Старинные фотографии... Натали...

 
 
    Люблю рассматривать старинные фотографии, в которых будто остановилось время…Пытаюсь угадать судьбу этих людей с фото, их образ жизни и мысли. Какие интересные лица людей на них, одежда, мебель, к которой они прислонились или сидят в креслах… часто семейными парами или целыми большими семьями, иногда группами единомышленников собираются на одном снимке на память, иногда одиночные красавцы вояки с усами, бородами, бакенбардами,  хорошо одетые в военный костюм или модный костюм прошедшего времени, мужчины с драгоценным оружием, саблями, мушкетами,-символами силы и власти, в регалиях- медалях и крестах,у некоторых целый "иконостас" на груди, говорящий о заслугах перед отечеством,кто-то в бурках и красивых головных уборах, папахах или котелках. А женщины в загадочных вуалях, шляпках с перьями, в мехах- все почти красавицы, затянутые в корсеты, в украшениях-символах богатства, чтобы подчеркнуть статус свой и высокую ступень на лестнице жизни. Некоторые дамы держат свой позвоночник настолько прямо, что кажется, что проглотили кол, или они заморожены навек. Иногда в их руках мы видим зонтики. Реже дама с закрытым зонтиком, и это не случайно, она опирается на него или держит опущенным перед собой двумя руками, чтобы подчеркнуть самостоятельность, самодостаточность и независимость. Обычно, в таких читается сильная, волевая женщина. Кокетки часто снимаются с раскрытым зонтиком в облаке кудрей, бантиков и с обворожительной улыбкой. Сколько в позах иронии и самоиронии. Причёски,как вишенки на торте- показывают сколько сил потрачено на это! И денег…как всё пафосно…
Сразу понимаешь, что это за люди, из каких семей,сословий, что любят и чем гордятся в свой жизни, какой имеют характер, чем живы.
    Я перебирала эти старинные фотографии и думала над каждой, ведь они были рассчитаны вернуть близким хоть на мгновение -то,что ушло, кануло в Лету, ту жизнь, их любовь, тайны тех людей, их истории, их память. Сколько за ними всего стоит! Жизнь, судьба, их свет, который от них остался…
 Так я набрела на фотографию, которая меня очаровала. Я смотрела, а в глазах поплыло что-то… куда-то... Кто эта прекрасная незнакомка? Это была девушка с удивительно приятным, духовным лицом, очень умным взглядом, будто разглядывающая своё будущее. Упрямые кудри убраны просто и даже небрежно, одна кудря, как антенна вылезает в небо,как указательный палец, да и пробор не отработан как надо.Снимок сделан быстро,на ходу, ничего вычурного. Она естественна и самодостаточна, что пленяет. Не нужны "танцы с бубном" вокруг неё. Она будет разглаживать,выпрямлять свои непослушные волосы всю жизнь.И характер у неё такой же упрямый. Чувствуется, что свободна и уверена в себе. Она словно выплывала из облака … мне захотелось с ней поговорить…Видно, что из хорошей семьи, умница, пока совсем юная гимназистка,но с характером, харизмой уже, и большим будущим. И я не ошиблась.На обратной стороне подпись- Н.Гончарова...Сознание раздвоилось...Значит,ещё одна Гончарова, та ещё и Пушкина...видимо,не случайность...
     Это было фото молодой девушки, которая стала всемирно известным художником -  Наталья Гончарова.Как её в разное время называли "Скифская жрица"(В.Хлебников), амазонка авангарда( Б.Лившиц),царица авангарда. Она была первой среди равных Н.Гончарова,А.Экстер, О.Розанова.
Н. Гончарова - барышня голубых кровей, дворянка, вчерашняя гимназистка, окончившая с серебряной медалью обучение. Как сама говорила- "на краю золотой медали".Девушка очень самостоятельная и решительная.Влюбилась в своего
единомышленника и решила с ним жить в свободном браке, чем привела своих родителей в ужас.Он тоже художник- Михаил Ларионов.Уговоры родителей, и никакая аргументация не действовали на неё. Отец-известный архитектор мечтал совсем не о таком зяте-нищем парне из Тирасполя для своей любимицы. Но любовь накрыла молодых по полной, и они были счастливы. Родители еле смирились с этим.Похоже,что она готова была жить со своим любимым в шалаше. Родители снизошли, не допустив этого.Что,ж! «Сердце и ум имеют лишь совещательный голос. Решающий остается за телом».Похоже Поль Жирарди был прав.
