Дизайн экономики

Коммунизм масштабируется. Вполне. Векторным способом, точно так же как в векторной программе графической — как тот же векторный графический файл svg. Т.е, по сути, континуумным, вертикальным, иерархичным, мужским. А вот возникающие на основе капитала производственные отношения (описанные Марксом) масштабируются как раз-таки только горизонтальным, дискретным, растровым, ризомным, женским способом. Вот и вся разница. Одно другому не мешает, но пересекается.

Если техническую метафору масштабирования продолжить, то социализм СССР был, скажем, своего рода опытом работы в условиях первых версий программы Corel, тогда как страны Запада тогда преимущественно работали в условиях первых версий графической программы Photoshop. Разница в экономиках была сродни разницам в программах: в Photoshop можно работать с природными пикселями (производственными отношениями), обрабатывая их так, как нужно для конечного целевого дизайна (прибыли), а в Corel приходится рисовать самому эти отношения для достижения нужного результата (общественного блага). Photoshop обеспечивает 3000 сортов (пикселей) колбасы на полках супермакетов. Corel же такой цели не имеет, там логика заставляет отрабатывать две-три, максимум 50 сортов колбасных изделий, по строгим научным стандартам. У каждого способа работы с экономическими объектами свои логические границы применения и своя логика масштабирования.

В фотошопе жесткость пиксельно-производственных отношений фиксируется реальностью, эмпирикой существования. В кореле жесткость линий-векторов задается сверху, идеалистически, из мира идеалов.

В реальности, безусловно, можно комбинировать два способа, что и происходит повсеместно.

Вопрос в том, чтобы довести до совершенства оба способа, вырабатывать новые форматы экономических отношений (файлов), чтобы появлялись вместо непрозрачных и неповоротливых jpg — гибкие и удобные в интернет-ризомном использовании webp, а вместо закрытых и забаррикадированных cdr — легкие и опенсорсные svg.

Сайты-дизайны государств в эмпирике надо бы создавать (подвергать реконструкции) максимально адаптированные к историческим, культурным и социальным условиям, с продуманным социально-экономическим дизайном (устройством), где композиционно и структурно точно определены места использования файлов той или иной (как растровой, так и векторной) формы экономических взаимоотношений. В соответствии с вертикально-заданным проектом. В идеале, оркестровые формы экономик должны быть способны ладно и согласованно играть те симфонии и музыкальные пьесы, которые нужны для достижения наибольшего раскрытия творческого духовного потенциала народов Земли.

Экономика — она такая, композиционная штука. В ней можно увидеть и горизонтали, и вертикали. Если уповать на эмпирическую данность только, то это рождает акцент на капитале и веру во всесилие рыночных отношений. Если только вверх глядеть истово — то рождается казарменный социализм. Пора уже научиться избегать крайностей: поглядывая на реальность — строить кастомизированное вечное.

P.S.: В веб-дизайне сейчас всё более актуальным становится использование структурно важных картинок векторного формата (svg), которые применяются при оформлении главных страниц, стержневого каркаса сайта, при показе логотипа, фавиконки сайта. А вот растровый формат (тот же webp) используется уже для вспомогательных, второстепенных и служебных функций эмпирического характера: для иллюстрации в новости, показа наглядных эмпирических фиксаций-портретов председателя правления или сотрудников компании.

Плюс надо упомянуть применение иллюстраций, элементов дизайна, созданных вне дихотомии "вектор-растр" — собственно, программным путем, то бишь, при помощи CSS или языков веб-программирования — интеллектуально-духовных инструментов прямого и динамического воздействия. Такая вот троица в веб-графике, которая, если присмотреться, присутствует и в социально-экономическом дизайне современных государств.

31.01.2024, Астана


Рецензии