливной весенний луг...
                белоснежная цапля.


  Тон - первые две строки, или предложение разделенные запятой, а полутон "белоснежная цапля. Тут так же встречаются сродные звуки "ЕЛ, читаем слева на право, "НЕ читаем справа на лево", а так же звуки "из первой строки и второй строки". Хайку связано, как никакое другое и кроме этого тут скрыта "ваби и югэн" некая тайна объединяющая "зелень, весенний луг и цаплю". Нет друзья, тон в этом хайку скрыт в первых двух строках, а цапля "полутон" это контраст между всеми тремя образами. Так я вижу это хайку, можно конечно поменять местами третью и первую строку, но это уже совсем другая хайку.
  Мастер предлагает добавить предлог, ко второй строке, но так ли нужны предлоги к таким произведениям как хайку. Все-таки это дзен-буддизм и мы должны уметь видеть, невидимое.

                Белоснежная цапля -
                заливной весенний луг...
                Та же зелень.

  Поменяв местами, цаплю и зелень, мы увидели "белоснежную цаплю", а только потом "заливной весенний луг" и тут мы осознаем что трава, зелень на лугу тоже самая, что и в прошлом году, не чем не отличается. Ставим после цапли смысловой перебив "тире". Затем увидев луг, многоточие, нам надо время что бы осознать что зелень не отличается от прошлогодней. Можно конечно и "запятую", паузу, которую мы выделим голосом при чтение. Но мне видится что здесь образ разрушен. Хотя белый цвет наиболее сильно, первым, бросается в глаза, и только потом мы переходим на зелень. Полутон первая строка, вторая и третья тон. С другой стороны, один видит что холодильник на половину пуст, а второй, что он на половину полон. Но здесь я склонна согласиться с мастером, хайку, стала рубленным, не связана логически и синтактически. Знаки препинания не могут его исправить, а предлог, это все таки дополнительная информация и целый слог. "На заливном весеннем лугу" - 9 слогов, "заливной весенний луг" - 7 слогов. Поэтому не каких предлогов и перестановок.


                Низкое зимнее солнце
                листья малины
                красных и зеленых

  Мастер предлагает ввести в хайку предлог и изменить падеж, "на листьях малины"; перечитав несколько раз хайку, я бы поменяла, вторую страку и первую, добавила бы глагол "что делают - отливают, но только без предлога" и получила бы, вот что:

                Листья малины
                отливают красным и зеленым -
                низкое зимнее солнце.

  Тоном становиться первые две строки, "низкое зимнее солнце", мы понимаем что листья молины, отливают, только лишь благодаря солнцу, пускай и зимнему, не будь солнца, третьего образа, который объединил два других, мы бы нечего не увидели. Знаки препинания в теории "тона и полутона" играют не маловажную роль, и приобретают значения не высказанных слов. Это близко к "самадхи, дхарана или дхьяна".

А теперь мой пример, в добавок игра со знаками препинания      (Арике Амая)

                Где слуховой аппарат!?..
                Не слышу ... вась... ма..ата,
                С праздником сестра.

   Некто кричит, и спрашивает где слуховой аппарат, некто отвечает, что не слышит и думает что это его зовут, спрашивают именно его. Парня зовут Марат и он не понимает, это его зовут, или называют один из весенних месяцев. Марат глухой, не расслышал или не понял буквы "Р" после некоторой  паузы, парень расслышал или подключил аппарат и наконец брат поздравляет сестру. Полутон первая строка, тон вторая и третья строка. Вот вам игра со знаками препинания. Поставив вместо запятой, смысловой перебыв получим полутон в третей строке.

                Где слуховой аппарат!?..
                Не слышу ... вась... ма..ата -
                С праздником сестра.


   Возможен и такой вариант, более логический и синтактически правильный, полутон во второй строке, зажат между строками, первую строку, слова сестры, которая пытается докричаться до глухого брата, объединяем с третьей строкой, и это становиться тоном. Брат понял, что от него хотят и наконец-то поздравляет сестру с праздником. Полутон центральная строка - брат говорит что понял, здесь ставим восклицательный знак, некоторая пауза, брат подключает аппарат и смысловой перебив тире, и наконец-то братишка поздравляет сестру. Многие и здесь могут увидеть полутон в третей строке, но это всего лишь точка зрения. Проще говоря в первой и третей "последний" строках проявляются взаимосвязи и завершённость. Когда наиболее сильные связи проявлены между образами первой и третей строки, хайку производить впечатления хорошо сбалансированного произведения.

                Слышь!.. смое... ма..ата!?..
                Слуховой аппарат!.. - Понял
                С праздником сестра.

 
 


Рецензии