 Жили молодые в доме, построенным отцом, а к ним в гости приходили молодые  бунтари и "свергатели всего старого" поэты,художники- кубисты,футуристы,которые призывали «сбросить классиков с парохода современности» куда попадали… Пушкин, Достоевский, Толстой  … и прочие классики... !!!!???
Вечно голодные Кандинский, Маяковский, Бурлюк, Волошин, Судейкин и другие приятели заходили в этот дом.  Наталья была хорошей хозяйкой и очень гостеприимной.Мебели особой не было в доме, и чаще всего гости садились в круг на пол по-турецки и угощались чем Бог послал ,обсуждая "новое искусство". Все угощения исчезали очень быстро.У "свергателей " был отменный аппетит. Но, и этому все были рады, это были счастливые дни в это время.
  И как это терпела Наталья Гончарова? Самое интересное,-ведь она сама была двоюродной правнучкой жены А.С. Пушкина- Натальи Гончаровой, папиной родственницей. В её роду был и знаменитый математик Чебышев Пафнутий Львович. Сама  пробовала разные профессии - медсестры,-не понравилось, поступила на высшие курсы истории и философии,но, вдруг открыла в себе зов искусства и направилась в Московское художественное училище живописи, ваяния и зодчества. На этом и остановилась.( С 1901-1909г).День и ночь писала свои картины.Сама писала стихи,правда тайно, училась сначала скульптуре у Трубецкого, потом у К.Коровина искала себя.Свой стиль в искусстве называла "всячество"- т.е. обращалась ко всем существующим стилям, и темам, включая религиозные, и пропуская через себя, интересовалась и собирала всякие лубочные, народные анонимные картинки, открытки, иконы, игрушки табакерки, подносы, сундуки расписные, изразцы, всё русское и древнерусское. Искала во всем истоки совершенно "нового искусства".
 Изучала Восток и его культуру, вместе с Михаилом шли к созданию "нового искусства", связанного с простым народом, его бытом и жизнью.Сама потом признавалась,что в самом начале,да и потом, на её становление особое влияние оказали французы - Поль Гоген,Анри Матисс, Пабло Пикассо.Все её касания к творчеству этих художников, явно прослеживаются в её работах. Она настойчиво копирует их, учась у них. Так искала свой язык, свой ключ к искусству. Все начинающие художники идут подобным путём.
Ларионов, её верный друг и гражданский муж, бунтарь, имеющий своё мнение на всё, организатор и участник творческих акций и выставок "Бубновый валет" (1910), "Ослиный хвост" (1912), "Мишень" (1914), "№ 4",его детищем был "Ослиный хвост"- поддерживал её во всём.
Его дважды исключали из училища за неприличные эскизы, а экзамен выпускной сдавал экстерном. Провалить его не решались, ведь его работы уже покупала Третьяковка. Он выдвинет ещё один принцип -"Свободная трактовка стилей". Наталья называла Михаила своим камертоном, это он разглядел в ней живописца, а не скульптора. И по нему она определяла правильность своего выбора направления, свой стиль- не сбилась ли она с верного пути. Она была трудоголик, создала огромное количество работ, невероятное! Было непонятно, когда она отдыхает? Она принадлежала к племени "Амазонок авангарда"- так их назовёт Бенедикт Лившиц, поэт, футурист, а потом это станет символом, знаком этой эпохи. Уже В 1999 году команда американского Музея Гуггенхайма организовала международный выставочный проект «Амазонки авангарда».  Их было шесть! Сначала три Наталья Гончарова, Ольга Розанова, Александра Экстер, а потом ещё три- Любовь Попова, Варвара Степанова,Надежда Удальцова.В дальнейшем круг «амазонок» значительно расширился: в него были включены имена Е.Г.Гуро, В.Е.Пестель, М.М. Синяковой и многих других.
