Об отмене почетного караула у Мавзолея Ленина

Разве я сторож брату моему? ... "
Из несказанного Владимиром Путиным

Несказаницы.Что это? http://www.stihi.ru/2017/04/20/9716



***
Крылатое выражение «Разве я сторож брату моему?» – значение и происхождение
Что означает «Разве я сторож брату моему?»? Известную фразу можно понять, обратившись к источнику происхождения. Давайте ниже рассмотрим, что значит и откуда возникло крылатое выражение «Разве я сторож брату моему?».

Значение
Употребляется для обозначения своей невиновности.

Происхождение
– Библия. «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?»


***
Предложения о перезахоронении

Красная площадь, 1999 год
1989—1991 годы
Первое предложение перезахоронить тело Ленина прозвучало в 1989 году. На Съезде народных депутатов СССР депутат Юрий Карякин заявил, что Ленин хотел быть похороненным на кладбище рядом с могилой матери. Но в РЦХИДНИ не отыскали ни одного документа, в котором родственники Ленина упоминали о его «последней воле»[175][34]. По словам Ольги Ульяновой, утверждения Карякина выдуманы, ни родственники, ни соратники Ленина не ставили вопрос о захоронении вождя[176].

Движение за перезахоронение разрасталось. Были заявления, что Ленина похоронили не по-христиански (хотя Ленин был убеждённым атеистом), а мавзолей — «зловещий зиккурат, с помощью которого Ленин питается энергией русского народа», и что использование мавзолеев свойственно исключительно диким культурам. При этом сторонники последнего мифа игнорируют тот факт, что во Франции в мавзолее хранятся останки Наполеона, в Эстонии — забальзамированное тело генерал-фельдмаршала Михаила Барклай-де-Толли, в мавзолее Нью-Йорка — тело генерала и президента США Улисса Гранта, в соборе Кракова в саркофаге покоится маршал Юзеф Пилсудский[175]. Также появилась идея сжечь тело, а ёмкость с прахом затопить в Марианской впадине[175]. Основной мотив желающих перезахоронить тело Ленина: он — военный преступник, ленинизм — тоталитарная идеология, а мавзолей — проявление ленинизма[175]. Русский поэт Игорь Тальков неоднократно высказывался о необходимости снесения мавзолея с Красной площади и утилизации захоронений в Кремлёвской стене и некрополя перед ней (кроме своих интервью, вынос тела Ленина из мавзолея и советских захоронений из Кремлёвской стены как маркер десоветизации он отразил в своих песнях «Господин президент» и «Стоп! Думаю себе… [Чтой-то тут не так…]»). В произведениях Талькова показан советский мистицизм — звёзды, серп и молот, мавзолей, который ассоциируется с адом[177]. Как вспоминал впоследствии Никита Джигурда, за две недели до смерти Тальков послал Ельцину ультимативное письмо: «Если вы называете себя демократом, почему до сих пор Ленин не вынесен из мавзолея?»[178]

21 апреля 1989 года Марк Захаров в прямом эфире программы «Взгляд» сказал, что Ленина пора простить и захоронить по-человечески[179]. Позже он называл Ленина государственным преступником, которого необходимо судить[175].

5 сентября 1991 года с одобрения Михаила Горбачёва попытку похоронить Ленина предпринял Анатолий Собчак. Он выступил на заседании депутатов с предложением, основанном на несуществующем завещании Ленина с желанием быть похороненным на Волковском кладбище в Ленинграде. Собчака поддержал мэр Москвы Гавриил Попов. В демократической прессе появились хвалебные статьи о достоинствах Волковского кладбища и непременном упоминании о скором перезахоронении на кладбище тела Ленина. Кремль получил поток телеграмм и писем с протестом[180]. В сентябре 1991 года в Моссовете был поставлен вопрос о выносе тела Ленина из Мавзолея и его захоронении[181].

11 сентября 1991 года на собрании в Центральном музее Ленина был сформирован общественный комитет «В защиту Ленина». 12 сентября появились слухи, что ночью тело будет тайком вывезено из мавзолея, поэтому на Красную площадь вышли пикетчики и сформировали народную дружину по защите тела Ленина. 10 октября того же года у здания Моссовета прошла манифестация рабочих Москвы. Участники составили коллективное обращение к Михаилу Горбачёву с требованием защитить тело Ленина от нападок. В ноябре журнал «Форбс» сообщил о желании советского правительства продать саркофаг с телом Ленина на аукционе с начальной ставкой от 15 миллионов долларов, но позже журналисты признались в розыгрыше[182].

