Старое Суркино, священное чувашское место Учук

Чуваши – третий по численности народ в Татарстане (после татар и русских). Всего в нашей республике проживает около 116 тысяч представителей чувашской национальности. В западном и восточном Закамье множество чувашских сёл и деревень, в том числе, в Альметьевском районе РТ. Одно из известных сёл района – это Старое Суркино, которое расположилось на живописных склонах Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Населенный пункт выделяется тем, что тут расположено древнейшее священное урочище Учук, в этом месте с давних времен компактно живут чуваши, которые исповедуют язычество.

Как указывают местные предания: в стародавние времена их предки жили на левом берегу Волги, рядом с Казанью. Примерно, в конце XVII - начале XVIII веков Российское государство приняло ряд мер по усилению христианизации поволжских народов (чувашей, татар, мари, удмуртов и мордвы). Крестившимся инородцам полагались льготы и налоговые послабления, на них возлагались меньшие повинности. Но часть чувашского населения, желая сохранить языческие традиции, решила переселиться на свободные земли в Закамье. Тут они нашли живописное место среди степей и перелесков, на склоне заросших холмов, где протекала небольшая речка и истекало несколько ключей. Селение было основано в 1670 году.
 
Местная легенда сохранила имя первого жителя – это был чувашин Сурка (по-чувашски его имя: С;рке), у него была большая семья: жена, дочка и девять сыновей. Они облюбовали небольшую поляну среди редколесья, построили себе дом, расчистили землю под пашню и нашли место под святилище своим богам. В те века государство поощряло заселение свободных земель, поэтому на некоторое время они освобождались от податей, и им не чинились препятствия в религиозных обрядах.
По имени первого поселенца – деревня была названа Суркино, но в древности селение ещё называли Патраклы (с чувашского языка: крепкий). Мольбище было сделано возле самого большого холма в округе, под которым рос могучий вековой дуб. Это дерево чуваши всегда почитали как священное, именно у его подножья был сделан языческий алтарь. Около него местные жители проводили молебны в честь богов и духов, прося обильного урожая, приплода скота и благоприятной погоды.

По названию основного торжества святилище было названо Учук, при этом историки считают, что слово «Учук» произошло от чувашских слов: «уй» - степь и «чук» - принесение жертвы. Чувашские краеведы указывают, что их родовая вера корнями уходит к Тенгрианству, это поклонение богу неба Тенгре. С течением веков имя главного божества изменилось в Тура.
Историки считают, что чуваши такие культы они переняли у местных финно-угорских племён (которые жили в лесной зоне), более всего, от эрзян и мари. По образу марийских рощ они стали устраивать свои кереметища и мольбища. У племен эрзя и мари дуб считался «отцом деревьев», и являлся священным деревом (онапу) – центром божественной рощи.
 
В керемети проводился весь цикл аграрных молений чувашского народа: от ранней весны до поздней осени. Центральное место в этом круге занимал Учук – моление в начале лета (после пахоты и весенних посевных работ). Недалеко от святилища бьёт одноименный родник, который называется Учук (с чувашского: ;;л ку;;), а само урочище имеет название: «К;л васан;» - от чувашского: «К;л» - «Заговаривать, молиться, священнодействовать» и «Васан» - «ручеек, родник» (то есть это «Священный источник»). В древности керемети располагались около источников, так как жертву всегда омывали родниковой водой.
Святилище Учук было основано более трех веков назад, и с тех пор это место не меняется, оно носит сакральный характер. Перед началом праздника селяне проводят совещание: в какие даты проводить моление Учук, сколько нужно собрать денег для покупки жертвенного барашка (или быка), какие еще нужны продукты для обрядовой каши и угощения гостей.
 
Коренное отличие от марийских или мордовских молений состоит в том, что обряды проводят не мужчины (старейшины), а специальные женщины-молельщицы, вероятно, что это древние отголоски матриархата среди чувашей. На праздник Учук они обязательно одевают национальную одежду и головной убор, а для моления используют только родниковую воду. Подготовка к молению начинается ранним утром.
Во время проведения религиозного обряда все селяне хранят торжественное молчание, нет пустых разговоров, никто не приходит на праздник пьяным. Жертвенную скотину сперва обливают ключевой водой – если барашек или бычок отряхивается, то такая жертва принимается богами и духами. Поэтому для жертвоприношения готовят несколько баранов, ведь иногда бывает так, что животное не отряхивается. Забой скотины производят мужчины, а женщины в это время совершают моление, а потом готовят в больших котлах специальную жертвенную кашу (по-чувашски: «учук пата») – она варится на бульоне из мяса жертвенных животных.
 
Как правило, каша «учук пата» готовится из трех круп (пшена, риса и гречихи), в эту кашу добавляют мясо забитого барана. А вот голову и копыта от него вешают на ветках священного дуба – это символизирует жертву главному божеству рощи. Перед молением прошлогоднюю «жертву» с дуба снимают и закапывают в землю вместе со шкурой и хвостом – это как бы дар подземному миру усопших предков.
 
Поскольку моление «общее», то все селяне приносят в святилище свою посуду – после моления все люди как бы приобщаются совместной трапезой, и молят Тура о здоровье, хорошем урожае, приплоде скота, о защите от злых духов (согласно древней религии доброму богу Туре противостоит злой Шуйттан - дьявол).
Кроме обрядовой каши для языческого молебна ставят обрядовый свекольный квас, в селе хозяйки в печах выпекают жертвенные лепешки (по-чувашски: юсман). Эти и прочие продукты используются в общей трапезе на празднике Учук.
В селе Старое Суркино живут люди разных национальностей, поэтому тут обустроено три кладбища: для чувашей-язычников, для татар (мусульман) и для христиан. У чувашей-язычников на могилах вместо надгробий устанавливают специальные поминальные столбы – «юпы»: мужчинам их делают из дуба, а женщинам - из липы.

Когда пришли времена СССР – на традиционные языческие культы были гонения, в село приезжало районное начальство, делались выговоры председателю колхоза и другим должностным лицам за то, что проводят языческие мольбища. Однако прямых репрессий не было, так как чувашская традиционная вера не была связана с учреждениями: мечетями и церквями. У чувашей не было священнослужителей, моления проводились на лоне природы, а природу никакими указами не запретишь. Так или иначе, всё советское время местные жители праздновали Учук, даже молодое поколение. В это время чаще всего молились по ночам или рано утром.

После перестройки активные моления в роще снова возобновились, мало того, сюда стали приезжать чуваши из соседних сел и деревень, и даже из других районов Татарстана. Старое Суркино стало своеобразным культурным центром чувашского народа в Закамье. А в 2007 году был официально учрежден фестиваль «Учук», куда стали приезжать фольклорные группы из разных районов РТ, и из республики Чувашия. Во время праздника проводятся спортивные состязания, продаются различные сувениры, организуются игры, выступают известные люди.
   

****** ******** ******** ***** ******* ***** ***** **** ******* ******* *** ***** *****
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Егоров Н. И. Праздники и календарные обряды //
Скворцов М. И. Культура чувашского края. — Чебоксары: ЧКИ, 1994,


Рецензии
Я про свою родню так мало знаю.У меня отец был чуваш.Спасибо вам за интересный рассказ.

Ирина Рудзите1   11.02.2024 19:58     Заявить о нарушении
Добрый день!
надеюсь скоро еще будут статьи про этот удивительный народ из нашего Поволжья!
С уважением Сергей!

Сергей Карпеев 3   06.03.2024 19:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.