       Что же это было за чудо такое? Откуда появилась эта волна женского таланта? Потенциал был всегда, это точно, он копился и искал выхода, а вот возможности реализации не было. Право первенства принадлежало всегда мужчинам. Наконец, в начале XX века женщины получили гораздо более открытый, чем в предыдущие столетия, доступ к художественному образованию и вышли из тени своей сильной половины, и даже получили возможность поучиться за границей. Женщины получили больше степени свободы во всех сферах. Стали носить свободно мужскую одежду, удобные брюки, платья- блузы, фуражки, жить гражданским браком, заниматься творчеством не только в домашнем кругу, а посещали художественные училища, курсы и студии, не только на правах вольных слушателей, а участвовали в выставках, заявляли о себе и своём желании творить. И, наконец, они стали профессионально заниматься искусством, учиться и зарабатывать этим себе на жизнь. Это была уже новая среда обитания. Многие художницы находили себя именно в этой среде авангарда. Кстати, они не придерживались одного стиля, одних традиций или одной идеологической линии.На первом этапе они объединялись, но вскоре расходились в разные стороны, и даже ссорились, отстаивая своё... Русский авангард был творческим объединением самых разных новаторских течений-коктейль! И как ни странно, именно эти женщины шли в авангарде художественного процесса этого времени, а не мужчины.Можно сказать,что это было время "матриархата" в искусстве с 1907-1922г. Мужчинам пришлось подвинуться и пропустить женщин вперёд, но быть рядом.  Создавались творческие пары, все метаморфозы в обществе происходили под знаком любви. Любовь окрыляет и даёт импульс творчества. А затем и любовные треугольники появились, где главное место принадлежало женщинам. Гончарова с Ларионовым так и жили всю почти жизнь в гражданском браке. Расписались почти перед смертью,в 1955г. чтобы коллекции картин сохранить и передать в Россию. Детей у них не было. После их смерти наследство картин, которые оценивались уже семизначными цифрами- поделили Третьяковская галерея и французские музеи. Еще в начале двадцатых она полюбила другого - Ореста Ивановича Розенфельда, известный юрист, военный, молодой друг, младше Натальи на 10 лет, который очень её любил. В самые тяжёлые времена помогал им обоим. А Ларионова осчастливила соседка... библиотекарь Александра Томилина, рядом жила тридцать лет, ухаживала за ним после инсульта,кормила его из ложечки,готовила еду, убиралась,чинила бельё всей семье,а Наталья работала, зарабатывала деньги на всех. А после смерти Натальи (Париж. 17 октября 1962г)
 Александра стала его женой.Вот истина: - всё получает тот,кто умеет ждать... Они даже похоронены все втроём в одной могиле на кладбище Парижа. Они так и не вернулись в СССР и после приглашения Дягилева остались в Париже навсегда.
Они были единомышленниками, ценили талант каждого и гордились успехами друг друга. Он Наталью обожал и всегда был рядом.Ночевал всегда дома. Считали, что это были отношения выше, чем любовь - служение искусству-"новому искусству" и Женщине.
    Мужчины помогали своим амазонкам, и всячески поддерживали своих подруг.Д. Бурлюк был прекрасным организатором, создавал паблисити своим друзьям, и женщинам тоже. Он помогал и Наталье в подготовке первой выставки,"подогревал" публику перед выставками, агитировал за "новое искусство", разгуливая по улицам с рисунками на лице и приглашая на выставку  Н.Гончаровой. Но вскоре в СССР стали запрещать новаторские течения, считать эти направления нежелательными и многие покинули страну, эмигрировали в Европу, думали, что на время, но не вернулись.Было тяжело выживать в стране без работы - заказов не было. Дягилев спас Гончарову, приглашал работать в Париж,оформлять спектакли, прислал 50 телеграмм, но она не приезжала, только в 51-й он пригласил и Ларионова вместе с Гончаровой- так они оказались в Париже, и стали все лучшими друзьями.
