О вере

"Вера же есть осуществление ожидаемого
и уверенность в невидимом".
Послание к Евреям, 11:1

Вера или идея веры?
Живём ли мы полноценной христианской жизнью или «совмещаем» мирскую жизнь с «элементами» христианства? Если мы имеем веру в живого Бога, то мы молимся Ему, читаем Его слово, живём по Его воле, рассказываем о Нём другим. Если же мы знаем «портрет» Бога или идею Бога, то мы имеем «портрет» веры или идею веры, а не саму веру, и живём обычной жизнью, «разбавленной» христианством.
«А без веры угодить Богу невозможно…» (Евр. 11:6)

Груз неверия
«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5).
Неверие – это тяжкий груз, потому что оно не может дать надежду, а без надежды даже сама жизнь становится в тягость. Вера же даёт надежду, окрыляет – следовательно, она не только не может быть грузом, но, наоборот, сама несёт человека, поднимает ввысь. Поэтому Христос говорит: возьмите Моё бремя, и тогда вам будет легко в жизненном пути. Возьмите Мою кротость, Моё смирение, Мою святость, Моё спасение. Возьмите Мою веру.
«Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо и бремя Моё легко» (Мтф.11:29-30).



Религия и вера
Наблюдая за происходящим вокруг, размышляя много о религии (религиозности, набожности – можно называть по-разному) и о вере, я пришёл к твёрдому убеждению: чем больше человек пренебрегает Божьим словом и Его путём спасения (то есть верой), тем больше он увлекается внешними сторонами своих взаимоотношений с Богом (то есть религией), и наоборот.
Религиозность и вера – совсем разные вещи: первая даёт временное успокоение души здесь, на земле, вторая же открывает доступ в небеса, к вечной, радостной жизни. Библия говорит, что верою очищаются сердца; утверждаются церкви; получаем прощение; достигаем спасения; противостоим дьяволу; оправдываемся; получаем доступ к Отцу и Его благодати; ходим (то есть живём христианской жизнью); получаем обещанного Духа; позволяем Христу вселиться в наши сердца; воскресаем с Христом; получаем пользу от слышания слова Божьего; наследуем обетования Божьи; познаём, Кто есть Бог; приносим Богу угодную Ему жертву; получаем силу от Бога; повинуемся Ему; переходим от смерти в жизнь (см. Деян. 15:9; 16:5; 26:18; Иак. 2:24; 1 Пет. 1:9; 5:9; Рим. 3:28; 5:1; 5:2; 2 Кор. 5:7; Гал. 2:20; 3:14; 3:24; Еф. 2:18; 3:12; 3:17; Кол. 2:12; Евр. 4:2; 6:12; 11:3; 11:4; 11:8; 11:11. Этот список можно было бы продолжить.
Бог ещё в Ветхом Завете (и во многих местах Нового Завета) провозглашает: «…праведный верою жив будет» (см. Авв. 2:4; Рим. 1:17; Гал. 3:11; Евр. 10:38). Но человек придумывает определённые действия, правила и постановления, чтобы угодить Богу и получить прощение от Него. Однако Божье слово ясно говорит (как мы читали выше), что без веры, что бы ты ни делал, Богу не угодишь. Если вы ходите в церковь (хотя бы иногда), задумываетесь о спасении («А что будет после смерти?»), стараетесь совершать какие-то духовные действия, подумайте сегодня: а так ли вы пытаетесь угодить Богу? И вообще: Богу ли вы стараетесь угодить или людям?
«Бытие определяет сознание», - утверждали основоположники марксизма. Если предполагать, что материя и всякая жизнь образовались сами по себе (без участия Творца), то было бы логично так думать. Но если верно считать, что Бог есть Создатель и Творец, то мы признаем, что всё от Творца, Который и устанавливает все законы бытия, сознания, веры и спасения. Он, если хотите, утверждает «код доступа» к Нему, который известен всем. Этот код – вера в Иисуса Христа. Вера, которая определяет и сознание, и бытие, и наше спасение.