1992—2000 годы
По мнению иностранных журналистов, проходившие мимо мавзолея люди испытывали неловкость и недоумение, ведь исторический цикл коммунизма закончился и эта идеология мертва. Поэтому Владимира Ленина надо похоронить рядом с родными, а Мавзолей Ленина превратить в мемориал жертв революции[183].

В октябре 1993 года мэр Москвы Юрий Лужков представил проект указа президента «О восстановлении исторического облика Красной площади г. Москвы»[184], в приложении к проекту говорилось:
Происшедшие в Москве 2-4 октября события вынуждают нас обратиться к Ельцину Б. Н. с просьбой решить вопрос о перезахоронении тела В. И. Ленина и свыше 400 человек, покоящихся у Кремлёвской стены[185].

В 1993 году президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов предложил перенести мавзолей в столицу республики Элисту и был готов выделить для этого миллион долларов[41][186].

22 апреля 1994 года депутат Валерия Новодворская организовала пикет под лозунгом «Похороним дело и тело Ленина». Она была задержана и сделала заявление, что подаст в суд на сотрудников милиции за «воскрешение сталинских методов поддержания порядка»[187]. А в 1996 году один из главных идеологов перестройки Александр Яковлев на личные средства издал брошюру о необходимости провести суд над большевизмом.
Почему нужен такой суд? Да потому что Ленин всё ещё лежит в Мавзолее почитаемый, вся страна усеяна памятниками ему. А ведь он преступник. Идеология насилия, идеология люмпенов не умерла. Трудно с таким грузом быстро двигаться дальше. Я не говорю, что всяк и каждый должен покаяться, падать на колени. Нет. Надо просто осознать, понять, от чего мы ушли. Вот 7 ноября мы все по-прежнему отмечаем праздник, переименовали его в День согласия и примирения. Я предлагал переименовать его в День скорби и покаяния. В этот день семьи не должны ходить на демонстрации, пусть уж лучше сидят дома. Этот день нужен для того, чтобы граждане вспомнили о тех своих родственниках, которые погибли из-за войн и репрессий. И просто выпили за них рюмочку. А больше ничего и не надо.

— А. Н. Яковлев[188]
14 марта 1997 года Борис Ельцин предложил похоронить Ленина «…как он и завещал, рядом с матерью в Санкт-Петербурге», несмотря на отсутствие существования подобного завещания[189]. 17 марта 1997 года на заседании Государственной думы заявления Ельцина о перезахоронении были названы противоправными и приравнены к вандализму. 6 июня того же года Борис Ельцин повторил идею на заседании Совета по культуре и искусству в Санкт-Петербурге. В газете «Правда» от 11 июня было опубликовано опровержение РЦХИДНИ существования завещания Ленина с упоминанием похорон на кладбище рядом с родными[190].

4 июня 1997 года Государственная дума приняла закон «О статусе Красной площади города Москвы». Документ запрещал на Красной площади реконструкцию имеющихся объектов и строительство новых, нарушающих исторический облик площади. 11 июня Совет Федерации отклонил закон. 11 декабря 1997 года была предпринята повторная попытка принять закон, однако Совет вновь его отклонил[191].

6 июня Борис Ельцин снова заявил о завещании и желании Ленина быть похороненным в Санкт-Петербурге. Также появилась идея одновременного перезахоронения останков семьи Николая II. Позднее прозвучала версия, что идея о перезахоронении должна была отвлечь внимание людей от здоровья Ельцина — ему предстояла сложная операция, а из-за кризиса 1998 года акцию переноса тела пришлось отменить[192].

24 мая 1999 года патриарх Алексий II высказался за перезахоронение останков:

Я надеюсь, что когда-то будет создан какой-то пантеон или место захоронения, куда будут перенесены останки деятелей революции, которые находятся на Красной площади. Это аморально, когда на Красной площади совмещаются рок-представления, рок-концерты рядом с погостом[193].

Однако в сентябре 2000 года патриарх просто предложил запретить концерты на Красной площади по причине того, что мощная аппаратура заставляет вибрировать храм Василия Блаженного, а пьяная молодёжь после концертов устраивает туалеты и посиделки на территории собора и церквей в Зарядье[194].

15 сентября 1999 года Министерство культуры заявило о недопустимости ликвидации некрополя[195]. 22 мая 2000 года было зарегистрировано Объединение родственников лиц, похороненных в Почётном некрополе у Кремлёвской стены. Объединение планировало защищать права родственников на неприкосновенность захоронений и защиту некрополя и Мавзолея как памятников истории и культуры, внесённых в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и являющихся объектами исторического наследия общероссийского значения. 15 декабря 2000 года Объединение направило открытое письмо президенту Владимиру Путину. В письме говорилось, что попытки уничтожить мавзолей и некрополь, а также предложение партии СПС создать в мавзолее комплекс жертв политических репрессий являются осквернением исторической памяти народа. Письмо опубликовали «Советская Россия», «Российская газета», «Парламентская газета»[196].