  Ларионов был восхитительный художник, считался самым талантливым, сильная воля и самолюбие у него было бешеное. Ларионов стремился всегда быть первым.Наталья обращалась к самым разным традициям, перемешивая и переиначивая их, делая свой коктейль в своем творчестве, в связи с чем Михаил Ларионов выдвинул «принцип свободного копирования».Это никого не смущало.Все искали свои приёмы, свою цветовую гамму, свою гармонию. Он чувствовал цвет как никто. Вместе с   Гончаровой , А Экстер оформляли спектакли Дягилева в Париже к "Русским сезонам" . Какие прекрасные костюмы и декорации делали по их рисункам и эскизам. Всё имело необыкновенный успех у парижан. Париж сходил с ума! Все говорили о "Золотом петушке"- декорации были потрясающие и неожиданные.Язык был найден!Это главное!
  Мне очень нравятся эскизы Александры Экстерн- талантливые, элегантные, со вкусом. Костюмы по этим эскизам  непременно хочется примерить и носить. Они сотрудничали и с Идой Рубинштейн - эскизы костюмов и декорации были выше всех похвал к её балетам. Они отталкивались от лубка, иконописи, религиозных сюжетов, смелые по цвету, очень живописные, и ни на что не похожие. Это было невиданное в искусстве, новизна и смелость цвета и света завораживали зрителей. Париж склонил голову перед нашими художниками. В своей стране работы не было, и это сказывалось на здоровье женщин. Некоторые из-за голода и болезней ушли в мир иной совсем молодыми. Ушла самая молодая О. Розанова, талант многообещающий, о которой и сегодня вспоминают как о самой талантливой художнице. На смену пришёл социалистический реализм. Он вытеснил это новаторство, всё на время кануло в Лету. Хорошо устроились и пережили это сложное время только те, кто уехал. К 50 годам всё стало возвращаться, вырос интерес к авангарду. Им помогала наша эмиграция заказами и средствами, покупали работы, женщины расписывали все и вся, занимались преподаванием. Наталья сотрудничала с домами мод, - эскизы, принты, рисунки для тканей, модели платьев, ковров, росписи стен ресторанов, балов,шкафы, абажуры, подушки,ширмы,- они были в моде, особенно с сакурой цветущей; интерьеров в русском стиле или восточном, -всё пользовалось спросом в Европе. Многие растворились в театральном искусстве.Высших результатов в этом достигла А.Экстер. После смерти Дягилева им пришлось всем тяжело. Михаил Ларионов был организатор, изобретатель, выдумщик всяких акций и всячески поддерживал всегда Наталью. А зарабатывал оценкой и перепродажей икон. В жизни они пережили всё- и успехи и поражения, но выдержали испытание временем. Их работы стали стоить больших денег. Наталья Гончарова до сих пор держит самую высокую планку за проданную работу на аукционе. Её картина стоит более 10 миллионов долларов. Это рекорд, который никто ещё не побил. Марина Цветаева в Париже написала о ней прекрасное эссе.  «Гончарова - это слово тогда звучало победой», – писала Марина Цветаева о Наталии Гончаровой 1910-х годов. Амазонки авангарда все были настоящие звёзды.
 В нашем Художественном музее я всегда навещаю зал авангарда, где рассматриваю работы Д. Бурлюка, Н. Попова, О. Розановой, Н. Гончаровой, М.Ларионова, Аристарха Лентулова, П. Кончаловского и многих художников "свергателей" и бунтарей. Но поздно или рано, они всё равно возвращались к реализму, и это были их удачные работы.
Фото молодой Натальи очень интересно, на нём она красавица, на которую хочется смотреть и смотреть...Какой талант,такую жизнь сложную прожила...Сейчас её называют царицей авангарда.
 Смотрю на фото в журнале... выставка Н.Гончаровой в музее Нью-Йорка. У картины   стоит В.В Путин в числе гостей и рассматривает её шедевр под названием "Апокалипсис"... Интересно, какие  мысли приходят ему в голову?...
18.01.2024.


Рецензии
Ольга, очень интересно, лица из прошлых веков завораживают своей красотой и утонченностью! Новых творческих работ! С теплом и добрыми пожеланиями,

Любовь Гаус   14.04.2024 09:33     Заявить о нарушении
Спасибо,Любовь! Приятно,что понравилось моё чтиво.И за пожелания спасибо!
С добрыми пожеланиями и теплом Весны. Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   14.04.2024 09:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.