***
В чём опасность сползания веры в религию? В нашей самодостаточности. Усвоение Божьих истин, организация церковных собраний с проповедями и песнопениями – это хорошо и угодно Богу. Но есть вероятность того, что, чем больше церковь утверждается в этом, закрепляя определённые правила церковной жизни, тем более она может надеяться на себя, на свои возможности, на свою организацию.
Знакома ли вам такая картина: проповеди хорошие и правильные, но оторваны от жизни; есть пение, но не хватает прославления; люди несут служение, но выполняют его как некую работу. Так человек, работающий на кого-то, ходит на работу (ведь надо же где-то зарабатывать), но выполняет её формально, по привычке, не вкладывая душу. В христианской жизни такое недопустимо.
Отношения с Богом – это не игра, где достаточно один раз усвоить правила, чтобы играть. Живой Бог хочет живых отношений с Ним, а не «игры по правилам». Он хочет, чтобы мы не ставили другому подножку, но не потому, что это запрещено Его правилами, а из любви к ближнему: как я хочу, чтобы ко мне относились, так и я  поступаю с людьми.

***
Как-то в газете прочитал статью о строительстве церкви внутри останкинского  телецентра. Факт сам по себе положительный. Правда, писал автор статьи, есть и противники: почему не синагога?
В связи с этим вспомнил я слова Господа Иисуса Христа, которые Он сказал в разговоре с женщиной-самарянкой: «…наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу». Не так важно, где поклоняться Богу, сказал Христос, а то, как поклоняться; то, с каким сердцем, с какими намерениями, мотивами приходит человек к Нему. «…Истинные поклонники, - говорит Господь, - будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе». А причина очень проста: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:21, 23-24). Ведь Бог ни в чём не нуждается и «не требует служения рук человеческих»  (см. Деян. 17:25).
А вот цитата из статьи: «Грешат, знамо дело, а покаяться негде и некогда… Одни поддерживают идею покаяния не выходя из телецентра и видят в ней возможность снимать стрессы…» (везде курсив наш – В.Тухикян) Как далеко это от Божьей истины о покаянии и поклонении! Насколько у нас, людей, неправильное, искажённое представление о важнейшей духовной стороне нашей жизни! Если, согласно Библии, покаяние – это исповедание перед Богом своей греховности и признание Иисуса Господом и Спасителем, основанное на твёрдой вере в то, что Бог воскресил Его из мёртвых (см.Рим. 10:9), то ясно, что единственное место, где происходит истинное покаяние, – это сердце человека. Поэтому главное не то, где ты покаешься, а то, перед кем покаешься, как покаешься – искренне, от всего сердца, или формально, выполняя необходимый обряд, – и твоя вера. И если человек кается, чтобы снимать стрессы (!), то уж лучше пойти покаяться хотя бы перед тем, кому ты причинил боль или неприятность, – и то будет больше пользы.
Библия – это не одна из многих книг, а единственная в своём роде Книга. И ни у кого из людей нет монопольного права на знание истины Божьей и научение ей. Такое право есть только у Бога. И для этого Он и оставил нам Своё Слово, которое передал через Своих служителей – авторов Библии.



Ближе к Богу
1-е Тим.2:5

У человека истин много,
Он лицемерен и лукав,
А чтобы быть поближе к Богу,
Изобретает свой устав.

Вот так склонюсь, а так вот встану,
Чтоб было верно и впопад,
Придёт пора, поститься стану,
Сменю на рубище наряд.

Он каждый день, слабея в вере,
Стремится Богу угодить.
А нужно лишь себя доверить
Христу, чтоб ближе к Богу быть.

Без лишних слов, ненужной фальши
Душой Иисуса познавать.
Отбросить всё, что было раньше
Чтоб новый мир в себя вобрать.

И не в движенье, не в картине,
Не в блеске золота и риз –
Всё новое лишь в Нём отныне,
Он – путь, и истина, и жизнь.

Не пышность фраз Ему угодна
(Он знает помыслы твои) –
Отдай Христу навек сегодня
Ты сердце, полное любви.

И Божий дар – Его спасенье,
Превыше всякого ума,
Тебе откроется в мгновенье,
Бескрайнее, как жизнь сама.

Видимое и невидимое
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).