После 2000 года

Выступление Владимира Путина перед участниками военного парада, посвящённого 56-й годовщине Великой Победы, 2001 год

Российские коммунисты у Мавзолея Ленина, 2009 год

Участники церемонии торжественного приёма в пионеры у Мавзолея Ленина на Красной площади. На первом плане — флаг СКМ (Союз коммунистической молодёжи). Россия, Москва, 2010 год
24 июля 2001 года Владимир Путин заявил, что он против перезахоронения тела Ленина:

У нас страна жила в условиях монопольной власти КПСС 70 лет. За это время, это время жизни целого поколения. Многие люди связывают с именем Ленина свою собственную жизнь. Для них захоронение Ленина означает следующее: для них это будет означать, что они поклонялись ложным ценностям, что ставили перед собой ложные задачи и что их жизнь прожита зря. Я думаю, что действия подобного рода могут привести к такому деструктивному состоянию, которое мы уже переживали[186][197].

В ноябре 2005 года КПРФ начала бессрочную акцию по сбору подписей под петицией с требованием оставить тело Ленина в мавзолее. Причиной стали очередные призывы к перезахоронению, а также слова Валентины Матвиенко, что Россия — не Египет и в ней нет места мумиям[186]. В 2006 году по данным ВЦИОМ против перезахоронения тела Ленина выступило 22 % опрошенных[13]. В начале апреля 2006 года директор Института российской истории Владимир Лавров написал официальное письмо, где указал, что Россия не сможет демократично развиваться, пока не расстанется с символами коммунистической утопии и красного террора, так как Ленин и Сталин несут личную ответственность за репрессии, ГУЛАГ и национальный геноцид. Также, по мнению Владимира Лаврова, содержание тела Ленина не должно происходить за счёт налогоплательщиков, а некрополь на Красной площади следует ликвидировать[198]. В защиту мавзолея высказался Юрий Осипов, президент Российской академии наук. Он полагает, что недопустимо так просто выжигать историю: «Если каждое новое поколение будет сводить счёты с предыдущим, ничего хорошего из этого не выйдет»[198].

22 апреля 2006 года Михаил Горбачёв заявил, что тело Ленина надо предать земле в будущем, когда решатся нынешние серьёзные проблемы государства, а в настоящее время обострять ситуацию ни к чему. Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов также говорил, что перезахоронение может состояться в неопределённом будущем. Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев отмечал, что вопрос нужно решить в скором времени, с непременным участием представителей КПРФ и наследников Ленина, и если они договорятся, перезахоронить Ленина после того, как с ним простятся все желающие. Исаев называл удобным временем переноса тела период после выборов парламента и президента в 2007 и 2008 годах. Григорий Явлинский говорил, что было бы правильным похоронить Ленина на кладбище, а могилу Сталина убрать с Красной площади, но сделать это необходимо, не раскалывая общество и не вызывая новых конфликтов[198]. По мнению Владимира Лукина, этот вопрос сможет решить следующее поколение россиян, хотя он не возражает против существования здания мавзолея как исторического памятника[198].

По данным опроса ВЦИОМ 2009 года, 41 % опрошенных считал сохранение тела Ленина неправильным, 15 % полагали, что тело Ленина находится в мавзолее по праву, 66 % опрошенных были за перезахоронение тела Ленина, из них 28 % предполагали это делом удалённого будущего, а 38 % выступали за незамедлительное перезахоронение. В Москве и Петербурге число согласных с перезахоронением больше среднего процента по России — 48 %[13].

За перезахоронение высказались Любовь Слиска, Никита Михалков и Георгий Полтавченко. Против — племянница Ленина Ольга Ульянова, её поддержал Геннадий Зюганов, заявляя, что этот проект является провокацией и проявлением либерального фашизма[13][199].

6 сентября 2010 года Владимир Путин на встрече с участниками клуба «Валдай» заявил, что вопрос о перезахоронении Ленина российский народ решит в своё время, поскольку «история — такая штука, которая не требует суеты»[200].

В 2009 году Владимир Мединский, будучи депутатом Госдумы от «Единой России», отмечал, что нет никакого смысла в содержании тела Ленина в мавзолее:

Нахождение идеологического артефакта в центре столицы является аморальным актом, бессмысленным с точки зрения бюджетных трат, вредным с идеологической точки зрения и жестоким как по отношению к родственникам Ленина, так и по отношению к людям, не разделяющим коммунистической идеологии[13].