Людям легче и удобнее поклоняться видимым предметам и  верить в видимого, вымышленного бога, чем в невидимого Создателя. Оставшись на несколько недель без Моисея, израильтяне забыли истинного Бога, Который вывел их из Египта и провёл по дну моря, как по суше. Они отлили золотого тельца, которому и стали поклоняться.
На этом примере хорошо видно, что для людей безмолвный, зачастую жестокий, но видимый бог лучше, чем любящий, но невидимый Бог, Который принёс Сам Себя в жертву за грешное человечество. Вымышленного бога можно умилостивить, «подкупить» - дарами, жертвами, ритуалами.  Он – в их представлении – действует по принципу: «Ты – мне, я – тебе». Он требует определённых, чётких правил взаимоотношений с ним и зачастую не отягощает  соблюдением нравственных законов в отношениях людей друг с другом. Такое положение очень удобно для человека, потому что удовлетворяет его представлениям, душевному комфорту и плотским желаниям.
***
«Он дал нам способность быть служителями нового завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2-е Кор. 3:6).

Для любящего, милосердного Бога человек (Его творение) –  объект Его любви, которому дана свобода выбора в  поступках. Бог даровал людям Спасителя - Своего Сына Иисуса Христа и ждёт, что они сделают с этим величайшим даром. Он не говорит: «Когда утром встанешь, умойся определённым образом. Надень то, что Я тебе скажу. Поешь то, что Я тебе разрешу. Когда захочешь молиться, стань в определённом месте;  делай то-то и говори то-то». Он говорит: «Я люблю тебя. Я принёс в жертву Моего любимого Сына ради твоего спасения. Он добровольно претерпел страдания и смерть, чтобы освободить тебя от вечных мучений, выкупить тебя из рабства греха и дать свободу. Ты можешь употребить её для себя, для своих желаний, а можешь быть послушным Мне и не делать того, что Меня огорчает. Но знай: ты получишь Мои благословения, истинное  счастье и вечную жизнь только тогда, когда верою примешь своего Спасителя – Иисуса Христа – и пребудешь в Нём. Потому что только через Него, с Ним Бог оживотворяет мёртвого во грехах человека (см. Ефес. 2:5) и даёт ему  способность жить новой жизнью Божьего дитя».
***
«…Видимое временно, а невидимое вечно» (2-е Кор. 4:18).

Если вера ритуальная, внешняя, то всё зависит от «правильных действий» человека, и, в основном, ответственность «возложена» на священнослужителя, который, становясь посредником между человеком и Богом, говорит, что «правильно» и что «неправильно» делать. Если же вера истинная, библейская, евангельская, то ответственность за человеком, который или принимает, или отвергает уже совершённое Иисусом Христом спасение.
Через покаяние и веру, возродившись от Святого Духа, человек становится  новым творением, Божьим дитём, и теперь имеет непосредственные, живые отношения с Творцом. Святой Дух входит «во внутреннего человека» и руководит им, говоря, что хорошо и что плохо, что угодно Богу, а что нет. Так исполняется «благая, угодная и совершенная»  воля Божья в жизни возрождённого человека, то есть христианина.
Но большинство людей желают жить в рабстве условностей, обрядов, запретов и постановлений, предпочитая, чтобы за них всё решали другие и давали им только определённые инструкции.
Так жить легче (потому что всё уже заранее расписано) и приятнее (потому что чем правильнее, «по канонам», живёт человек, тем более он возвышается в своих и чужих глазах).
Но это не есть путь спасения.

***
Хотим мы этого или нет, согласны  с этим или нет, но мы осуждены на вечную смерть как по своей природе, так и по своим делам. Вера возникает из понимания этого, из осознания всем существом, что я  грешник, и никакие мои дела меня не спасут, а только милость Божья: «Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:16). Единственное, что я могу сделать для себя, – это не  закрыть своё сердце для действия Божьей любви и благодати во мне, не ожесточиться, не отвернуться от Спасителя.
Таким образом, вера – единственное, что может перенести меня из мира греха и смерти (в котором живу я и каждый человек) в мир Божьей благодати и вечной жизни.
 
Живая вера
Рим. 5:1

Есть много религий, а Бог лишь один,
Одна лишь надежда и вера.
Один есть на свете Творец-Властелин,
Который нас любит без меры.

Но люди, желая творенье познать,
Творца Самого отвергают,
Стремятся как можно «духовнее» стать,
А Духа Его и не знают.

Везде о любви бесконечно твердят,
А сами любить не готовы
И без покаяния снова грешат
И падают снова и снова.