20 января 2011 года Мединский говорил, что Ленин — предельно спорная политическая фигура и его присутствие в некрополе — крайняя нелепость. Он полагал, что от тела сохранилось не более 10 %: «Я считаю, что каждый год мы должны поднимать один и тот же вопрос о выносе останков тела Ленина из мавзолея. Это какая-то нелепая, язычески-некрофильская миссия у нас на Красной площади… С этим извращением пора заканчивать[201]». Заявление Мединского об останках проверил еженедельник «Власть». Журналисты подсчитали, что было удалено и заменено при бальзамировании, и пришли к выводу: от тела Ленина осталось 23 %[21].

Владимира Мединского поддержал член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Роберт Шлегель. Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов предложил придать мавзолею статус музея: «Мавзолей — это наша история. Ленин — это наша история, какой бы трагической она ни была. Люди смогли бы свободно посещать мавзолей, понимая, что они посещают именно музей, а не кладбище. В качестве примера могу привести могилу Наполеона во Дворце инвалидов в Париже». Похожей позиции придерживается Сергей Митрохин, говоря о мемориале жертвам коммунизма: «Почему именно музей Ленина, давайте лучше сделаем в этом месте мемориал жертвам Гулага или жертвам большевизма. И мавзолей как архитектурное здание можно оставить». Публицист и богослов Андрей Кураев отмечал, что ежегодное изучение общественного мнения по данному вопросу в течение двадцати лет уже надоело и лидерам страны пора определиться и внятно и чётко высказать свою позицию[201].

25 января 2011 года секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов заявил: «Ленин уже похоронен, так как покоится в саркофаге на глубине трёх метров под землёй»[202]. Заместитель директора Учебно-методического центра биомедицинских технологий, академик РАМН Юрий Денисов-Никольский уверен, что тело Ленина может храниться в отличном состоянии более ста лет, при этом ежегодные расходы не превысят нескольких десятков миллионов рублей. Захоронение тела в этом случае прервёт уникальный биохимический эксперимент продолжительностью в 90 лет, результаты которого имеют для науки огромное значение[18]. Химик-журналист Пётр Образцов опубликовал статью, в которой задался вопросом о ценности и уникальности эксперимента с сохранением тела Ленина. По мнению Образцова, использованный метод бальзамирования известен сотни лет, а в Кунсткамере Санкт-Петербурга два века в банке с формалином хранится двухголовый телёнок. Единственное отличие от тела Ленина состоит в том, что телёнок полностью погружён в формалин, а тело Ленина им пропитано[18].

30 марта 2011 года президент Русского культурно-просветительного фонда имени святого Василия Великого Василий Бойко-Великий и адвокат А. А. Аверьянов написали заявление Генеральному прокурору Юрию Чайке, в котором говорится о подготовке к совершению преступления, подпадающего под статью 244 Уголовного кодекса Российской Федерации. Указанным преступлением Василий Бойко-Великий назвал профилактические работы над телом Ленина, проводимые специалистами каждые полтора года, и указал преступника — «Региональную благотворительную общественную организацию сохранения Мавзолея В. И. Ленина». Объектом преступления указана «общественная нравственность в сфере уважительного отношения к памяти умерших», объективная сторона преступления — надругательство над телом умершего Ленина, так как «никаких фундаментальных и прикладных значений исследования „остатков тела“ умершего 86 лет назад В. И. Ульянова (Ленина) значение иметь не может». Василий Бойко-Великий просит «возбудить уголовное дело в отношении указанных им лиц на основании статьи 42 ФЗ РФ „Об общественных объединениях“ внести в руководящий орган указанной общественной организации представление об указанных нарушениях закона и установить срок их устранения… В противном случае… вынести решение о приостановлении деятельности Региональной благотворительной общественной организации сохранения Мавзолея В. И. Ленина на срок до шести месяцев, либо её ликвидации»[203].

В июле 2013 года митрополит Илларион заявил: пока труп Ленина не вынесут с Красной площади, страна не начнёт развиваться[204].

В январе 2016 года Владимир Путин призвал не предпринимать шагов, которые разделяют общество, и к вопросу о перезахоронении Владимира Ленина подойти аккуратно[205].