Хотят они мира, но ищут не там
(Хоть знают и космос, и атом),
Но истинный мир открывается нам
Лишь в Нём, в Иисусе распятом.

Лишь вера живая, лишь вера в Христа
Приносит от смерти спасенье.
Голгофская жертва, и чудо креста,
И сила его воскресенья.
               

Вера «внутри себя»
«Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречётся Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф.10:32-33).

Иисус Христос хочет (и требует), чтобы верующие открыто исповедали Его своим Господом и Спасителем. Однако есть немало людей, которые как бы «стесняются» перед всеми заявить о своей вере, считая это делом сугубо личным, интимным. Является ли такая вера истинной или только кажущейся, когда некий внутренний покой  и определённые чувства ложно «сигнализируют» человеку, что с его отношениями с Богом «всё в порядке»?
Хорошо понимая, что признание истинности или неистинности веры исключительно в ведении Бога, осмелюсь предложить некоторые размышления на эту тему.
Так называемая вера «внутри себя», «в сердце», «в душе» есть, по большому счёту, не что иное, как вера в себя. Вера «в сердце» зачастую действительно помогает человеку: она побуждает его быть хорошим, не делать зла, творить добро. Но когда человек этого достигает, то он всё больше начинает ценить себя, так как добро, положительное возникло внутри него (как бы само по себе, не от Бога – иначе он бы открыто исповедовал Бога). Постепенно человек становится хорошим сам по себе и для самого себя (ведь у него есть все основания так думать, особенно если он сравнивает себя с теми, кто не делает добра, кто и не стремится быть хорошим).
Так желание быть добрым «для других» превращается в становление добрым «для себя»; вера «в сердце», «в душе», «внутри себя» превращается в веру в себя (то есть в того человека, который добился добра, положительного), потому что если добро возникло внутри меня, а не дано мне Богом, то вместо желания  воздать хвалу Богу я воздаю хвалу себе (часто даже неосознанно).
Постепенно Тот, в Кого я верю, отходит на второй план, а на первом месте оказываюсь я сам – человек, добившийся «хорошести», добра, правильности (или, говоря языком Библии, праведности). Так приходит самоправедность, самооправдание.
Вера внутри себя чаще всего не предполагает страха перед Богом, перед Его судом по Его законам, а видит (если вообще видит) только любовь Божью. Так бывает, когда нашему зрению доступна только одна сторона предмета, например, Луны. Я вижу только красивое, приятное, светлое, и мне комфортно с ним, и у меня нет желания разбираться во всём остальном, потому что мои представления о Боге (или о вере, или о религии) удовлетворены и соответствуют моим потребностям, ощущениям. Зачем же мне тревожить самого себя, свой покой, «свою» веру? Зачем мне узнавать «другую сторону» Бога, ведь это может разрушить мой комфорт, мою «целостность», моё «я»?
Но если объект веры - живой, истинный Бог, то Он не только внутри человека (присутствуя там Духом Святым, а не каким-то ощущением  «чего-то хорошего»), но и вне его (Бог вездесущ), знает о нём всё (Бог всеведущ), имеет право, будучи Богом-Творцом, сделать всё, что захочет, и в состоянии сделать всё (Бог всесилен); если мы понимаем и принимаем, что Тот, Кто внутри нас, даёт всему «жизнь и дыхание и всё» и вновь придёт на землю «судить живых и мёртвых», тогда наше «я» уходит на второй (и даже на третий) план, вера становится живой (Божьей, дающей вечную жизнь), праведность – от Христа, а оправдание – от Отца по вере в Его Сына.
Такую веру невозможно скрыть или прикрыть – она обязательно прорвётся наружу, потому что меняет человека изнутри, заставляет его радоваться, переживать, стремиться к Тому, кто дал ему новую жизнь, воспевать его. Это «моё» чувство, но оно светится изнутри и прорывается наружу. Точно так же бывает, когда человек любит кого-то: он думает об объекте любви, старается сделать для него что-то приятное; его душа радуется, поёт, светится новым светом, который невозможно спрятать внутри себя.
«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов…того постыдится и Сын Человеческий, когда придёт в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38).
Вера – это дело Божье