12 марта 2017 года РПЦЗ выступила с призывом убрать с Красной площади тело Ленина[206]. А на следующий день депутат от партии ЛДПР Иван Сухарев направил запрос на имя спикера Совфеда Валентины Матвиенко с просьбой демонтировать мавзолей[205]:

Большевистский переворот, по сути, был преступлением против государства. Теперь мы живём в совершенно иной стране, но символы, мертвецы продолжают находиться в центре столицы. Нужно раз и навсегда поставить точку в данном деле и примирить красных и белых, похоронив большевистских вождей по православному обряду. Тем более свою позицию по этому поводу озвучила Церковь[206].

1 апреля того же года появилась публикация о решении Госдумы перезахоронить тело Ленина в Мытищах. Источники сообщали, что удалось убедить всех противников перезахоронения, в том числе самых непримиримых. Консенсус был достигнут после того, как было заявлено: тело Ленина останется в усыпальнице[207]. 20 апреля депутаты от ЛДПР и «Единой России» предложили на рассмотрение законопроект о перезахоронении тела Ленина, где предлагалось установить порядок перезахоронения исторических личностей. При этом сам факт необходимости перезахоронения считался установленным, но конкретные сроки не названы:
В целях рассмотрения вопросов перезахоронения останков исторических личностей, деятельность которых оказывала влияние на ход и исход крупных исторических событий, в целях увековечения их памяти правительством РФ в установленном им порядке образуются межведомственные комиссии… перезахоронению подлежат останки Владимира Ильича Ульянова (Ленина)… Порядок, сроки и место перезахоронения останков Владимира Ильича Ульянова (Ленина) определяются правительством РФ с учётом предложений межведомственной комиссии[199].

Отсутствие конкретных сроков позволило бы применить законопроект во время пика очередной готовности общества похоронить тело Ленина. Прошлый пик пришёлся на вторую половину 1980-х и первую половину 1990-х. После обсуждения и критики законопроекта депутаты «Единой России» отозвали подписи[199][208]. Правительство законопроект не поддержало. Положения законопроекта допускают перезахоронения без учёта волеизъявления умершего и за счёт федерального бюджета, но при этом источники финансирования не определены, что затрудняет оценку финансовых последствий принятия этого закона[199].

По данным ВЦИОМ, на 21 апреля 2017 года 39 % граждан России считали Мавзолей Ленина туристическим объектом, 38 % считали, что нахождение тела Ленина на Красной площади неправильно и противоестественно, 18 % — что тело лежит в мавзолее по праву. При этом 63 % высказалось за захоронение тела Ленина: 32 % считает, что сделать это нужно немедленно, 31 % — спустя некоторое время[209].

В июне 2017 года в областных и краевых центрах России прошли конференции на тему «Октябрьская революция. Мифы и реальность». На конференциях в том числе обсуждались вопросы, связанные с мавзолеем: «Что такое Мавзолей — зловещий зиккурат или сакральный символ нашей истории?»[210].

27 октября 2017 года Ксения Собчак во время встречи с избирателями в Екатеринбурге объявила, что её первый президентский указ будет о перезахоронении тела Ленина, так как сам факт его пребывания в мавзолее — «это средневековье»[211][212]. 2 ноября глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров поддержал идею перезахоронения и заявил, что это «разумно и человечно». Кадыров уточнил, что данный вопрос должен решаться президентом России[212][213]. Эту позицию разделила депутат Госдумы Наталья Поклонская: «Поддерживаю Рамзана Ахматовича и тоже считаю, что смотреть на труп в центре столицы это по меньшей мере не гуманно и не по-человечески. Если решение о захоронении будет принято, значит, наступит новый этап развития нашей Родины с перевёрнутой страницей прошлого и готовностью идти дальше, помня уроки истории»[214]. 13 ноября Владимир Жириновский предложил тело Ленина захоронить, а мавзолей использовать в качестве трибуны для публичных выступлений: «Надпись „Ленин“ убирается и пишется „Государственная трибуна“. И на всех торжествах туда поднимаются… Мавзолей как строение пусть стоит: наверху великолепная трибуна, мы к ней привыкли. Пусть сохраняется»[212]. В правительстве заявили, что тема захоронения Ленина признаётся достаточно резонансной, но не стоит в повестке дня[213].

По мнению Владимира Путина при захоронении Ленина советские власти отталкивались от традиции христианского почитания мощей.
Ленина положили в Мавзолей — чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан? Мне говорят: «Нет, в христианском мире нет такой традиции». Как же нет? На Афон поезжайте, посмотрите, там мощи святые есть, да и здесь тоже святые мощи Сергия и Германа. То есть, по сути, ничего нового тогдашняя власть не придумала, она просто приспособила под свою идеологию то, что человечество уже давно изобрело.


Рецензии