Вера – это не хобби, которым занимаются только в свободное время. Это не страсть, которой сегодня сгорают, а  завтра забывают её и ищут другой объект для удовлетворения своих чувств и внутренних потребностей. О хобби можно сказать: не так важно, чем занимается человек, лишь бы это было ему интересно и не мешало другим. Что-то вроде: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало».
О вере нельзя говорить: не важно, во что человек верит, лишь бы верил. Здесь важен объект веры, потому что он, объект, определяет  мотивы и действия человека, их содержание, направленность, характер и, в конечном счёте, наше будущее в вечности. Если я верю во что-то, что не является истинным Богом, то я поклоняюсь и служу творению, а не Творцу. Моя вера в этом случае «материальна», то есть выражается в физических действиях вокруг объекта веры: ритуалах, обрядах, церемониях. И главное – она не может спасти меня.
Истинная же вера духовна и предполагает отношения с истинным Богом «в духе и истине».  Дух, Который у Бога, через веру в Иисуса Христа передаётся и мне («уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом»,  Ефес. 1:13), и тогда во мне начинает жить и действовать новая духовная сущность –  Божьего дитя. Моя вера выражается уже не в физических действиях вокруг объекта веры, а  жизнью в духе внутри него. «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин. 15:4), - говорит Иисус ученикам. Бог любит, и я вхожу в Его любовь, пребываю в Нём и потому действую там и так, где и как действует Он, Который «есть любовь».
Так появляются (и проявляются) плоды духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галат.5:22:23). «На таковых нет закона», - говорит Библия. Потому что, уверовав во Христа, «я умер для закона, чтобы жить для Бога» (Гал. 2:19), т.е. чтобы жить не по плоти, а по духу, исполняя Его волю.
Бог избирает нас по вере, через веру: «…все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса…» (Галат. 3:26) (см. также Тит. 1:1). Людей отбирают в различные команды по разным принципам. Одних выбирают по силе, например, тяжелоатлетов. Других – по скорости, выносливости: бегуны, велосипедисты, лыжники. Третьих выделяют по их научным достижениям и вручают им различные премии.
Ещё отбирают по умению, мастерству: музыканты, певцы, модельеры, артисты. И было бы странно, если бы выдающийся музыкант претендовал на звание чемпиона мира по биатлону потому, что он великолепно играет на скрипке; а самый сильный человек планеты надеялся, что его сделают лауреатом Нобелевской премии по физике. 
Но почему же в духовной сфере происходит так? Люди полагают соответствовать Божьим требованиям спасения, вхождения в Божье Небесное Царство с помощью человеческих, придуманных ими способов достижения цели, не зная (или не желая знать) о том, что пропуском в Своё Царство Бог сделал единственно веру в Своего Сына Иисуса Христа. Почему же ты думаешь, что силы, красоты, мастерства, ума или другого качества или даже многих добродетелей достаточно, чтобы попасть в Божью небесную «команду»?
Если ты ничего не имеешь и ничего не умеешь, но ВЕРУЕШЬ в истинного Божьего Сына Иисуса Христа, в Его искупительную жертву на Голгофском кресте; если ты своими устами в искреннем покаянии призвал Его стать твоим Спасителем  и Господом и готов идти за Ним, отвергнув грех и «блага» этой жизни, то Он примет тебя в семью Божьих детей, которых Он представит Отцу Небесному «святыми и непорочными и неповинными пред Собою…». И условие для этого одно: «…если только пребываете тверды и непоколебимы в вере…» (Колос.1:22-23). И потом здесь, в этой «команде» верующих, возрождённых людей Дух Святой натренирует, научит тебя тому, что делают Божьи дети: заботиться о ближнем, не обманывать, не красть, прощать, быть мирным, не злословить, быть терпеливым, смиренным, контролировать себя и жить Им и для Него.
Бог протянул тебе руку, послав на землю Своего Сына Иисуса Христа. Осознай свою нужду в Спасителе и смирись перед Ним. Возьми протянутую руку Божью. Это нужно тебе более всего на свете! Не надейся на свои дела, на свою праведность, на внешние, видимые действия. Знай, что главное дело, которое принимает Бог, – это твоя вера и послушание Ему.
Однажды  ученики спросили Иисуса: «Что нам делать, чтобы творить дела Божьи?» Он не призвал их много ходить в храм, много поститься, много молиться. Это обязательно нужно, но это следует ЗА верой и покаянием. Иисус сказал: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:28-29).


Рецензии